Проблема формирования нового консерватизма в современной Германии

Автор: Ночвина Белла Анатольевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политика в фокусе

Статья в выпуске: 1, 2020 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена идеологическому кризису традиционных народных партий ФРГ в условиях роста влияния левого и правого популизма в странах ЕС. В статье рассматривается эволюция доктрины социального консерватизма в период канцлерства А. Меркель, дается анализ истоков электоральной поляризации западных и восточных земель постобъединенной Германии. Автор предпринимает попытку оценки перспективы консолидации нового консервативного блока вокруг партии ХСС, а также возможности диалога между этим новым политическим центром и основными парламентскими партиями ФРГ. В этой связи формирующийся новый консерватизм рассматривается как метод сохранения немецкой модели социального государства и способ выхода из наметившегося кризиса партийной системы Германии.

Еще

Консерватизм, социальное государство, правый популизм, интеграция, народные партии

Короткий адрес: https://sciup.org/170171096

IDR: 170171096   |   DOI: 10.31171/vlast.v28i1.7089

Текст научной статьи Проблема формирования нового консерватизма в современной Германии

Итоги последних выборов в бундестаг в 2017 г., выборов в Европарламент в мае 2019 г., земельных выборов осенью 2019 г. в Германии четко обозначили потерю влияния традиционных народных партий среди населения ФРГ. Идеологический кризис христианских демократов и их партнеров по большой коалиции СДПГ очевиден: усиление континуитета в предвыборных программах партий, потеря электоральной поддержки в значимых для них землях, отсутствие харизматичных лидеров и т.д. Если главной внутрипартийной проблемой ХДС являются сложности во взаимоотношениях с руководством баварского ХСС, в частности конфликт между А. Меркель и Х. Зеехофером по вопросу миграционной политики, то положение социал-демократов более удручающее. По мнению многих исследователей, в постобъединительный период СДПГ перенесла три серьезных удара, сказавшихся на имидже и популярности партии: последствия политики «нового центра» Г. Шредера, скандальные сочинения Т. Саррацина, раскол СДПГ, вызванный уходом О. Лафонтена и созданием им конкурентной партии «Левые». На современном этапе ни один из председателей СДПГ (З. Габриэль, М. Шульц) не стал по-настоящему лидером немецких социал-демократов, что наглядно показала недавняя отставка А. Налес. Напротив, партия «Левые» выдвинула ряд блестящих ораторов и ярких лидеров, таких как Грегор Гизи и Сара Вагенкнехт.

Главным политическим потрясением современной партийной системы ФРГ стал рост популярности правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Дискуссии о причинах появления АдГ сводятся в основном к двум тезисам: это «тезис национализма» и «тезис проигрыша модернизации». Согласно тезису национализма, люди выбирают «Альтернативу для Германии» потому, что предпочитают сохранение культурной однородности, политической, а также экономической автономии общества. Они выступают против массовой иммиграции беженцев и ограничения суверенитета Германии посредством европейской интеграции. Тезис проигрыша модернизации гласит: экономическая глобализация за последние 25 лет стала для части немецкого населения, прежде всего для социально незащищенных слоев, эпохой новой экономической неопределенности, принесла увеличение безработицы и потерю благосостояния. Экономическая модернизация постобъединенной Германии не стала «благосостоянием для всех немцев», а лишь повысила уровень дезинтеграции «осси» и «весси». Теперь эти люди, проигравшие модернизации, бросают вызов устоявшимся партиям, в частности правящим партиям ХДС и СДПГ.

Оценивая снижение поддержки своей партии и успех АдГ в восточных землях ФРГ, бывший председатель СДПГ З. Габриэль еще в начале 2016 г. отметил: «…если люди, особенно в Восточной Германии, которые хотя и усердно работают, но все равно не получают приличной зарплаты, а потом их ждет только мини-пенсия, то следствием этого будет лишь усиление их разочарования в социальной политике правительства»1.

Если следовать этим рассуждениям, то к проигравшим модернизацию относятся в основном люди с низкой квалификацией труда и низким уровнем образования, т.е. те, которые имеют низкие шансы для стабильной интеграции в современный рынок труда ФРГ. Отметим, что глобализация также создает новые риски и неопределенности и для среднего класса, однако последствия модернизации, конечно же, действуют острее и значительно сильнее в низших слоях.

В противовес данному тезису о проигравших модернизации социологические опросы электората «Альтернативы для Германии» показали, что процент группы населения среднего класса составляет почти 40%, а доля людей со средним профессиональным образованием или высшим – 30%. Основная возрастная группа партии – люди среднего возраста2. В идеологическом плане АдГ во многом формировалась как партия элит.

