Проблема кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей

Автор: Гришина Мария Семеновна

Журнал: Регионология @regionsar

Рубрика: Региональные проблемы науки и образования

Статья в выпуске: 4 (61), 2007 года.

Бесплатный доступ

Анализируются проблемы системы дополнительного образования детей в целом и кадрового обеспечения системы в частности, а также социальный статус учителей. Предложены пути дальнейшего развития кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей.

Короткий адрес: https://sciup.org/147222391

IDR: 147222391

Текст обзорной статьи Проблема кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей

В системе образования для детей, наряду с дошкольными учреждениями и школой, имеется и дополнительное образование. Оно отличается от основного целями, задачами, программным содержа нием, общими требованиями, спецификой взаимодействия общностей педагогов и учащихся, формами и методами педагогической и ученической деятельности, нормами и санкциями и т. д. Эти институциональные различия дают основание рассматривать дополнительное образование как особый институт, несмотря на то, что последний характеризуется взаимодействием тех же социальных общностей, что и, например, школа1

Основная форма организации жизнедеятельности людей в дополнительном образовании, как и в основном — обучение и воспитание. Но в учреждениях дополнительного образования оно не является необходимым и обязательным. Это то образование, которое осуществляется в соответствии с выбором учащихся и их интересами в свободное время. Возможность свободного выбора занятий, наличие интересов учащихся к внеучебной деятельности и свободного времени для нее — основные отличия дополнительного образования от основного, базового.

У педагогов и работников учреждений дополнительного образования заметно стремление выполнить компенсаторную функцию по отношению к школе: углубить представления, знания учащихся в тех вопросах, где школа не смогла это сделать в силу специфики учебного плана, ограниченных временных возможностей и т. д.

ГРИШИНА Мария Семеновна, старший научный сотрудник лаборатории социально-экономических исследований в образовании Нижегородского института развития образования.

Заказ №6759

Следует отметить, что у большинства учащихся (особенно старшеклассников) потребность в дополнительном образовании весьма существенна. Многие из них рассматривают его как особую форму предпрофессиональной подготовки к поступлению в специализированные учебные заведения.

В России 90-х гг. XX в. прекратила свою деятельность пионерская организация. Но дома, дворцы пионеров и клубы по месту жительства детей были настолько востребованы населением, что органы управления образованием их сохранили, придав им другой статус — учреждения дополнительного образования. Эти учреждения перешли в сферу образования и заполнили нишу досуговой деятельности детей и взрослых.

Сегодня дополнительное образование воспринимается как социальная, а не коммерческая сфера деятельности, ценности рыночной экономики для большинства педагогов и руководителей дополнительного образования чужды. Они считают, что и в дальнейшем организованный досуг детей должен оставаться предметом государственных интересов. Однако в годы реформ государственные интересы были далеки от социальных проблем населения. Все учреждения дополнительного образования переданы на муниципальный уровень, а принятый Закон об «Образовании» не отделял УДО от учреждений основного общего и среднего образования. Эта политика привела к сокращению системы дополнительного образования детей2

Сокращение финансирования привело к исчезновению тех учреждений дополнительного образования, деятельность которых была связана со значительными материалоемкими и иными затратами (например, участие в соревнованиях, связанное с поездками в другие города и даже страны). Понятно, что в первую очередь стали закрываться станции юных техников и натуралистов, спортивные школы.

Сегодня происходит сложный и болезненный процесс адаптации учреждений дополнительного образования к новым рыночным условиям. Каждое учреждение ищет свои пути развития, но в целом социальный институт дополнительного образования испытывает институциональный кризис.

Проблема современной системы дополнительного образования для детей заключается в том, что с одной стороны, обществом признается ее значимость для воспитания, развития детей и общества, с другой — экономические, право- вые, социокультурные, кадровые условия препятствуют ее развитию в большей степени, чем способствуют.

