Проблема обеспечения юридического равенства при предоставлении доступа актора к ресурсам, рынкам и формам ведения экономической деятельности
Автор: Демиева А. Г.
Журнал: Пермский юридический альманах @almanack-psu
Рубрика: Предпринимательское право, гражданский и арбитражный процесс
Статья в выпуске: 6, 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросам обеспечения юридического равенства при правовой организации экономической деятельности. Отдельно рассматриваются проблемы, во-первых, доступа актора на тот или иной сегмент рынка (включении в торговые или иные сети, участии в закупках); во-вторых, использования тех или иных ресурсов (в том числе природных). Обращается внимание на то, что участие в экономической жизни страны в той или иной форме само по себе не может служить основанием для отказа в получении возможности такого участия. Делается вывод о том, что при объективном отличии лиц, осуществляющих активную экономическую деятельность, по самым различным параметрам и характеристикам правовая организация экономики не должна создавать преимущества и несправедливые ограничения для других.
Актор, активная экономическая деятельность, правовая организация экономики, обеспечение юридического равенства, равный доступ к ресурсам рынка
Короткий адрес: https://sciup.org/147240648
IDR: 147240648
Текст научной статьи Проблема обеспечения юридического равенства при предоставлении доступа актора к ресурсам, рынкам и формам ведения экономической деятельности
THE PROBLEM OF ENSURING LEGAL EQUALITY IN PROVIDING ACCESS TO RESOURCES, MARKETS AND FORMS OF ECONOMIC ACTIVITY FOR AN ACTOR
A. G. Demieva
Kazan (Volga Region) Federal University
18 Kremlevskaya st., Kazan, Russia, 420008
Очевидно, что у человека должны быть различные формы и способы включения в социальную среду и сама возможность ведения экономической деятельности, обеспечивающая его жизнь. Традиционное восприятие самостоятельной экономической деятельности в праве, как осуществляемой лишь в форме предпринимательства, в последнее время всё более уступает признанию её многообразия1. На наш взгляд, при объективном отличии субъектов по самым различным параметрам и характеристикам правовая организация экономики не должна создавать преимущества и несправедливые ограничения для других. Так, относительно доступа к отдельным компонентам рыночного пространства это означает, что в условиях конкурсов, тендеров, грантов, системы государственных закупок, организованных торгов и т. п. недопустимы запреты или ограничения только в силу определенной организационно-правовой формы или вида активной экономической деятельности. Несомненно, такие ограничения могут быть, но они должны быть связаны с иными специальными критериями и показателями (наличием необходимой квалификации, технологии и пр.), но никак не с видом деятельности актора.
Данное положение означает, что у всех участников активной экономической деятельности должны быть равны юридические, а не фактические условия участия. Если потребности производства или, скажем, реализации инвестиционного проекта требуют определенной величины собственного или заёмного капитала, то данный показатель может выступить ограничением. То же касается критерия использования определенной технологии, которая чаще всего связана с тем, является ли претендент обладателем соответствующих исключительных или неисключительных интеллектуальных прав. Полагаем также, что в настоящее время в российском законодательстве не вполне разрешены проблемы обеспечения такого равенства, поскольку граждане лишены самóй возможности обладать многими интеллектуальными правами и, следовательно, изначально оказываются в худшем положении по сравнению с другими акторами2. В настоящее время в соответствии с п. 4 Плана мероприятий («дорожная карта») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «трансформация делового климата», «интеллектуальная собственность», утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 3 августа 2020 г. №2027-р3, был принят Федеральный закон, предусматривающий внесение изменений в действующее законодательство в части закрепления возможности регистрации товарных знаков на имя граждан, в том числе самозанятых, и их участия в распоряжении правами на зарегистрированные товарные знаки4.
Представляется, что допущение того или иного субъекта к деятельности на рынке не означает отказа от установления дополнительных условий и запретов, в том числе для обеспечения прав и законных интересов контрагентов данного субъекта. В этом смысле совокупность возможных ограничений, например наличия залога для участия в торгах, входит в содержание правосубъектности при осуществлении соответствующего вида деятельности и не выступает ограничением прав в значении статьи 55 Конституции РФ5. Однако при отсутствии таких условий возможность доступа к ресурсам и сегментам рынка должна быть равной (равнодоступной).
