Проблема этнической идентичности алтайских субэтносов в общественном дискурсе Республики Алтай

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521907

IDR: 14521907

Текст статьи Проблема этнической идентичности алтайских субэтносов в общественном дискурсе Республики Алтай

Включение в 2000 г. алтайских субэтносов в единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации вызвало в Республике Алтай дискуссию: кем отныне являются кумандинцы, тубалары, челканцы и теленгиты - частью алтайского этноса или отдельными народами? Данный вопрос остается открытым и в сочетании с вопросом о будущем всего алтайского этноса провоцирует взаимоисключающие мнения.

Следует отметить, что этническая идентичность - переменная величина. На индивидуальном уровне она достаточно изменчива, границы ее подвижны. И сегодня мы не можем однозначно утверждать, какова этническая идентичность представителей алтайских субэтносов. В то же время, мы убеждены, что на процессы этнической идентификации алтайских субэтносов большое влияние оказывают представления, формируемые в обществе алтайской интеллигенцией, политиками и лидерами общественных организаций коренных малочисленных народов. В этой связи вкратце рассмотрим особенности общественного дискурса в Республике Алтай в период с 2000 по 2012 гг.

Анализ ситуации в общественном дискурсе Республике Алтай позволяет говорить об отсутствии резкого противостояния между сторонниками идеи единства алтайского этноса и их оппонентами, рассматривающими алтайские субэтносы в качестве отдельных народов. Все дело в том, что никто из общественных лидеров алтайских субэтносов после Ф.А. Сатла-ева, подвергнувшего в начале 1990-х гг сомнению концепцию консолидации алтайского этноса [1992, с. 113–114], не пропагандирует культурную уникальность и самобытность своих этнических групп. Напротив, они подчеркивают, что не стремятся к отделению от алтайского этноса и лишь пытаются обратить внимание на проблемы своих этнических групп на государственном уровне.

В этой связи в общественном дискурсе республики доминирует точка зрения, основанная на идее консолидации алтайского этноса. Сторонники данной идеи не отвергают определенных культурных, языковых различий между отдельными алтайскими субэтносами, но акцентируют внимание на общих элементах культуры, историческом прошлом.

На данную тему в Республике Алтай особенно много говорили и писали накануне Всероссийских переписей населения (2002 и 2010 гг.). Так, в 2002 г. И.С. Тенгереков писал: «Из единого народа, алтайцев, превратиться в этносы: телеутов, теленгетов, кумандинцев, челканцев и тубаларов? Кому из нас это надо? Что нам делить между собой? Язык, культура, обычаи у нас тюрков Сибири едины. Идет возрождение, становление нас, алтайцев, в единую нацию» [2002].

Проведение обеих переписей населения сопровождалось распространением среди коренного населения республики опасений, что выделение из состава алтайского этноса нескольких малочисленных народов приведет к понижению численности «титульного» алтайского этноса, что в итоге приведет к утрате конституционно-правового статуса республики. В этой связи в 2002 г. представители алтайской интеллигенции в своих публикациях обращались к алтайским субэтносам с призывами во время переписи записаться алтайцами, а в 2010 г. – или алтайцами, или двойным названием: алтайцы-кумандинцы, алтайцы-тубалары и т.д.

Обратим внимание, что такие призывы в большей степени адресовались теленгитам - представителям самого крупного алтайского субэтноса. Призывы исходили не только от представителей «центральной» алтайской этнической группы алтай-кижи , но и от самих теленгитов.

В отличие от теленгитов, многие представители других алтайских субэтносов придерживались мнения, что в силу своей малочисленности кумандинцы, тубалары и челканцы не повлияют на судьбу республики. Они заявляли, что будут записываться представителями коренных малочисленных народов и призывали других следовать их примеру. «От того, что эти четыре тысячи человек не запишут алтайцами, ничего не изменится. Нет документа, который бы говорил о том, что если коренного населения мало, то республики не будет. В Хакасии одиннадцать процентов живет, республика существует и процветает. И у нас так же. Пусть эти диалекты существуют, пусть эти малочисленные народы существуют, хоть какую-то мизерную льготу от государства получают» [Кандаракова, 2009, с. 58].

