Проблема понимания мировоззренческих смыслов в искусстве Н. К. Рериха

Бесплатный доступ

В настоящей статье в очередной раз актуализируется вопрос понимания мировоззренческих смыслов в искусстве символизма, художественный язык которого носит условно-символический характер. В связи с тем, что «языковой» материал в символизме представляет собой систему символов, со свойственной ей семантической закрытостью, в статье актуализируется проблема метода прочтения глубинных, мировоззренческих смыслов.В связи с проявлением в современных, научных публикациях факта семантической несогласованности в трактовке понятия « символ » и абстрагированием от его конструирующей функции следует акцентировать тот факт, что в данной работе в качестве теории символа позиционируется«логика символа» А. Ф. Лосева, где «символ» трактуется как функции и одновременно как художественный метод. Именно с этих терминологических и методологических позиций исследуется художественный материал, представленный в статье работами русского художника-символиста Н. К. Рериха. В качестве метода выявления глубинных мировоззренческих смыслов в картинах художника в статье используются некоторые приемы герменевтической логики. С учетом характера рассматриваемых в статье проблем, где вопросы о художественном методе (символ как функция) и научном методе (герменевтическая логика) выступают как ключевые, можно указать на то, что данная работа в целом носит теоретический, методологический характер.

Еще

Искусство, символизм, миропонимание, мировоззренческие смыслы, методология, герменевтика

Короткий адрес: https://sciup.org/147243248

IDR: 147243248   |   DOI: 10.14529/ssh240208

Список литературы Проблема понимания мировоззренческих смыслов в искусстве Н. К. Рериха

  • Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – М.: АСТ, 2020. – 576 с.
  • Ницше, Ф. Антихристианин / Ф. Ницше // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1990. – С. 17–93.
  • Соловьев, В. С. Чтения о Богочеловечестве / В. С. Соловьев. – М.: АСТ, 2004. – 251 с.
  • Князева, В. П. Николай Константинович Рерих. 1874–1947 / В. П. Князева. – Л. ; М.: Искусство, 1963. – 113 с.
  • Полякова, Е. И. Николай Рерих / Е. И Полякова. – М.: Искусство, 1973. – 303 с.
  • Короткина, Л. В. Творческий путь Николая Рериха / Л. В. Короткина. – СПб.: АРС, 2001. – 184 с.
  • Россов, В. А. Николай Рерих. Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби: в 2 т. / В. А. Россов. – СПб.: Але-тейя ; М.: Ариаварта-Пресс, 2002–2004. – 176 с.
  • Жук, С. А. Горный пейзаж в отечественном искусстве: этапы развития, типология, стилистик / С. А. Жук. – Барнаул: Изд-во АГИК, 2020. – 195 с.
  • Хайдеггер, М. Ницше и пустота / М. Хайдеггер. – М.: Алгоритм: Эксмо, 2006. – 304 с.
  • Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. – М.: Медиум, 1995. – 416 с.
  • Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.
  • Бердяев, Н. А. Воля к жизни и воля к культуре / Н. А. Бердяев: Философия и мировоззрение. – М.: Политиздат, 1990. – С. 73–83.
  • Кузнецов, В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В. Г. Кузнецов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 196 с.
  • Кузнецова, О. Н. Понимание мировоззренческих смыслов в искусстве условно-символического характера с позиций герменевтики / О. Н. Кузнецова. – Барнаул: Изд-во АГИК, 2019. – 295 с.
  • Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.
  • Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. – М.: Республика, 1994. – 528 с.
Еще
Статья научная