Успех «Альтернативы для Германии» многие исследователи анализируют в контексте усиления позиции партии «Зеленые» в партийном ландшафте

ФРГ, электорат которой в большей степени составляет молодежь. По мнению Р. Инглхарта1, социальные изменения в западных обществах привели к более широкому распространению постматериальных прогрессивных ценностей: это изменение гендерной роли, открытость мультикультурализму и т.д. Наметилась новая линия культурного конфликта между поколением семейных ценностей и новым поколением – носителем ценностей космополитизма и толерантности.

Партию «Альтернатива для Германии» большинство исследователей относят к движению новых правых, или неоконсерваторам. Радикальные правоэкстремистские партии существуют в ФРГ еще с 60-х гг. ХХ в. Наиболее значительными среди них являются Республиканская партия и Национал-демократическая партия Германии. Однако если в начале нулевых годов данные партии смогли преодолеть 5-процентный барьер для прохождения в некоторые земельные ландтаги Восточной Германии, то на сегодняшний момент популярность партий составляет около 1% населения ФРГ.

Ряд ведущих политиков Германии оценивают АдГ как неонацистскую организацию, но, на наш взгляд, это в корне неверно, т.к. программа новых правых ФРГ содержит тезисы о возврате к традиционному немецкому социальному консерватизму, который формировался как синтез элементов социал-демократических установок и неолиберального «нового социального вопроса» Г. Коля [Grundsatzprogramm… 1978: 43]. Так как АдГ институционализировалась из гражданских инициатив, ее сторонники не отрицают расширение горизонтали демократии, они выступают за традиционные ценности немецкого консерватизма, такие как семья, церковь, земельная община, гражданское общество, сильное дееспособное национальное государство. Необходимым условием для сохранения данных ценностей, по их мнению, является неизменность европейской социокультурной общности населения ФРГ, универсалии немецкой модели Sozialstaat , достижение действительной экономической интеграции западных и восточных земель Германии2. Правящую партию ХДС/ХСС лидеры АдГ обвиняют в отказе от основополагающих ценностей христианского социализма, что привело, как они считают, не только к провалу альтернативной данным ценностям политики мультикультурализма, но и к созданию в ФРГ благоприятных условий для реализации исламистской стратегии «мягкой силы» (например, можно отметить активизацию Турции в этом направлении). Со стороны лидеров новых правых звучат обвинения и в адрес СДПГ, партнера ХДС/ ХСС по «большой коалиции», и все же именно разочарование в итогах эволюции доктрины социального консерватизма в период канцлерства А. Меркель стало причиной появления новой парламентской неоконсервативной партии.

Обратим теперь внимание на баварскую партию ХСС, традиционно, еще со времен Франца Йозефа Штрауса, представляющую правое крыло немецких консерваторов. Первый этап объединительного периода был не очень удачен для ХСС. Партия не смогла создать крупные партийные организации в восточных землях Германии, уступив свои электоральные позиции христианским демократам. Успех ХДС стал возможным благодаря прагматичному и сбалансированному курсу ее лидера Г. Коля. Новый вариант христианского социализма, изложенный Г. Колем в «новом социальном вопросе», стал для объединенной Германии воплощением возможной действенной эволюции от тоталитарного социализма к социально ориентированной рыночной экономике. Увлечение лидеров ХСС правопопулистскими лозунгами не только не позволило осуществить реализацию идеи «четвертой федеральной партии», но и противоречило главной стратегии ХСС – усилению позиций европейского регионализма.

Что изменилось сейчас? Итогом объединения стала затянувшаяся экономическая интеграция, в которой такие земли, как Бавария, стали основными донорами для дотационных восточных земель Германии. Растущее недовольство баварцев этим обстоятельством выразил бывший председатель ХСС Эдмунд Штойбер: «Я не могу смириться с тем, что в конечном счете восток снова будет решать, кому быть канцлером в стране. Такого быть не должно, это мой призыв ко всем здравомыслящим людям. Нельзя допустить, чтобы вечно брюзжащие неудачники решали судьбы Германии»1. Подобная позиция ХСС не могла не сказаться на показателях популярности правящего блока ХДС/ХСС в Восточной Германии. В итоге численность членов новой партии АдГ пополняется в основном бывшими сторонниками ХДС/ХСС и группой населения, не имеющей четкой политической ориентации. В недавних своих выступлениях лидер АдГ Александр Гауланд заявил о готовности в случае необходимости создать коалиционное правительство с блоком ХДС/ХСС. Возможно ли это?

На наш взгляд, это зависит от итогов борьбы фракционных групп внутри как ХДС, так и ХСС. Безусловно, антимигрантская политика сдерживания, проводимая Х. Зеехофером, сближала позиции ХСС и АдГ. Однако представленная накануне выборов в бундестаг в 2017 г. совместная предвыборная программа ХДС/ХСС2 показала поражение Х. Зеехофера, а в 2019 г. на посту председателя ХСС его сменил Маркус Зедер.

