Проблема усвоения наследия Аристотеля в древнерусской культуре

Автор: Агейкина Светлана Владимировна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 9, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье содержится оценка влияния философии Аристотеля на культуру Древней Руси. Постулируется, что развитие рационального мышления в древнерусской культуре было связано с изучением и переводом трудов Аристотеля. Понятия причины, цели, силлогизма были усвоены древнерусским мышлением в результате переводов текстов Стагирита. Учение Аристотеля о четырех причинах отвечало мировоззренческим запросам древнерусского человека. Это привело к распространению грамотности, развитию науки, усвоению дискурсивных схем философии Аристотеля и применению их на практике. Следствием перенесения аристотелевских положений на славянскую почву стало возникновение нового пласта когнитивных возможностей русичей, а также формирование рационального типа мышления в древнерусской культуре. Исследование влияния наследия Аристотеля представляется своевременным для отечественной истории философии, поскольку позволяет опровергнуть тезис об отсталости русской культуры. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на аудиторных и семинарских занятиях по истории философии, истории отечественной культуры, философской компаративистике.

Еще

Причина, цель, мышление, древнерусская культура, мировоззрение, развитие, идея

Короткий адрес: https://sciup.org/149134145

IDR: 149134145   |   DOI: 10.24158/fik.2020.9.4

Текст научной статьи Проблема усвоения наследия Аристотеля в древнерусской культуре

Энциклопедией знаний античной эпохи считаются труды Аристотеля. Именно он, учитывая знания предшествующих философов, дал развернутое определение понятия «причина», создал учение о четырех видах причин [1].

Аристотель впервые в процессе изучения мышления исследовал все существенные формы дедуктивных умозаключений. Интересно отметить, что, концептуализируя дискретно-аналитическую направленность рационального мышления, науку о таком мышлении Аристотель назвал аналитикой (наименование логики она получила лишь у стоиков).

Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в «Первой аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Философ понимал связь трех терминов силлогизма как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Философия же в общем понимании для Аристотеля - это не только теоретические рассуждения, но и определенный образ жизни. Его жизненный выбор состоит в том, чтобы «вести жизнь, подчиненную уму», а значит - находить радость и смысл жизни в исследовании, что означает вести жизнь ученого и созерцателя, проводить изыскания (часто коллективные), затрагивающие все стороны бытия человека и мира. Это жизнь, посвященная свободному поиску, в котором ведущую роль играет умозрение.

«Органон» Аристотеля (в переводе с греческого означает «орудие», это общее название логических сочинений древнегреческого философа, введенное Андроником Родосским в I в. до н. э.) состоит из следующих произведений: «Категории» (об именах и их значениях), «Об истолковании» (о высказываниях), «Первая аналитика» (о доказательствах), «Топика» (о менее строгих выводах, присущих рассуждениям не по научным вопросам), «Софистическое доказательство» (об опровержении чужого доказательства). В «Аналитике» содержится концепция силлогизма и рассматривается проблема условий правильного умозаключения, что важно для научных выводов. В «Топике» у Аристотеля представлено рациональное видение теории спора. Его внимание привлекают исследовательские и учебные дискуссии с вероятными посылками [2].

До Аристотеля в греческой литературе не было работ на эту тему. В переводе с греческого topos означает «место». Автор описывает различные «места» и характеризует их. Это самые разные пункты опровержения дискуссионных выводов. Они формируются в виде различных рекомендаций по выбору положений спора. Важно, что Аристотель рассматривает ошибки в доказательности и создает их классификацию. Таким образом, философ стал создателем первой научной теории аргументации, которая является в модифицированном виде неотъемлемым фрагментом современной формальной логики.

Значительная роль в логике Аристотеля отводится силлогизмам. Они использовались им в тех случаях, когда не наблюдалось прямого усматривания причины, основанного на чувственном наблюдении. Тогда Аристотель прибегал к доказательству, т.е. к силлогизму. Он требовал, чтобы определение не только обозначало существование вещи, но и обнаруживало бы ее причину.

Ученый считал, что изложение развитой науки состоит в выведении заключений из ее общих начальных положений. Эти заключения следует выводить методом силлогизма – единственным научным методом доказательства из общих положений. Но сами эти положения не могут быть подтверждены силлогически. Они обосновываются методом индукции как восхождение от отдельных высказываний к общим. Концепцию силлогизма и проблему условий правильного умозаключения содержит «Аналитика».

Как мы видим, в трудах Аристотеля были оформлены рациональные дискурсивные схемы мышления того времени.

В основе традиции западноевропейской культуры лежит аристотелевский метод философствования. Учение Аристотеля широко было известно и древнерусской философской традиции и оказало на нее сильнейшее влияние. Уровень просвещения Древней Руси вполне соответствовал уровню западноевропейской культуры. Древнерусские мыслители свободно переводили сложнейшие работы Аристотеля и мыслили дискурсивно-доказательными схемами, которые использовал Стагирит.

