Проблема уголовной ответственности за эвтаназию
Автор: Марина Е.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 4-2 (91), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются возможные пути совершенствования российского законодательства по вопросам эвтаназии. С одной стороны, закон абсолютно запрещает активную эвтаназию, подразумевающую введение специальных препаратов для прекращения жизни больного, но допускает применение пассивной эвтаназии путем прекращения мер по поддержанию и продлению жизни пациента. С другой стороны, мотив сострадания учитывается только при назначении наказания, однако, в силу своей необязательности не гарантирует его смягчение. Как следствие, данный вопрос нуждается в правовом регулировании.
Эвтаназия, уголовная ответственность, убийство, информированный отказ, пассивная форма эвтаназии
Короткий адрес: https://sciup.org/170204887
IDR: 170204887 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-4-2-37-39
Текст научной статьи Проблема уголовной ответственности за эвтаназию
В последние годы не раз поднимался вопрос о изменении законодательства, регулирующего уголовную ответственность за совершение эвтаназии, которая, как правило, рассматривается с нескольких аспектов.
Во-первых, биолого-медицинского, анализирующего возможные случаи ее применения. Сложность состоит в определении степени тяжести заболевания и эффективности лечения. Во-вторых, морально-этического, поднимающего вопрос о совершении «акта милосердия». В-третьих, религиозного, подчеркивающего неприкосновенность жизни, являющейся высшей ценностью, что делает невозможным ее насильственное прекращение.
В статье будет рассмотрена правовая проблема данного вопроса.
Под эвтаназией принято понимать «умышленные действия или бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного» [2, с. 1303].
Необходимо выделить также основные черты, характерные для данного правового явления.
Во-первых, эвтаназия включает в себя различные действия, включая как актив- ные меры, так и пассивное бездействие. Во-вторых, ее может осуществлять только медицинские работники, в частности, врачи и иной персонал, например. фельдшеры и медсестры, располагающие полной информацией о состоянии пациента и перспективах его лечения. В-третьих, она осуществляется осознанно, то есть человек понимает значение своих действий и их последствия. В-четвертых, эвтаназия всегда приводит к смерти пациента.
Кроме того, следует учитывать обстоятельства, при которых может происходить эвтаназия. Среди них выделим следующие:
-
1) наличие неизлечимого заболевания, причиняющего невыносимые физические и психические страдания человеку;
-
2) зафиксированная просьба пациента, который отдает отчет своим действиям.
Среди исследователей отсутствует единое мнение. Одни рассматривают эвтаназию как гуманное и современное понимание «права на достойную жизнь» в сочетании с «правом на достойную смерть» [1, с. 50].
Другие же выделяют же факторов, не позволяющих легализовать эвтаназию:
-
1) ошибочность диагнозов;
-
2) малоисследовательность терминальной и предтерминальной стадии;
-
3) стремительное развитие медицины и появление возможности излечения болезней.
Данный подход поддерживает и российское законодательство [3, с. 71].
В ст. 45 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сказано, что «медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».
В то же время ст. 20 ФЗ предусматривает возможность информированного отказа больного от медицинской помощи.
Во-первых, это обязывает медицинских работников прервать лечение пациента, т.е. не проводить процедур для поддержания и продления его жизни.
Данные деяния равносильны пассивной эвтаназии, однако, врач не будет привлечен к уголовной ответственности, поскольку его действия не являются противоправными в соответствии с данным Законом [4].
Во-вторых, статья разрешает и информированный отказ от медицинской помощи законных представителей пациента. В связи с этим возникает вопрос, могут ли родственники принимать решение за больного, находящегося, к примеру, без сознания и не имеющего возможности выразить свою волю.
Таким образом, при оценке правовой стороны ситуации возникают сразу две проблемы. Первая связана с личными интересами родственниками, которые могут не совпадать с волей больного, вторые – с трудностями в ограничении составов, в частности, неоказание помощи больным и оставлением в опасности.
Как следствие, федеральный закон включает в себя положения, которые противоречат друг другу. Он одновременно запрещают и разрешают пассивную эвтаназию.
Это подтверждает и существующая ст. 71. Она гласит: «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно кля- нусь… никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии» [4].
Как мы видим, речь идет в том числе и о пассивной эвтаназии.
В то же время в Этическом кодексе врача существуют положения, разрешающую пассивную эвтаназию.
Например, ст. 11 допускает возможность осуществления пассивной эвтаназии, которая зачастую сопряжена с ещё более мучительными болями: «Добровольный отказ пациента от медицинской помощи или отдельного её вида должен быть столь же осознанным, как и согласие на неё» [5].
Следовательно, в России законодательство категорически запрещает активную форму эвтаназии, которая включает введение специальных препаратов для завершения жизни пациента, однако разрешает использование пассивной эвтаназии путем прекращения мер поддержания жизни.
Как следствие, необходима ликвидация данной юридической коллизии.
Необходимо обратиться и к вопросу уголовной ответственности за применение эвтаназии.
В большинстве случаев активная эвтаназия квалифицируется как простое убийство по ч. 1. ст. 105 УК РФ.
Мотив сострадания при этом, являющийся смягчающим обстоятельством и рассматривающийся в ст. 61 УК РФ. учитывается только при назначении наказания, которое не обеспечивает его смягчение в силу своей необязательности.
Помимо того, эвтаназия не содержит в себе полный состав преступления по ст. 105 УК РФ.
В первую очередь, непосредственные объекты убийства и эвтаназии отличны. Это связано с тем, что для квалификации эвтаназии обязательным признаком является неизлечимость больного.
Различны и объективные стороны. Объективная сторона обычного убийства представляет собой действие или бездействие, целью которого является лишение жизни другого человека. Объективная сторона эвтаназии характеризуется активными действиями, нацеленными на завершение жизни неизлечимо больного человека по его собственному желанию с помощью специальных препаратов.
Таким образом, для простого убийства характерно насилие, для эвтаназии – действия совершаются по просьбе тяжелобольного человека.
Субъектом убийства является физическое вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего летнего возраста. Субъектом эвтаназии, по нашему мнению, могут быть только медицинские работники, способ- ные оценить состояние больного и перспективы его дальнейшего лечения.
Как следствие, разумно было бы выделение отдельного состава «Убийство по просьбе потерпевшего», которое бы рассматривало деяния, совершаемые медицинским работником по просьбе безнадежно больного или умирающего человека, с целью облегчения невыносимых физических страданий с мотивом сострадания, направленные на причинение смерти.
Список литературы Проблема уголовной ответственности за эвтаназию
- Антоненко М.М. Законодательное разрешение проблемы эвтаназии в зарубежных странах и России // Бизнес в законе. - 2015. - № 4. - С. 48-50. EDN: UFGINH
- Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Большая Российская энциклопедия; Санкт-Петербург: Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. - 1456 c.
- Ковалев М.И. "Право на жизнь и право на смерть" // Государство и право. - 1992. - № 7. - С. 68-75.
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024.
- Этический кодекс российского врача [Электронный ресурс]: утв. 4-й конф. Ассоциации врачей России. - Москва, ноябрь 1994 г.