Указанное понимание рассматриваемого конструкта обеспечивает потенциал экономического роста акторов и способно служить площадкой для объединения их интересов в целях кумулятивного эффекта (создание кооперативов или соединение (синдицирование) заявок на торгах). Например, Единое положение о закупке Государственной корпорации «РОСТЕХ» допускает участие в торгах коллективных участников6; Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ») предусматривает закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства7.
Другой аспект касается доступа к ресурсам, открывающим возможность успешного ведения дел. Концептуально, в этом случае явно прослеживается потребность в системе, которая могла бы заключаться в выделении особой ниши ресурсов для тех акторов, которые потенциально не способны (ввиду малых объемов) конкурировать с гигантскими компаниями (например, преференции по пункту 12 статьи 10 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. №69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Феде-рации8 предоставляются лишь при инвестициях в размере не менее 300 млрд руб.). Такую систему можно было бы построить по подобию системы государственных и муниципальных закупок.
Введение специальных критериев, которые фактически могут служить препятствием, также разумно и обоснованно, поскольку условия использования ряда ресурсов (водных акваторий, земельных участков, радиочастот и пр.) предполагают наличие финансовых или иных активов, обладание специальной компетенцией и т. д.
Наконец, самостоятельным аспектом данного конструкта является предоставление равного доступа к формам участия в экономической жизни. К сожалению, мы наблюдаем слабо мотивированное устранение гражданина (актора) из различных форм экономической деятельности не только тогда, когда он сам непосредственно участвует, но и когда он принимает участие в исследуемой деятельности через ту или иную организационноправовую форму юридического лица, т. е. он устраняется не только с «поля» гражданско-правового регулирования как активный участник экономики, но и из тех форм, которые являются «вторичными». Например, исторически сложившаяся и устоявшаяся форма хозяйствования – производственный кооператив (артель)9. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах» число членов кооператива не может быть менее пяти человек. Следовательно, три человека не могу образовать кооператив, посколь- ку законом установлено минимальное количество его членов. В связи с этим возникают вопросы: руководствуясь какой логикой, законодатель установил именно такое минимальное количество членов кооператива? Как можно отследить эту логику, по каким параметрам, критериям её оценить? Такие же вопросы возникают и относительно инвестиционного товарищества, сторонами договора которого могут быть только коммерческие организации, а также некоммерческие организации в случаях, установленных федеральным законом10 (т. е. их участником не может быть и гражданин-предприниматель). С учетом законодательства и практики его применения гражданин фактически не может получать доход путем участия в простом товариществе, поскольку всякая подобная деятельность толкуется как «пред-принимательская»11. Очевидно, здесь есть почва для обсуждений, размышлений и соответствующих решений12. В качестве особого феномена активизации экономики и участия граждан в инвестициях может быть так называемое «коллективное инвестирова-ние»13, находящееся в России лишь в начальной фазе развития14.
Частично проблема предоставления равного доступа к ресурсам и сегментам рынка может быть разрешена, как полагает Федеральная антимонопольная служба, путем внесения изменений в закон «О защите конкуренции», связанных c развитием торговозакупочных союзов – объединений малых форм экономической деятельности, отличающихся от картелей, с целью составления конкуренции на определенном рынке крупному предпринимате-лю15. На решение проблемы обеспечения равного доступа к государственным ресурсам нацелена и Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 №6)16.
Таким образом, правовая организация экономики при решении вопросов: а) о доступе актора на тот или иной сегмент рынка (включении в торговые или иные сети, участии в закупках), б) использовании тех или иных ресурсов (в том числе природных), в) участии в экономической жизни страны в той или иной форме – сама по себе не может служить основанием для отказа в получении возможности такого участия.
Список литературы Проблема обеспечения юридического равенства при предоставлении доступа актора к ресурсам, рынкам и формам ведения экономической деятельности
- Демиева А. Г. Активная экономическая деятельность и ее гражданско-правовая детерминация: дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2021. 433 с.
- Слепцова Ю. М., Шишканова Е. М., Яковлев А. Б. Проблемы нормативного регулирования финансового рынка в Российской Федерации в части рынка субъектов коллективных инвестиций (начало) // Банковское право. 2017. №5. С. 65-71.