Проблема катарсиса у Достоевского: из газетной полемики 1873 года

Автор: Захарова Ольга Владимировна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.11, 2013 года.

Бесплатный доступ

Проблема катарсиса впервые поставлена в «Поэтике» Аристотеля. Аристотель достаточно широко трактовал понятие «катар сис», который мог быть и трагедийным, и музыкальным, но всегда озна чал очищение — очищение как диалог поэта и зрителя, одну из задач искусства. В тезаурусе Достоевского нет категории «катарсис», но есть его рус ский эквивалент: очищение. Очищение страданием — одна из ключевых идей его творчества. Эту идею Достоевский выразил в творчестве, начи ная с «Записок из Мертвого Дома», но впервые высказал прямо в третьей главе «Среда» в «Дневнике Писателя» за 1873 г. Достоевский противопо ставляет социалистическому учению о «среде» христианскую идею ответ ственности человека за свои и чужие поступки. Либеральная журналисти ка не приняла идею «очищения страданием» Достоевского: она высмеяла писателя (Л. К. Панютин, А. Г. Ковнер, В. П. Буренин, А. С. Суворин). Вме сто понимания и уважительной полемики Достоевский услышал ругань и хамство в свой адрес. Консервативная критика обошла вниманием этот эпизод «Дневника Писателя». Понимание этой идеи как катарсиса пришло уже после смерти писателя в XX в. в работах С. Цвейга, Н. Бердяева и др. Несмотря на то что в современной критике высказываются сомнения, есть ли катарсис у Достоевского, следует признать, что катарсис является кате горией поэтики Достоевского, очищение страданием составляет сущность эстетического сопереживания автора и читателя, выражает смысл его творчества.

Еще

Аристотель, гете, достоевский, катарсис, очищение страданием, критика, полемика, фельетон

Короткий адрес: https://sciup.org/14748862

IDR: 14748862

Список литературы Проблема катарсиса у Достоевского: из газетной полемики 1873 года

  • Достоевский Ф. М. Дневник Писателя//Гражданин. 1873. № 2 (8 января). С. 32-36
  • Достоевский Ф. М. Дневник Писателя//Гражданин. 1873. № 3 (15 января). С. 60-64
  • Достоевский Ф. М. Дневник Писателя//Гражданин. 1873. № 4 (22 января). С. 96-100
  • Достоевский Ф. М. Дневник Писателя//Гражданин. 1873. № 6 (5 февраля). С. 162-166
  • Достоевский Ф. М. Дневник Писателя//Гражданин. 1873. № 8 (19 февраля). С. 224-226.
  • Адмирари Нил. Листок//Голос. 1873. № 14.14 января.
  • Z. Журналистика. Нечто о «великом слове» и великом пророке, его возвестившем. Полное воскресение в журналистике вопроса о призвании варягов. «Переговоры кн. Меншикова в Константинополе », г. Богдановича. «Практическая философия XIX века», г. А. Б. «Странники или бегуны», г. Розова («Вестник Европы», январь). Очистительное значение каторги и нервически-выкликательные фельетоны г. Ф. Достоевского («Гражданин», № 1, 2 и 3)//Санкт-Петербургские Ведомости. 1873. № 20. 20 января.
  • Ковнер А. Г. Литературные и общественные курьезы // Голос. 1873. № 25. 25 января. Ковнер А. Г. Литературные и общественные курьезы // Голос. 1873. № 60. 1 марта.
  • Заметки провинциального философа (Посвящается «Гражданину»)//Неделя. 1873. № 5. 4 февраля. С. 178-184.
  • Незнакомец Недельные очерки и картинки. Нечто о каторге и добродетели//Санкт-Петербургские Ведомости. 1873. № 55. 25 февраля.
  • Гете И. В. Примечание к «Поэтике» Аристотеля//Собр. соч. В 10 т. М., 1980. Т. 10, С. 398-401.
  • Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. 184 с.
  • Бердяев Н. А. Собрание сочинений. А. С. Хомяков. Миросозерцание Достоевского. К. Леонтьев. Т. 5. Париж, 1997. 580 с.
  • Захаров В. Н. Имя автора -Достоевский. Очерк творчества. М., 2013. 456 с.
  • Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965. 376 с.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. 776 с.
  • Померанц Г. Есть ли катарсис у Достоевского? Обзор неакадемической критики//Достоевский и мировая культура. СПб., 1994. № 2. С. 14-24.
  • Туниманов В. А. Л. К. Панютин и «Бобок» Достоевского//Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976. С. 160-163.
  • Цвейг С. Три мастера: Бальзак, Диккенс, Достоевский. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. М., 1992. 286 с.
  • Aristotle. The Art of Poetry [Ob iskusstve poezii]. Moscow, 1957. 184 p.
  • Berdiaev N. A. Complete Works [Sobranie sochinenij]. A. S. Homiakov. Dostoyevsky's World View [Mirosozercanie Dostoevskogo]. K. Leontev. Vol. 5. Paris, 1937. 580 p.
  • Zakharov V. N. The Author's Name is Dostoevsky. An Essay on the Creative Work [Imja avtora-Dostoevskij. Ocherk tvorchestva]. Moscow, 2013.456 р.
  • Losev A. R, Shestakov V. P. The History of Aesthetic Categories [Istorija esteticheskih kategorij]. Moscow, 1965. 376 p.
  • Losev A. R The History of Ancient Aesthetics. Aristotle and Later Classics [Istorija antichnoj estetiki. Aristotle i pozdnjaja klassika]. Moscow, 1975. 776 p.
  • Pomerants G. Is there Catharsis in Dostoevsky's Works? Review of Non-Academic Criticism. [Est' li katarsis u Dostoevskogo? Obzor neakademicheskoj kritiki]. Dostoevsky and World Culture [Dostoevski] i mirovaja kul'tura]. St. Petersburg, 1994, no. 2, pp. 14-24.
  • Tynimanov V. A. Lev Panyutin and Dostoevsky's Boboc [L. K. Paniutin i «Bobok» Dostoevskogo]. Dostoevsky. Materials and Research [Dostoevskij. Materialy i issledovanija]. Leningrad, 1976, pp. 160-163.
  • Zweig S. Three Masters: Balzac, Dickens, Dostoevsky. Triumph and Tragedy of Erasmus [Tri mastera: Balzak, Dikkens, Dostoevskij. Triumf I tragedia Erazma Rotterdamskogo]. Moscow, 1992. 286 p
Еще
Статья научная