Проблема и типология цифрового кочевничества: эмпирический анализ
Автор: Арпентьева Мариям Равильевна
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: Психология и педагогика
Статья в выпуске: 2 (28), 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу особенностей идентичности субъектов, практикующих цифровой номадизм, их позитивных и негативных моментов в формировании и развитии личности и ее отношений с другими людьми. Методология исследования опирается на представления мультикультурного подхода, его достижения в сфере изучения взаимодействия и развития людей в мультикультурных сообществах. В основании исследования заложена идея о том, что современные цивилизованные сообщества являются в подавляющем числе случаев мультикультурными. Это создает иллюзию легкости перехода от одной культуры к другой, а также поддерживает и усиливает существующие противоречия и дисгармонии личностной и социальной идентичности. Наиболее явно эти дисгармонии обнаруживаются в сфере межличностных отношений кочевников (их социальной идентичности) и «закрепляются» в идентичности личностной. На теоретическом и эмпирическом уровнях выделяются типы кочевников и описываются особенности идентичности каждого типа. В качестве позитивных моментов описываются стремление к свободе и самостоятельности, поиск новых способов бытия и отношений, интеграции в мировое человечество...
Цифровой номадизм, цифровой кочевник, идентичность, мультикультурализм, свобода, зависимость
Короткий адрес: https://sciup.org/14114417
IDR: 14114417
Текст научной статьи Проблема и типология цифрового кочевничества: эмпирический анализ
Один из новых феноменов медиатизации мира — феномен цифрового номадизма (цифрового кочевничества, digital nomad) — возникновение группы людей, которая ведёт «мобильный образ жизни», постоянно меняя места проживания, а также использует цифровые телекоммуникационные технологии для выполнения своих профессиональных обязанностей (как «чемоданный антрепренер», suitcase entrepreneur) и решения иных вопросов, становится в современном мире все более популярным и привлекает внимание не только практиков, но и теоретиков [1—7]. Такой образ жизни весьма характерен для журналистов, путешественников, психологов, проповедников, бизнесменов, иногда — студентов. Ведущим феноменом исследований цифрового кочевничества с точки зрения социальной психологии является феномен идентичности как системы более или менее осознанных переживаний себя тождественным себе и принадлежащим той или иной группе, исторически непрерывным и пространственно целостным, понимания своей тождественности самому себе (личностная идентичность) и определенной части мира (социальная идентичность) как тождества и осознания непрерывности своего существования во времени и пространстве. Иметь идентичность предполагает ощущать себя более или менее независимым и постоянным в конкретной ситуации; переживать связь собственной непрерывности и признания этой непрерывности другими людьми; понимать прошлое, настоящее и будущее как единое целое, строить жизненные планы, опираясь на прошлое и осмысляя настоящее. Идентичность, таким образом, предполагает отличительность как уникальность и непохожесть, континуальность как непрерывность и целостность, принадлежность как включенность (близость) и «репутацию» — подтвержденность (признание бытия — внимание, признание важности — уважение и признание — принятие) другими людьми. Неподтвер-жденность — идентичности и человека в целом (непризнание бытия — игнорирование, отрицание значимости — небрежение и непринятие — отвержение) — одна из ведущих проблем миграций и иных социально-психологических и имеющих социально-психологические последствия кризисов и коллапсов (войн, катастроф, терминально (смертельно) опасных заболеваний и инвалидности, разлуки и смертей близких и т. д.). Выстраивая типологию цифровых кочевников, необходимо, на наш взгляд, обратиться к осмыслению особенности их личностной идентичности, особенностям отношений к себе как личности, индивиду и социальной идентичности, отраженной в особенностях отношений, который кочевники строят с другими людьми [8—11, 15, 16].
Методология исследования
Методология исследования опирается на представления мультикультурного подхода, его достижения в сфере изучения взаимодействия и развития людей в мультикультурных сообществах. Ведущими понятиями работы являются понятия «тип цифрового кочевника», «личностная идентичность», «межличностные отношения». Каждый тип цифрового кочевника соотнесен с определенными особенностями личностной идентичности и социальной идентичности (отношений с другими людьми). Они отражают меру принятия и понимания человеком себя и мира: гармоничность отношения к себе самому и отношений к другим людям, в том числе в контексте мультикультурных отношений.