В условиях политической конкуренции электоральный успех определяется партийными ресурсами, такими как потенциал организационной структуры, характер членства, эффективность руководящего персонала, степень финансового оснащения, мотивация субъектов для усиления роли партии, способность партии к стратегии и наличие воли в ее осуществлении, а также стратегии конкурирующих партий по отношению к новой партии. Важным аспектом является способность партии выдвинуть на федеральный уровень харизматичного успешного лидера. Действенным фактором выступает также степень поддержки со стороны посреднических институтов, т.е. СМИ, ассоциативных и социальных движений.

Для «Альтернативы для Германии» залогом успеха на выборах в бундестаг 2017 г. стало создание своих филиалов во всех землях ФРГ, молодежной организации «Молодая альтернатива», программы, отвечающей на все вызовы современного немецкого общества. Однако слабой стороной партии остается внутрипартийная борьба за лидерство, незавершенная идейно-политическая структуризация партии, негативный медийный образ АдГ, отсутствие желания других парламентских партий идти на активное сотрудничество с «Альтернативой для Германии».

Единственным потенциальным союзником АдГ в рамках формирования новой консервативной партии могла стать ХСС. Главным противоречием в отношениях двух партий выступает вопрос о дальнейшем характере европейской политики ФРГ, степени участия Германии в проекте европейской интегра- ции. Блок ХДС/ХСС представлен в Европарламенте депутатами от Европейской народной партии. Активно участвуя в Комитете регионов ЕС, ХСС выступает за расширение принципа федерализма и субсидиарности в структуре европейской интеграции, тем самым защищая свои региональные экономические и политические интересы, стремясь сохранить культурную идентичность своего субнационального региона. На последних выборах в Европарламент главным кандидатом на пост председателя Еврокомиссии от EVP был представитель ХСС Манфред Вебер, снискавший себе популярность как прагматик и умеренный политик. Хотя позицию Вебера, направленную на усиление Германии в рамках традиционной архитектоники ЕС, разделяют далеко не все члены ХСС, занятие им поста председателя Еврокомиссии значительно повысило рейтинг баварской партии. Однако в итоге новым главой Еврокомиссии стала бывший министр обороны ФРГ, ближайшая соратница А. Меркель, «провальный министр, не реагирующий на критику», как о ней пишут немецкие СМИ, Урсула фон дер Ляйен. Поражение М. Вебера в очередной раз показало слабость ХСС в отстаивании своих интересов в рамках партийного блока.

«Альтернатива для Германии» была создана немецкими евроскептиками, выступающих против усиления евробюрократизма и расширения еврозоны, но не европейской интеграции в целом. Если метод конструктивного компромисса возобладает среди умеренных евроскептиков АдГ и сторонников большей субсидиарности в ХСС, концепция европейской политики может стать пунктом дальнейшего сближения обеих партий.

Еще одним объединяющим звеном может стать стратегия социальной политики. Совместная программа ХДС/ХСС, с одной стороны, предлагает меры по снижению безработицы путем введения неполного рабочего дня, защиты интересов самозанятых, увеличения размера детских пособий, а с другой – продолжает тактику «адресной социальной помощи» в условиях экономии и ужесточения процедуры получения социальных выплат. Данная стратегия декларируется как «новая субсидиарность». Предложенный ХСС региональный план миграционной политики рассматривается в качестве действенного качественного механизма выражения «новой субсидиарности»

Программа «Альтернативы для Германии» предлагает провести налоговую реформу, целью которой станет облегчение налогового бремени для более широких слоев немецкого населения, стремящихся к работе. Действенная защита интересов рабочих и безработных возможна, по мнению лидеров АдГ, путем возвращения к подлинным ценностям христианского социализма: солидарности и субсидиарности. Ужесточение миграционной политики, контроль над получателями социальных пособий позволит реализовать эффективную субсидиарность, направленную на защиту интересов семьи и материнства. Таким образом, предвыборный лозунг ХДС/ХСС: «социальное – это то, что создает труд» во многом созвучен позиции АдГ в сохранении немецкой модели Sozialstaat .

В целом отметим, что формирующаяся на современном этапе партия неоконсерваторов еще далека от завершения структуризации в функциональном и идейном плане, но ее усиление может стать способом выхода из кризиса партийной системы ФРГ.

Список литературы Проблема формирования нового консерватизма в современной Германии

  • Grundsatzprogramm der CDU Deutschlands: Beschlosen vom 26 Bundesparteitag Ludwigshafen 23-25 Okt. /Hrsg. CDU-Bundesgeschaftsstelle. Bonn, Koln. 1978. 76 р
Статья научная