Тем не менее, в 2010 г. незадолго до переписи населения президент Ассоциации коренных малочисленных народов Республики Алтай А.И. Су-мачаков высказался в поддержку идеи консолидации алтайских этнических групп и сохранения статуса республики. Он указал, что алтайцы – это молодая нация, которая еще формируется, и отметил, что малочисленные народы республики могут записываться во время переписи как алтайцы-челканцы, алтайцы-тубалары и т.д. [Республиканы ƒ …, 2010].

Следует отметить, что с возможной утратой статуса республики не были согласны и республиканские власти. 26 мая 2009 г. в г. Горно-Алтайске по инициативе Государственного собрания – Эл Курултай Республики Алтай проводилась научно-практическая конференция «Единство этнического разнообразия – основа устойчивого развития Республики Алтай». На ней спикер парламента И.И. Белеков заявил: «Надо трезво отдавать себе отчет в том, что мы можем сохраниться и развиваться, только оставаясь субъектом Российской Федерации. .. .Призываю в этот ответственный момент отбросить все взаимные упреки, а весь наш патриотический и национальный пыл направить на единение алтайского народа, давшего название республике» [2009, с. 5, 8].

Надо сказать, что в работах современных ученых Республики Алтай достаточно активно обосновывается идея консолидации алтайских этнических групп. Так, Н.С. Модоров утверждает: «…алтайские племена прошли исторически долгий (хотим мы это признавать или нет), но консолидирующий путь (особенно в советский период их истории) и только благодаря этому они не растворились, не затерялись в бушующем океане больших и малых этносов тюрко-монгольского мира» [2006, с. 16]. О консолидационном процессе пишет и этнограф С.П. Тюхтенева: «В последние годы наметилась тенденция к новой консолидации алтайцев» [2011, с. 45].

При этом в Республике Алтай все большее признание получает концепция, что историческим самоназванием алтайского этноса являлся этноним теленгиты . Одним из первых ее высказал историк Г.П. Самаев [1991, с. 28-29]. Он утверждал, что коренное население Алтая уже в XVII в. составляло единую этническую общность, состоявшую из нескольких родственных этнических групп. Г.П. Самаев указал, что в составе данной общности ведущая роль принадлежала теленгитам, которые подразделялись на три основные группы. Центральная группа называлась алтай-телен-гитами или просто алтайцами. От них ведет свое происхождение основная масса современного алтайского народа. Восточные теленгиты были предками современных алтайцев Кош-Агачского и Улаганского районов. За северо-западной группой теленгитов в научной литературе закрепилось название телеуты . Сами они называли себя ак-теленгитами . Кроме телен-гитов, по мнению автора, в алтайскую этническую общность входили три маленькие этнические группы - туба , чалканцы и кумандинцы.

Как видим, данная историческая концепция обосновывает историческую консолидацию алтайских этнических групп. И надо сказать, что она оказалась востребована в среде алтайского этноса, особенно среди южных алтайцев.

В то же время представители северных алтайцев тоже высказывают -ся в поддержку идеи консолидации, однако на «равноправных» условиях, чтобы их этнокультурные особенности признавались и не подавлялись. Вот что один из них пишет по этому поводу: «Я за сохранение Республики Алтай и за сохранение своего народа, но на более высоком уровне – как равноправного партнера, входящего в Союз (Ассоциацию) шести народов Республики Алтай. ˂…> Мы – тубалары, кумандинцы и челканцы – народ. Для создания алтайского народа нужно не придерживаться двойного стандарта, а активно создавать концепцию развития единого алтайского языка, религии и культуры. Принять программу развития единого алтайского народа, а не вести негативную агитацию об отделении северных этносов от алтайцев. Куда же мы отделимся? Мы хотим жить равноправно, а не исчезающим народом в родной Республике. Есть время собрать Курултай алтайского народа и создать Союз (Ассоциацию) алтайских народов. Кто же Республику тогда упразднит?» [Тодожокова, 2002].

Таким образом, рассмотрение ситуации в общественном дискурсе Республики Алтай позволяет заключить, что в республике сильны установки на консолидацию алтайских этнических групп, на укрепление общеалтайской идентичности.

Статья