В основании исследования заложена идея о том, что современные цивилизованные сообщества являются в подавляющему числе случаев мультикультурными. Это создает, с одной стороны, иллюзию легкости перехода от одной культуры к другой, а с другой — постоянно существующие противоречия и дисгармонии личностной и социальной идентичности. Наиболее явно эти дисгармонии обнаруживаются в сфере межличностных отношений кочевников (их социальной идентичности) и «закрепляются» в идентичности личностной.
Результаты теоретического анализа проблемы кочевничества
Как показал теоретический анализ проблемы цифрового кочевничества, существует несколько типов цифровых кочевников [5, 7, 9, 12—14]:
-
1) «Человек вселенной», или интегрированный тип, чья идентичность позитивна, цело-
- стна и сохранила связь с родной этнической общностью, ее культурой, а также нацелена на установление связей с иными этническими группами и культурами, их представителями. Цифровое кочевничество выступает как часть жизни, связанной с поиском и реализацией путей саморазвития в профессиональной и учебной, досуговой и семейной сферах. Кочевничество для этих людей — своеобразное путешествие к самому себе. Отношения, которые строят эти специалисты, сочетают подтверждение личностной значимости и включенности в мир, любви как соприсутствия.
-
2) «Амбивалентный» тип — идентичность этих людей маргинальна, двойственна и размыта, цифровой номадизм есть способ уйти от решения многих личных и социальных проблем, обойти необходимость и боль социальных инициаций, маркирующих переход на новый уровень личностного и социального развития. Для этих людей свойственны ориентация на территориальную экспансию и поиск «удовольствий», отсутствие структурированного представления о целях собственного кочевничества, тенденция «жить по своим правилам», избегая обязанностей и ограничений повседневных обязательств. Кочевничество выступает как способ жизни «рядом с жизнью», фантомное бытие, позволяющее выбирать лишь необременительные аспекты жизни и минимизировать напряженность, увеличить «наслаждение» жизнью. Человек ищет и реализует путь к удовольствиям, в том числе «от самого себя». На этом пути он оказывается от семейных и иных связей, исчерпывая ресурсы своего развития и развития рода. Отношения таких людей в большей степени соприсутствие, чем отношения «личностной значимости» и включенности.
-
3) «Лоскутный тип», чья идентичность «человека без корней» фрагментарна и негативна. Люди этого типа не стремятся и не очень способны к построению прочных и глубоких отношений ни с окружающими их людьми, ни с теми, кто когда-то в них пришел. Кочевничество выглядит как спорадическое перемещение «человека без корней», «перекати-поля» в направлении, определяемом жизненной ситуацией (внешними по отношению к личности аспектами). Кочевничество предстает в этой группе как способ существования, позволяющий удовлетворять желания, не обременяя себя обязательствами, путешествие как скрытый протест и несогласие с миром пост-паноптикума — «против» самого себя и мира. Ведущий модуc отношений — избегание и отчуждение: отказ от близо-
- сти в форме значимых отношений и в форме соприсутствия («перманентное отсутствие» «вечного путешественника»).
Описание эмпирического исследования кочевничества
В проведенном нами эмпирическом исследовании цифровых кочевников-психологов, занимающихся продажей различных психологических услуг (среди которых лидируют семинары и тренинги личностного роста и организационного развития), получен ряд интересных данных. Поскольку объем выборки был не очень большим (30 человек), а само исследование носило характер «свободного интервью», дополненного результатами включенных наблюдений, основное внимание обращалось на качественные тенденции в развитии цифровых номад. Исследование осуществлено в 2010—2015 гг., все респонденты являлись «цифровыми» (виртуальными) собеседниками исследователя. Данные обрабатывались методом качественного и, где позволял объем данных, контент-анализа. Всем собеседникам предлагались соответствующие их профилю деятельности варианты сотрудничества, выделялись темы, которые интересуют «кочевников» в первую очередь, а также стратегии решения задач, требующих сотрудничества и установления реальных отношений (разбитые позже на подтемы, связанные с отношениями респондентов к психологическим, нравственным и правовым аспектам отношений человека и общества) и т. д. Все респонденты поделены на три группы: «временно выбывшие в иную страну проживания — командированные» (10 человек), «эмигранты» — переехавшие в иную страну в режиме смены постоянного места жительства (20 человек); а также «номады» — кочующие по России и миру (10 человек).