Кризис выражается, в первую очередь, в низком экономическом статусе педагога дополнительного образования. Работа начинающего педагога, окончившего среднее специальное учебное заведение и не имеющего стажа, оплачивается по 6—7 разрядам единой тарифной сетки (ЕТС), и его оклад составляет от 1 010 до 1 ПО рублей. Работа опытного педагога, имеющего высшее профессиональное образование и стаж работы свыше 10 лет, оплачивается по 11 разряду ЕТС, оклад — 1 610 рублей. Если педагог проходит аттестацию в областной аттестационной комиссии, что является серьезным испытанием, ему присваивают высшую квалификационную категорию, оклад увеличивается на 410 руб. — 2 020 руб., что соответствует 14 разряду ЕТС3

В 2006 г. проведен анкетный опрос педагогов дополнительного образования г. Нижнего Новгорода. Объектом исследования стали педагоги домов детского творчества, клубов по месту жительства, учреждений, связанных с досуговой деятельностью детей вне школы. Опрошено 172 чел., что составляет около 10 % всех педагогов дополнительного образования в городе, из них 111 (64 %) педагогов дополнительного образования и 61 (36 %) руководителей учреждений дополнительного образования разного уровня, из них 13 % мужчин и 87 % женщин.

Результаты опроса показали, что низкий не только экономический, но и социальный статус педагога дополнительного образования: престижной свою работу считают только 37 % опрошенных. В низкой оценке престижности своей профессии отражается отсутствие внимания к ней со стороны государства и сложившееся отношение к ней в обществе. Тем не менее, большинство опрошенных педагогов основными мотивами, побуждающими их трудиться, называют творческий характер работы и возможность реализовать свои способности.

Высокая творческая мотивация к труду с одной стороны, и ощущение непрестижности своей профессии в современном обществе — с другой, вызывают внутреннее психологическое напряжение у педагогов. Осознание невозможности достойно заработать и неподкрепленный экономически существующий энтузиазм педагогов разрушают сферу дополнительного

образования, закрывают в нее дорогу молодым кадрам, создает высокую потенциальную текучесть среди тех, кто уже работает. Так, 78 % опрошенных педагогов считают, что смогут либо легко найти новую работу, либо найдут ее через некоторое время. Только 8% опрошенных считают, что достигли высокого служебного уровня и не помышляют о дальнейшем служебном росте, а так как в УДО перспективы для служебного роста практически отсутствуют, то, надо полагать, развивать свою карьеру педагоги предполагают в других сферах деятельности.

Работа педагога дополнительного образования требует не только хороших прикладных навыков, но и высокой психолого-педагогической компетенции. Между тем, только 39 % респондентов имеют базовое педагогическое образование. Причина этому — отсутствие системы профессионального образования педагогов дополнительного образования в высшей школе и слабая организация переподготовки по данной специальности в системе повышения квалификации.

Низкая психолого-педагогическая готовность, высокая потенциальная текучесть, и неподкрепленный экономически высокий творческий потенциал педагогов являются, на наш взгляд, признаками кадрового кризиса дополнительного образования, влекущего за собой общий институциональный кризис.

Пути выхода из кризиса системы дополнительного образования детей следует искать в направлении укрепления экономического и профессионального статуса педагога дополнительного образования. В первую очередь необходимо развивать систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Важно, чтобы человек, ведущий кружковую работу, обладал не только набором специальных прикладных навыков и умений, но и высокой психолого-педагогической компетенцией, способностью к профессиональному педагогическому творчеству. Тогда из педагога-любителя, проводящего свой досуг с детьми, он превратится в профессионала.

Решение этой задачи невозможно без поддержки со стороны учредителя (муниципального органа управления образованием). Эта поддержка будет намного эффективнее, если на государственном уровне принять программу развития дополнительного образования детей России. Но так как поддержка на государственном уровне сегодня практически отсутствует, то программные документы разрабатываются «снизу».

Центром дополнительного образования города Нижнего Новгорода стал городской Дворец детского творчества им. В. П. Чкалова. Во Дворце разработана программа «Мы вместе!», где прописано взаимодействие учреждений дополнительного образования для детей Нижнего Новгорода в рамках одного воспитательного пространства. Сейчас эта программа утверждена городским департаментом образования и социально-правовой защиты детства как нормативный документ, регламентирующий взаимодействие всех городских УДО. Но подобного рода инициативы единичны. Нужна основательная, социальная государственная программа, законодательно обеспечивающая поддержку и развитие системы дополнительного образования.

Список литературы Проблема кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей

  • Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования: Учеб. пособие. М., 2005. С. 250-265.
  • Российский статистический ежегодник. 2003. С. 221.
  • «О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 г. № 609 с изм., внесенными постановлениями Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 902, от 18 августа 2005 г. № 522;
  • «О согласовании изменений в разрядах оплаты труда к тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования РФ» Постановление Минтруда РФ от 22 ноября 1995 № 65.
Статья обзорная