Проблема методологии цели воспитания в отечественной педагогической культуре

Автор: Беляева В.А.

Журнал: Инженерные технологии и системы @vestnik-mrsu

Рубрика: Теория и практика воспитания

Статья в выпуске: 2, 2009 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы педагогической антропологии, являющейся главным ориентиром переосмысления парадигм образования и воспитания, с позиции поливариативности в изменяющемся многополярном мире, акцентируется внимание на гуманистическом характере педагогики и развитии аксиологических характеристик личности, утверждается необходимость контекстного обращения в решении данного вопроса к светской и православной педагогической культуре.

Короткий адрес: https://sciup.org/14719294

IDR: 14719294

Текст научной статьи Проблема методологии цели воспитания в отечественной педагогической культуре

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы педагогической антропологии, являющейся главным ориентиром переосмысления парадигм образования и воспитания, с позиции полнвариативности в изменяющемся многополярном мире, акцентируется внимание на гуманистическом характере педагогики и развитии аксиологических характеристик личности, утверждается необходимость контекстного обращения в решении данного вопроса к светской и православной педагогической культуре.

Проблема обеспечения духовной безопасности государства и актуализация в связи с этим потребности духовно-нравственного оздоровления общества выявляют ограниченность и недостаточность рационального начала в постановке цели воспитания в современных образовательных учреждениях. Сложившиеся в официальной педагогике советского периода мировоззренческие представления о воспитании в своей методологической основе были выстроены на фундаменте знаний марксистско-ленинской философии, в которой человек в своей сущности рассматривался как био-психо-социальный феномен. Целевая установка на всестороннее гармоническое развитие личности в таком ее понимании не позволяла целенаправленно и адекватно строить воспитательный процесс и получать желаемые результаты.

В современных условиях существовавшие методологические основы педагогической антропологии пересматриваются с позиции поливариативности парадигм образования и воспитания в изменяющемся многополярном мире. Сегодня уже мало тех, кто может отрицать наличие духовной сферы человека, необходимость духовно-нравственного воспитания как основ его жизнедеятельности в окружающем мире. Возрождение духовно-нравственного потенциала общества в стране началось и идет самыми различными путями: от обращения к истокам родной национальной культуры до за имствования у зарубежных стран идей свободы и гуманизма с ценностных позиций других культур. Но все чаще в педагогической среде стали звучать призывы обратиться в решении проблемы воспитания к богатому наследию отечественных ученых: философов, педагогов, психологов, богословов; к отечественной педагогической культуре в ее целостности светского и православного мировоззрений, что полагает разработку новых методологических подходов к ее решению. Здесь возникает методологический вопрос о соотношении дефиниций «вера» и «знание». Ученым хорошо известно, что без аксиом (положения, принимаемые без доказательств за исходные позиции начала научного исследования) наука развиваться не может. Вместе с тем данный вопрос продолжает замалчиваться в современном российском образовании. Проблема духовно-нравственного воспитания упоминается в вопросах образования лишь фрагментарно, внутри отдельных направлений. Проблема же нравственного воспитания выделяется как одна из основополагающих в формировании личности и ее лейтмотивом является формирование социально активной личности, руководствующейся в своих действиях нормами общественных отношений. Целью воспитания становится подготовка личности к ее успешной самореализации в обществе.

В настоящее время проблематика ценностных приоритетов в воспитании личности яв- ляется жизненно значимой не только для отдельного человека, но и для государства. Духовное и физическое здоровье нации рассматривается сегодня как важный фактор безопасности страны. В Концепции национальной безопасности РФ отмечается, что интересы государства состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, В то же время «состояние системы образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца XX века» [4, с, 4].

Во все периоды истории всех народов важнейшей проблемой воспитания являлась и является проблема определения его цели. Есть достаточно обобщенное и широкое определение: «Главная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие. Отсюда приоритетными направлениями воспитания сегодня являются воспитание духовно и физически здоровой личности; гражданина, патриота и гуманиста; трудолюбивой и конкурентоспособной личности; творческой, само-развивающейся личности» [1, с. 228]. В то же время гуманистическая педагогика обращает внимание на становление и развитие аксиологических характеристик личности. «В ценностных ориентациях объективируется не только опыт личности, но прежде всего исторический опыт, накопленный человечеством. Воплощенный в системе критериев, норм, эталонов, ценностных ориентаций он становится доступным каждому человеку и позволяет ему определиться в культурных параметрах деятельности,,, Ценностные идеалы отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности... Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем» [3, с. 231]. Анализ данных определений выявляет необходимость признания в целевых установках воспитания приоритетности формирования у личности высоких духовных и Нравственных ценностей бытия человека в мире, позволяет учителю конкретизировать цели и задачи воспитания в образовательном пространстве учебного заведения.