Результаты исследования
Как показало исследование, ведущие модусы, структурирующие сознание (идентичность) «цифрового кочевника», — это свобода и зависимость, близость и отчуждение, труд и отдых, новизна и привычность, развитие и стагнация. Эти линии развития человека являются наиболее общими и позволяют типологизировать цифровых кочевников: зависимые, дезинтегрированные и свободные, интегрированные; включенные и отчужденные; строящие бизнес и развивающие профессионализм или странст-вующие-отдыхающие; стремящиеся к переживанию новизны или уставшие от нее и стремящиеся к покою и стабильности («назад к корням»), стремящиеся к развитию или «зависающие» в неудовольствии от мира и от самих себя.
Суммируем основные результаты эмпирического исследования в таблицах 1 и 2.
Идентичность цифровых номад
Таблица 1
Группы |
Идентичность личностная / отношения с собой |
Идентичность социальная / отношения с людьми |
т т СП о ^ Т о ^ |
|
Коллапсы систем отношений к себе и миру, личностная деструкция и деструкция отношений с миром, требующие столкновения с серьезными жизненными испытаниями для реинтеграции, страх вернуться в родную культуру и желание «диктовать свои правила» в ней |
н т си о. m |
|
Дистанцирование и стратегия руководства, отказ от стратегий взаимодействия «на равных», непонимание других людей и отсутствие глубоких и широких «сетей» значимых отношений, формирование подвижных и поверхностных, в разной мере широких отношений с миром |
си Z о X |
|
Стремление к широким, но неглубоким отношениям наряду с сохранением немногочисленных глубоких отношений, разрывы и конфликты отношений: предательство как отказ от себя и значимых других, потребность поддерживать минимальный уровень сотрудничества во избежание тотального коллапса |
Тенденции развития идентичности цифровых кочевников
Таблица 2
Группы |
Психологические законы |
Правовые законы |
Нравственные законы |
X 03 CD О О. X С1 X 03 о ^ |
Самоисследование в новой среде, попытки пересмотра своей жизни, претензии к миру и «обращение», конфликты в отношениях с представителями своей культуры |
Освоение новых законов без их понимания, «пробные» попытки осмысления внешнего мира, конфликты с законом как отражение конфликтов культур и конфликтов интенций субъекта — измениться и выделиться и принадлежать и соответствовать. Попытка поддержать чувства значимости, уникальности и нужности правовыми средствами |
Нравственные коллизии, попытки перевести нравственные и психологические проблемы на язык правовых законов страны пребывания исходя из знаний правовых законов собственной страны |
X 03 о. X Z m |
Стремление к интеграции реализуется не полностью, перенятие моделей отношений к себе и миру без рефлексии проблем, возникающих внутри личности в ее отношениях с представителями своей культуры |
Освоение новых законов и попытка их перенесения на старые отношения с собой и миром, стремление закрепить правовые аспекты жизни как гарантии стабильности, неудовлетворенность правовыми рамками и гарантиями. Попытка компенсировать и решить проблемы переживаний значимости, уникальности и нужности за счет формализации отношений к себе и миру |
Аномия нравственная, отказ от нравственных регулятивов отношений как вторичных по отношению к правовым и психологическим законам. Забвение Бога и сосредоточение на повседневных вопросах, бизнесе |
03 о X |
Сравнение и исследование моделей отношений к миру и себе, попытки выделить общее и подходящее себе, конфликты ситуативные, обозначающие неадекватность новых типов отношений в контексте связей с представителями родной культуры |
Правовой нигилизм при внешнем согласии и стремлении соответствовать требованиям страны пребывания, наряду с экспансией собственных правовых, нравственных и психологических «законов» (вплоть до навязывания и утверждения диктата «своих правил») |
Нравственный поиск, попытки встроить нравственные законы в психологические и правовые законы бизнеса и иных отношений. Попытка решить проблему соотношения общечеловеческих и индивидуальных ценностей, ощущение невстроенности. Поиск «своей» группы и системы отношений. Попытка гармонизировать чувства значимости, уникальности и нужности, опираясь на Бога |
Заключение
Подводя итог, подчеркнем: цифровое кочевничество многотипно. Это и «цифровое беженство», используемое человеком, чтобы уйти из мира обязательств и травм; это и «цифровой туризм», используемый в целях структурирования времени и пространства жизнедеятельности; это и просто «путешествие» в мир иных смыслов, за самим собой и гармонией своего мира. Это и «цифровые захваты» новых территорий: не случайна тяга «кочевников» к местам, где «не ступала нога человека», и местам, «похожим на рай» [3]. Одним из наиболее сложных моментов цифрового кочевничества является феномен «потери корней», разрыва или разрушения социальной идентичности в результате отказа от духовно-нравственных ориентиров своей культуры и человечества, стремления к свободе как комфорту и защищенности, освобождению от тяжелого труда и обязанностей.
