Проблема объективности человеческих представлений о боге в богословии прп. Максима Исповедника на примере Ambigua 19 и Quaestiones ad Thalassium 59 (часть 2)

Автор: Елиманов В.Е.

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Богословие

Статья в выпуске: 1 (108), 2024 года.

Бесплатный доступ

Вторая часть статьи посвящена анализу Quaestiones ad Thalassium 59, где прп. Максим Исповедник отвечает на вопрос, каким образом и при каких условиях человеческие рассуждения о Боге могут объективно выражать Его бытие и сообщаемое Им откровение. При анализе особое внимание было уделено антропологическим взглядам прп. Максима. В результате исследования Quaestiones ad Thalassium 59 выявлено, что прп. Максим определяет дискурсивное богословие, то есть исследование смыслов (λόγοι) Божественного откровения, касающихся «спасения души», как богочеловеческое богословие. Активное «исследование» (ἐκζήτησις) и «изыскивание» (ἐξερεύνησις) смыслов Божественного откровения должно в конечном счете привести богослова к тому, чтобы он предоставил Богу Самому «мыслить» его «умом» (νοῦς) и «рассуждать» его «разумом» (λόγος). По мысли прп. Максима, при подлинном дискурсивном богословии, совершаемом «в Духе» (ἐν πνεύματι), то есть с содействием Божиим, Бог Сам «движет» (κινεῖ) «мыслящей и разумной силами души» богослова. Поскольку в этом случае субъектом мышления и рассуждения разумной души человека становится Сам Бог, то такое мышление и рассуждение о Боге и спасении души становится объективным и истинным. Сравнительный анализ взглядов прп. Максима на природу дискурсивного богословия и пророческих видéний показал их внутреннее смысловое единство. В заключении статьи на основании анализа Quaestiones ad Thalassium 59 приводится определение богословского метода.

Еще

Прп. максим исповедник, quaestiones ad thalassium 59, дискурсивное богословие, пророческие видения, обожение, объективность, представления о боге, ум, разум, разумная душа, природная воля, самовластие, богословский метод

Короткий адрес: https://sciup.org/140305488

IDR: 140305488   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2024_1_35

Список литературы Проблема объективности человеческих представлений о боге в богословии прп. Максима Исповедника на примере Ambigua 19 и Quaestiones ad Thalassium 59 (часть 2)

  • Diadochus, ep. Photices (1943) — Diadochus, ep. Photices. Capita centum de perfection spirituali // Cent Chapitres sur la Perfection Spirituelle / Ed. par E. Des Places. P.: Cerf, 1943. (SC; 5).
  • Maximus Confessor (1980) — Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium // Quaestiones ad Thalassium una cum latine interpretatione Ioannis Scotti Euriugenae / Ed. Laga C., Steel C. Turnhout: Brepols, 1980. Pars 1: Quaestiones I–LV (CCSG; 7).
  • Maximus Confessor (1990) — Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium // Quaestiones ad Thalassium una cum latine interpretatione Ioannis Scotti Euriugenae / Ed. Laga C., Steel C. Turnhout: Brepols, 1990. Pars 2: Quaestiones LVI–LXV (CCSG; 22).
  • Maximus Confessor (1991) — Maximus Confessor. Expositio orationis dominicae // Maximi Confessoris opuscula exegetica duo / Ed. P. van Deun. Turnhout: Brepols, 1991. (CCSG; 23). P. 25–73.
  • Maximus Confessor (2012) — Maximus Confessor. Mystagogia // Maximi Confessoris Mystagogia, una cum latina interpretatione Anastasii Bibliothecarii / Ed. C. Boudignon. Turnhout: Brepols, 2011. (CCSG; 69)
  • Maximus Confessor (2014) — Maximus Confessor. Ambigua // On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua / Ed. and transl. by Constas N. Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press, 2014. Vol. 1.
  • PG. T. 91 — Maximus Confessor. Opusculum 26 // PG. 91. Col. 276–280.
  • PG. T. 36 — Gregorius Nazianzenus. Oratio 29, theologica 3 (orationes theologicae) // PG. 36. Col. 73–104.
  • PG. T. 90 — Maximus Confessor. Capita de caritate // PG. 90. Col. 960–1073.
  • PG. T. 91 — Maximus Confessor. Ad Marinum presbyterum (Opusculum 1) // PG. 91. Col. 9–37.
  • PG. T. 91 — Maximus Confessor. Ambigua ad Ioannem // PG. 91. Col. 1061–1417.
  • Pseudo-Dionysius Areopagita (2016) — Pseudo-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus // Denys l’Aréopagite (Ps.-): Les Noms divins (I–IV). Tome I / Texte grec B. R. Suchla (PTS 33); introd., trad. et notes de Y. De Andia. Paris: Éditions du Cerf, 2016. (SC. 578).
  • Максим Исповедник (1993) — Максим Исповедник, прп. Творения преподобного Максима Исповедника / Пер., вст. статья и коммент. А. И. Сидорова. Москва: Мартис, 1993–. (Святоотеческое наследие). Т. 1.
  • Максим Исповедник (2004) — Максим Исповедник, прп. Избранные творения преподобного Максима Исповедника / [Пер., вступ. ст., коммент. и прилож. Сидоров А. И.]. М.: Паломникъ, 2004.
  • Максим Исповедник (2014) — Максим Исповедник, прп. Богословско-полемические сочинения (Opuscula Theologica et Polemica) / Пер. с др.-греч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. Святая гора Афон; СПб.: Изд-во РХГА, 2014.
  • Максим Исповедник (2019) — Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию / Пер. с греч., предисл. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Сибирская Благозвонница; Нижегородская духовная семинария, 2019.
  • Максим Исповедник (2020) — Максим Исповедник, прп. Трудности к Фоме (Ambigua ad Thomam), Трудности к Иоанну (Ambigua ad Iohannem) / Пер. с др.-греч. Д. А. Черноглазова, А. М. Шуфрина; науч. ред., пред. Г. И. Беневича. М.: Эксмо, 2020.
  • Беневич (2020) — Беневич Г. И. Предисловие // Преподобный Максим Исповедник. Трудности к Фоме (Ambigua ad Thomam), Трудности к Иоанну (Ambigua ad Iohannem) / Пер. с др.-греч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., пред. Г. И. Беневича. М.: Эксмо, 2020. С. 19–192.
  • Елиманов (2023) — Елиманов В. Е. Проблема объективности человеческих представлений о Боге в богословии прп. Максима Исповедника на примере Ambigua 19 и Quaestiones ad Thalassium 59 (Часть 1) // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 12–31.
  • De Andia (1992) — De Andia Y. «παθὼν τὰ θεῖα» // Platonism in Late Antiquity / Ed. By S. Gersh, C. Kannengiesser. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1992. P. 239–258.
  • Larchet (1994) — Larchet J.-C. Introduction // Maxime le Confesseur. Ambigua / Trad. Par E. Ponsoye, intr. par J.-C. Larchet avec comment. de D. Staniloae. Paris: Suresnes, 1994. P. 9–84.
  • Larchet (1996) — Larchet J.-C. La divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris: Cerf, 1996.
  • Larchet J.-C. The Mode of Deification // The Oxford Handbook of Maximus the Confessor / Ed. by P. Allen, B. Neil. Oxford, United Kingdom: Oxford University Press, 2015. P. 341–359.
  • Russell (2006) — Russell N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. Oxford: Oxford University Press, 2006.
Еще
Статья научная