Казалось бы, цель определена и в трактовке ее основ выступает идея личности как верховный принцип педагогики воспитания. Однако результат достижения поставленной цели для отдельно взятой личности остается непредсказуемым. В данном отношении В. В. Зеньков-ский утверждает: «Личность и метафизически, и этически не замкнута в себе, — она входит в систему мира, подчинена его законам, сопряжена с высшими началами, стоящими над миром. Нельзя поэтому объявлять идею личности верховным и последним принципом педагогики: хотя развитие личности есть существеннейшая задача воспитания, но смысл, цели и условия этого развития личности могут быть поняты лишь в системе целостного мировоззрения» [2, с. 11]. Как никогда значимым в современном обществе становится обоснование ученым постулата: «Тема о человеке оказывается шире и глубже, сложнее и запутаннее, чем его знает современное воспитание» [2, с. 29].

Психология и педагогика начала XXI в. в России актуализирует духовную составляющую сущности личности, но при этом не рассматривает данный феномен с позиций научного исследования, априорно представляя его «как высшую форму отношений к себе, другим, природе, обществу» [1, с. 7], В самой сущности понятия «духовность» есть общее в светских науках и православном учении. Это обращение человека к высшим ценностям как основополагающим ориентирам его духовного бытия, признание наличия у него смысла жизни как нормального (здорового) духовного состояния, выделение категории совести как показателя проявления духовной жизни, признание необходимости переживания человеком высоких нравственных чувств как побудителей собственного духовного становления и саморазвития. Соответственна феномен духовности может рассматриваться как высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия, как творческая сила и источник созидания ценностей совместной жизни людей и самосозидания в стремлении к духовному идеалу.

Проблема определения цели воспитания осложняется идеей свободного воспитания. Педагогический идеализм Ж. Ж. Руссо и анархизм Л. Н. Толстого в воплощении этой идеи ушли в прошлое. Вера современных педагогов в творческие силы личности и внутренний фактор ее саморазвития предполагает свободное воспитание посредством «создания условий» для самоопределения и самореализации личности. Все это, безусловно, ценно в деле воспитания, но настораживает то, что внимание здесь акцентируется на тех способностях, которые обеспечивают «личностный успех» в жизни человека. Здесь за пределами внимания оказывается сама душа человека, средоточие его внутренней жизни. Воспитание, таким образом, сосредоточивается в основном на «периферии» содержательной сущности личности, ее эмпирике. Подготовить человека к самоопределению, дать свободу его творчеству в своем саморазвитии становится главной задачей воспитания в современной педагогике.

Действительно, «все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри)* [2, с. 29]. Вместе с тем в философско-педагогическом творчестве Н. И. Пирогова, И. А. Ильина, В. В. Зеньковского и других русских ученых отмечается, что «свобода ставит нас неизменно и неотвратимо перед дилеммой добра и зла — и как часто свобода, подлинная, глубокая, блистающая всеми дарами человеческой души, — уводит нас на путь зла и разрушения — себя и других! Если нельзя ставить задачей воспитания развитие начала личности вне связи со сферой смыслов, — то еще менее можно развивать свободу, не обеспечивая ее связи с добром» [2, с. 31]. Насколько это значимо для духовного оздоровления нашего общества видно по тому, как за последние два десятилетия изменились в нем отношения. Необходимость воспитания человека к добру стала настолько очевидной, что об этом говорят на всех уровнях общественной и семейной жизни. При этом существует опасность понимания данной задачи лишь в аспекте привития личности привычки добрых поступков вне связи с воспитанием свободы их выбора в случае непредсказуемых ситуаций. «Не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, обеспечивание связи добра и свободы должно составлять цель воспитания: приспособление (функциональное, социальное и т. д.) к жизни имеет ведь чисто инструментальный характер. Добро в душе не рождается ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни от развития творческих Сил; оно также невыводимо из периферии души, как ныне в психологии мышления признается сознание идей (в актах так называ емой идеации), невыводимых из чувственного материала знания». Возникает вопрос: как же можно обеспечить в воспитании связь свободы и добра, чтобы «свобода внутренне и подлинно была связана с добром?)* [2, с. 34]. Ответа на этот вопрос в современной педагогике и психологии нет.