Эти стремления формируют особое отношение к себе и миру, в котором позитивные моменты, связанные с творчеством, развитием, наслаждением жизнью, сочетаются с потребительством, стагнацией и разрушением личности. Первой страдает этнокультурная, а затем и личностная идентичность.
Список литературы Проблема и типология цифрового кочевничества: эмпирический анализ
- Арпентьева М. Р. Проблемы взаимопонимания в мультикультурном консультировании/М. Р. Арпентьева//Представительная власть -XXI век. -2014. -№ 7-8. -С. 59-65.
- Бурлуцкая М. Г. Фрилансеры: специфика социального статуса, стратегии карьеры и профессионального развития/М. Г. Бурлуцкая, В. С. Харченко//Журн. социологии и социальной антропологии. -2013. -Т. 16, № 1. -С. 111-123.
- Касавин И. Т. «Человек мигрирующий»: онтология пути и местности/И. Т. Касавин//Вопр. философии. -1997. -№ 2. -С. 84.
- Кужелева-Саган И. П. Общество-Сеть. Эволюция представлений: концепции, образы, метафоры/И. П. Кужелева-Саган//Wolkenkuckucksheim. Воздушный замок. Мeждународный журн. по тєории архитeктуры. -2014. -№ 32(19). -Р. 29-42.
- Ле Коадик Р. Мультикультурализм//Débats sur l'identité et le multiculturalisme/отв. ред. Е. Филиппова, Р. Ле Коадик. -М.: ИЭА РАН, Наука, 2005. -С. 78-104, 126-149.
- Минигалиева М. Р. Толерантность и мультикультурализм/М. Р. Минигалиева. -Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012. -332 с.
- Мир глазами блоггера/под ред. В. Трофимова. -М.: ИД «Вече», 2011. -240 с.
- Boden D. Worlds in action: information, instantaneity and global futures trading//B. Adam, B., Beck U., van Loon J. (eds). The Risk Society and Beyond. -L.: SagePublications Ltd, 2000. -240 p.
- Boden D., Molotch H. The compulsion to proximity//Nowhere. Space, time and modernity/R. Friedland, D. Boden (eds). -Berkeley: University of California Press, 1994. -Р. 257-286.
- Cohen I. Detached involvement: on the sociology of solitude//Annual Conference of the Amer. Sociological Ass., Washington. August 2000. -Washington, DC, 2000. -Р. 3-12.
- Cohen R. Global Diasporas. -L.: University College London, 1997. -241 р.
- Deleuze G., Guattari F. Nomadology: The War Machine/Trans, by В. Massumi. -N. Y.: Semiotext^), 1986. -160 р.
- Fernandez V. A. Nomadismos contemporaneos: formas tecnoculturales de la globalizacion. -Murcia: Universidad de Murcia, EDITUM, 2010. -160 s.
- Gussekloo A., Jacobs E. Digital Nomads. -N. Y.: Location-Independent Pub., 2016. -280 p.
- Makimoto T., Manners D. Digital Nomad. -Chichester: John Wiley, 1997. -256 р.
- Sisson N. The Suitcase Entrepreneur: Create freedom in business and adventure in life. -N. Y.: Tonawhai Press, 2013. -314 p.