Проблема психологической подготовки будущих педагогов: практический аспект
Автор: Мазилов В.А.
Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu
Рубрика: Психологическое образование
Статья в выпуске: 3 (19), 2000 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147135358
IDR: 147135358
Текст статьи Проблема психологической подготовки будущих педагогов: практический аспект
Необходимость фундаментальной психологической подготовки студентов педагогических учебных заведений очевидна со времен К.Д.Ушинского. Можно выделить различные задачи, которые должна преследовать психологическая подготовка. Но в любом случае для педагога, работающего с детьми, необходимо овладение практической психологией: технологией понимания и интерпретации личности и конкретных состояний (и учащегося, и педагога), выстраивания для каждого субъекта педагогического процесса индивидуальной траектории движения в образовательном пространстве, выработки для каждого участника этого процесса оптимального индивидуального стиля и т.д. Отвлекаясь от методолого-теоретического анализа данной проблемы, отметим, что традиционные учебные курсы (психология человека, возрастная и педагогическая, социальная психология и т.д.) не в состоянии обеспечить будущему педагогу необходимую практическую психологическую подготовку. Осознание этого обстоятельства вызвало к жизни разнообразные курсы, называемые «практической психологией» для работников системы образования.
Пионером практической психологии для учителей, как известно, был А.Адлер. Индивидуальная психология Адлера была холистической, т.е. отстаивала принцип целостности. Подчеркнем, что целостность индивидуального стиля, или жизненного пути, была не декларацией, но одним из методологических принципов адлеровской психологии. Этот принцип целостности мы положили в фундамент курса «Основы практической психологии»,который читается в Ярославском педагогическом уни верситете в течение последних десяти лет. Не имея возможности охарактеризовать курс в целом, отметим лишь его холистическую направленность.
В своей книге «Дальние пределы человеческой психики» (1971) А.Маслоу пишет, что он использовал новый подход, состоящий в углубленном целостном изучении человека («я действовал как биограф и жизнеописатель»). Маслоу утверждает, что только после подобного исследования можно обращаться к номотетичности, только потом можно давать конкретные ответы на частные вопросы. Человек заслуживает того, чтобы к нему относились как к вселенной. К аналогичным выводам приходят такие, казалось бы, непохожие мыслители, как Ж.П.Сартр, А.Р.Лурия, М.Коул, О.Сэке и др. В этом стоит увидеть тенденцию, соответствующую рождению новой парадигмы в научной психологии. Не вызывает сомнения, что особенно значим такой подход для практически ориентированной психологии. Стало совершенно ясно, что практическая психология должна строиться как дисциплина, ориентированная на изучение целостного человека, а не абстрактных психических функций, процессов или свойств. В практической психологии поэтому особое значение приобретают типологии, позволяющие соединять «целостность» и «конкретность», минуя «разрушающую аналитичность».
Таким образом, практическая психология в педагогическом высшем учебном заведении строится как принципиально типологическая, т.е. аналитические процедуры, характерные для научной экспериментальной психологии, начинают,.использоваться лищь на следующем этапе, когда уже охарактеризована целостность. Могут
■■ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ■■ быть сформулированы принципы, соблюдение которых необходимо для получения целостного описания, выявлены основные психологические «барьеры», препятствующие целостному пониманию. Первостепенное внимание придается характеристике конкретных технологий и методов получения целостных психологических описаний. Такой подход позволяет конструктивно решить многие вопросы: о соотношении между житейской и научной психологией и границах их компетенции; о диалектике отношений личности и окружающей среды (поскольку сама среда и ее воздействие воспринимаются по-разному представителями разных типов); о реальном учете развития личности (поскольку «вектор» развития становится предсказуемым); об учете роли компенсации (сознательной и неосознаваемой) и т.д.
В практической психологии приобретает особое значение овладение различны ми типологиями. Выделяются те характеристики, которые наиболее значимы для педагогической деятельности. В качестве стратегической формулируется задача составления психологической характеристики участников педагогического процесса на основе значимых и работающих типологий. На передний план выдвигается в этом случае проблема методов. Ясно, что традиционные практикумы для решения вышеобозначенных задач не подходят. Описывается опыт использования обучения методам визуальной и поведенческой психодиагностики. Особое внимание уделяется сопоставлению результатов визуальной и поведенческой психодиагностики с данными научной типологии. Констатируется, что подобная стратегия психологической подготовки специалиста в области образования является более эффективной, чем традиционная академически-аналити-ческая.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Художественное осмысление личности человека в литературе, опирающееся на категориально-образные формы, обусловливает возможность постоянного взаимодействия психологии и литературы. Это, в свою очередь, приводит к тому, что художественная литература постепенно овладевает и психологическими способами раскрытия личности героя, его душевных состояний и личностных особенностей, становится аналитическим исследованием личности человека.
Вместе с тем художественной литературе принадлежит огромная роль в нравственном и этическом воспитании подрастающего поколения. Психологическая сущность воспитательного воздействия литературы заключается в том, что она позволяет понять образ литературного героя, почувствовать себя другой личностью и в процессе формирования впечатления о дру- гом человеке создать систему собственных нравственных ориентиров.
Правильное представление о герое художественного произведения невозможно без глубокого понимания внутреннего мира героя. Поэтому несомненно актуальным является изучение вопроса о способах передачи автором личностных особенностей и душевных состояний героев своих произведений. Практическая значимость данного подхода к проблеме состоит в том, что в процессе изучения личностных особенностей герои художественных произведений воспринимаются учащимися наиболее полно. К тому же появляется возможность проведения подобного анализа в повседневной жизни, что облегчает процессы познания людьми друг друга и общения. И психологи, и литературоведы едины во мнении о том, что доминирующей функцией литературы является функция чело-