В православной педагогической культуре цель духовно-нравственного воспитания выражена в установке образовательного и воспитательного процессов на «воссоздание в человеке образа Божия», формирование у него потребности жить по заповедям высокого духовного и нравственного бытия, приобщение его к ценностям, находящимся в высшей иерархии ценностей жизнедеятельности человека. «Наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие... Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека — это есть то, помочь в чем и должно воспитание» [2].

В основных вопросах православной педагогики выделены духовная и практическая задачи воспитания. При этом указывается, что обе задачи должны быть правильно поставлены и сочетаемы гак, чтобы они образовывали единую, целостную задачу воспитания. Если духовная задача выражена в задаче подготовки ребенка к «вечной жизни*) — это одна сторона воспитания, то практическая задача является другой стороной воспитания — это подготовка к «этой жизни», так как «эта жизнь)* дает не только возможность приобрести вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее. Кроме того, в православной педагогике выделяется еще одна важная задача, без которой решение двух первых состояться не может, — задача «воспитания человека к свободе», к свободе выбора «добра» и «зла» в своем действованни в том или ином отношении. Нетрудно заметить, что все это в равной мере присуще и светской педагогической культуре. В то же время в православной педагогической культуре задача «подвести дитя к свободе» ставится как главная (наряду с двумя первыми), предопределяющая пути решения духовной и практической задач, В светской педагогике так определенно эта задача не ставится.

В православной педагогической культуре целевая установка на воспитание духовно-нравственной личности четко определена и конкретизирована в конечном результате: в душе человека должна быть правильно восстановлена иерархия духовно-нравственных ценностей его бытия в мире. Следование этим ценностям есть путь спасения души человека, Это — путь самовоспитания и самосозидания. Такая постановка цели является личностно значимой для каждого человека, ибо в ней определенным образом отражается смысл жизни, к поиску которого причастен каждый живущий на этой земле.

В православной педагогической культуре духовно-нравственное и практическое воспитание не только присутствуют в образовательно-воспитательном процессе одновременно, но и функционируют в нем в условиях интегрированного взаимовлияния. В этом состоит существенное преимущество православной педагогической культуры в воспитании духовной и нравственно развитой личности. Очевидно, в светскую педагогическую культуру, в педагогическую систему воспитания и развития личности следует привнести из православной педагогической культуры принцип интегрирования духовной и практической задач воспитания изначально, то есть в соответствующей постановке целей и задач воспитания личности в ее целостности социального и духовного.

Сегодня необходимо существенное обновление философских, психологических, социаль- но-педагогических знаний в области педагогической антропологии, признание личности в ее целостности духовного, душевного и телесного. По мнению В. И. Слободчикова, «принципиально необходима гармонизация систем знаний христианской антропологии — как учения о происхождении и назначении человека, психологической антропологии — как учения о закономерностях развития человека в онтогенезе и педагогической антропологии — как учения о становлении базовых способностей, сущностных сил человека в образовании» [5, с. 36].

Интеграция рассмотренных воззрений ученых с позиции их логической взаимосвязи выявляет и актуализирует необходимость расширения и систематизации знаний о человеке на основе методологических основ знаний философии, общепринятых в научных кругах, и знаний религиозной философии, имеющей свой методологический инструментарий познания сущности человека и окру жалящего его мира. Такой подход к проблеме рассмотрения целостности личности создаст базис для определения адекватной цели ее воспитания, позволит уточнить закономерности становления и развития духовно-нравственной личности, а также выстроить непреходящую иерархию ценностей бытия человека в постоянно изменяющемся мире.

Список литературы Проблема методологии цели воспитания в отечественной педагогической культуре

  • Анисимов В. А. Общие основы педагогики: учеб. пособие для вузов/В. А. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. -М.: Просвещение, 2006. -575 с.
  • Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии/В. В. Зеньковский. -М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. -223 с.
  • Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко [и др.]. -М.: Школа-Пресс, 1997. -512 с.
  • Руденко В. А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ: автореф. дис.... д-ра социол. наук/В. А. Руденко. -Ростов-н/Д, 2007. -36с.
  • Слободчиков В. И. Духовные проблемы человека в современном мире/В. И. Слободчиков//Педагогика. -2008. -№ 9. -С. 33-40.
Статья научная