Проблема историко-критической методологии в догматическом богословии прот. Сергия Булгакова

Бесплатный доступ

В статье рассматривается проблема использования историко-критического метода в догматическом исследовании в общем, и в частности в главном догматическом сочинении о. Сергия Булгакова, в «Агнце Божием». Показывается главный исходный принцип исторической критики - понимание истории как рационально объяснимой связанности событий, заведомо исключающей все чудесное и иррациональное. На примере историко-богословского анализа христологии свт. Кирилла Александрийского у прот. Сергия Булгакова автор приходит к выводу, что методология о. Сергия в некоторых моментах действительно близка к рационалистическому подходу исторической критики, что позволяет установить некоторое сходство между пониманием истории догматической мысли о. Сергием Булгаковым и принципами аналогии и однородности, выделенными западным теологом Э. Трёльчем. С другой стороны, отмечается не полный разрыв о. Сергия с церковным пониманием боговдохновенности, что в целом позволяет заключить о двойственности его методологической позиции как некоей попытке совмещения методов богословского и историко-критического, в своей сущности (на уровне предпосылок) антицерковного метода.

Еще

Историческая критика, историко-критический метод, христология, догматика, богословская методология, научность, конфессиональность, рационализм

Короткий адрес: https://sciup.org/140301634

IDR: 140301634   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2023_3_120

Список литературы Проблема историко-критической методологии в догматическом богословии прот. Сергия Булгакова

  • Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2004.
  • Анастасий Синаит (2003) — Анастасий Синаит, прп. Избранные творения. М., 2003.
  • Булгаков (1933) — Булгаков С., прот. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Париж: YMCA-Press, 1933. Ч. I.
  • Булгаков (2000) — Булгаков С., прот. Агнец Божий. О Богочеловечестве. М., 2000. Ч. I.
  • Григорий Нисский (1868) — Григорий Нисский, свт. Опровержение мнений Аполлинария (антирритик) // Григорий Нисский, свт. Творения. М., 1868. С. 59-201.
  • Иоанн Дамаскин (2003) — Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 2003.
  • Кирилл Александрийский (1892а) — Кирилл Александрийский, свт. Памятная записка пресвитеру Евлогию, находящемуся в Константинополе // Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1892. Т. 2. С. 159-161.
  • Кирилл Александрийский (1892б) — Кирилл Александрийский, свт. Изъяснение двенадцати глав, изложенное в Ефесе Кириллом, архиепископом александрийским, когда святый собор потребовал яснейшего изложения их // Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1892. Т. 2. С. 14-22.
  • Кирилл Александрийский (1892в) — Кирилл Александрийский, свт. Кирилла, архиепископа александрийского, 12 глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория, как правые // Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1892. Т. 2. С. 55-81.
  • Кирилл Александрийский (1892г) — Кирилл Александрийский, свт. Послание Кирилла к Акакию, епископу Мелитены, упрекавшему его посланием в том, что он согласился с восточными // Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1892. Т. 2. С. 151-159.
  • Кирилл Александрийский (1910) — Кирилл Александрийский, свт. Благоговейней-шему и боголюбивейшему сослужителю Несторию Кирилл о Господе (желает) всякого блага // Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 144-147.
  • Кирилл Александрийский (2005-2006) — Кирилл Александрийский, свт. Диалог о вочеловечении Единородного // Богословский вестник. 2005-2006. Т. 5-6. № 5/6. С. 65-150.
  • Кирилл Александрийский (2010) — Кирилл Александрийский, свт. Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому // Богословский вестник. 2010. № 10. С. 17-31.
  • Асмус (2005) — Асмус В., прот. Вселенский V Собор // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 616-628.
  • Болотов (1907) — Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней церкви. Т. 1: Введение в церковную историю. СПб., 1907.
  • Болотов (1918) — Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней церкви. Т. 4: История церкви в период вселенских соборов. СПб., 1918.
  • Гранак (2001) — Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. М., 2001. Т. 2.
  • Давыденков (2007) — Давыденков О., прот. Христологическая система Севира Антиохийского: догматический анализ. М., 2007.
  • Давыденков (2012) — Давыденков О., прот. Вопрос о тождестве ипостаси Христа и ипостаси предвечного Логоса в православной христологии "У!-К вв. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 22-35.
  • Давыденков (2018) — Давыденков О., прот. Понятие «воипостасное» в дифизитской христологии после Леонтия Византийского // Христианское чтение. 2018. № 1. С. 21-32.
  • Катанский (1871) — Катанский А. Л. Об историческом изложении догматов // Христианское чтение. СПб., 1871. № 5. С. 791-843.
  • Лаврентьев (2012) — Лаврентьев А.В. Историзм и историко-критический метод в теологии В. Панненберга // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 3 (41). С. 7-18.
  • Мейендорф (2000) — Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000.
  • Неклюдов и др. (2006) — Неклюдов К. В., Пономарёв А. В., Ткаченко А. А. Герменевтика библейская // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 11. С. 360-390.
  • Пеликан (2007) — Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. М., 2007. Т. 1.
  • Пономарев (1908) — Пономарев П.П. Священное Предание как источник христианского ведения. Казань, 1908.
  • Поппер (1983) — Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
  • Сидоров (2013) — Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. М., 2013.
  • Сильвестр Малеванский (1863) — Сильвестр (Малеванский), архим. Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере // Труды Киевской духовной академии. 1863. № 12. С. 471-472.
  • Трёльч (2009) — Трёльч Э. Об историческом и догматическом методе в богословии // Сравнительное богословие: немецкий протестантизм XX в. М., 2009. С. 21-45.
  • Федотов (1998) — Федотов Г.П. Православие и историческая критика // Федотов Г.П. Собрание сочинений: в 12 т. М., 1998. Т. 2. С. 219-231.
  • Флоровский (1992) — Флоровский Г., прот. Восточные отцы V-VIII веков. М., 1992.
  • Флоровский (2002) — Флоровский Г., прот. Смысл истории и смысл жизни // Вера и культура. СПб., 2002. С. 61-83.
  • Baur (1853) — Baur F. Das Christenthum und die Christliche Kirche der Drei Ersten Jahrhunderte. Tübingen, 1853.
  • Dorner (1853) — Dorner. Entwicklungsgeschichte der Lehre von d. Person Christi: von den ältesten Zeiten bis auf die neueste. Berlin, 1853.
  • Handbook (2001) — Handbook of biblical criticism. London; Leiden, 2001.
  • Harnack (1905) — Harnack. Dogmengeschichte. Tübingen, 1905.
  • Jugie (1912) — Jugie M. Nestorius et la controverse nestorienne. Paris, 1912.
  • Loofs (1887) — Loofs. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Leipzig, 1887.
  • Maier (1977) — Maier G. The End of the Historical-Critical Method. Concordia Publishing House, 1977.
Еще
Статья научная