Объектом исследования статьи выступает раскрытие судьбоносной значимости вклада наследия Аристотеля в древнерусскую культуру.

Предметом исследования является рассмотрение того, какие достижения философии Ста-гирита повлияли на формирование рационального типа мышления в древнерусской культуре.

Со времен Владимира Мономаха в древнерусской культуре сохранилось благоговейное отношение к книгам и понимание того, что в них заключается мудрость. Летописец Нестор упоминает о собирателях книг для сохранения знаний. Знаменитая Новгородская библиотека и библиотека при Киевософийском Соборе таким образом пополнились переводами трудов Аристотеля. В древнерусской культуре Стагитрит был самым почитаемым философом, знали его и как ритора, политического деятеля.

В духовном просвещении древнерусского общества Аристотель выполнял роль наставника. Составитель Новгородской летописи Кирик входил в окружение греческого епископа Нифонта и брал пример с Аристотеля при систематизации и изложении событий. Он, как и Аристотель, был ритором и числолюбцем. Кирилл Туровский в своих проповедях постоянно ссылался на Аристотеля.

Читая переведенные издания «Физики» Аристотеля [3], наиболее просвещенные люди Древней Руси знакомились с закономерностями природы. В большинстве случаев перевод осуществлялся силами монастырей по всей стране, так как в то время именно они являлись центром образовательной жизни. Более того, там хранились полные четырехтомные греко-латинские издания его трудов. Именно такие великий древнерусский патриарх Никон имел и в своей знаменитой библиотеке. В ней содержалось шесть рукописных и печатных текстов «Физики» Аристотеля.

Выдающийся древнерусский мыслитель А. Курбский высоко оценивал содержание трудов Аристотеля: «“Физика” есть книга аристотелевская, коя в себе замыкает прирожденную або естественную философию и есть зело премудра» [4, с. 10].

Просветитель и библиограф Сильвестр Медведев излагал в переписке с боярином Ромодановским учение о четырех причинах Аристотеля, именуя их винами философскими: «вина творящая», «вина существа», «вина образующая» и «вина конечная», то есть causa efficiens, causa ma-terialis, causa formalis, causa finalis. Он позаимствовал этот материал из «Метафизики» Аристотеля [5]. В древнерусском мышлении надолго сохранилась традиция называть причину виной [6].

Еще один путь распространения идей древнегреческого мыслителя на Руси – через восточную патристику, после принятия Киевской Русью христианства. Византия выступила проводником аристотелевского наследия для Древней Руси.

Философские представления Аристотеля проникают также на Русь через Болгарию, в которой в Х веке Иоанном экзархом Болгарским был написан «Шестоднев» [7]. Развивая свою концепцию, его автор многое заимствует из древнегреческой науки, накопившей значительный фонд причинных и телеологических объяснений явлений природы. Например, принцип целесообразности природы экзарх переносит в свое учение из трудов Стагитрита. Аристотель дополнил телеологические объяснения каузальными, что позволило ему обеспечить связь всех процессов друг с другом. Способность устанавливать причинные отношения между явлениями присутствует и в астрологических рассуждениях автора «Шестоднева». Кроме того, Иоанн экзарх Болгарский позаимствовал у Стагирита принцип объяснения физических процессов и природных явлений, исходя из учения о четырех причинах и используя силлогизмы, а также категорию дизъюнкции. Так, объясняя появление облаков и дождей, Иоанн Болгарский в «Шестодневе» пишет о том, что причиной их образования является испарение вод реки Океан.

А точка зрения Аристотеля об устройстве Земли находит в «Шестодневе» почти дословное отражение. Излагая сведения о характере движения звезд, Луны и Солнца, Иоанн экзарх Болгарский постоянно ссылается на Стагирита и подчеркивает его умение тщательно проводить наблюдения. Ссылка на Аристотеля звучит так: «Глаголет бо Аристотель».

Все знания об астрономии, географии, изложенные в «Шестодневе» были открыты античными авторами. Заслугой автора «Шестоднева» является то, что он сумел изложить и пересказать их с естественнонаучной точки зрения. Иоанн экзарх Болгарский призывает других ученых также пользоваться достижениями учения Стагирита.

Идеи греческого философа накладывались на уже имеющиеся представления древнерусских людей о мироздании. Так, в «Изборнике» 1073 г., написанном в ХI в. для киевского князя Святослава, пересказывалось учение Аристотеля о количестве, а в некоторых его статьях цитировались размышления греческого философа о категориях [8, с. 56]. В нем же давалось описание 12 знаков зодиака. По этой книге древнерусский человек мог познакомиться и с некоторыми логическими результатами учения Аристотеля. Истинным в «Изборнике» считались те положения, которые были доказаны.

Можно сказать, что Древняя Русь позаимствовала из аристотелевской логики формальнологические дедуктивные методы мышления. Существовало три метода упорядочивания эмпирического опыта: художественный, символический и научный. Они прослеживаются в структуре древнерусского знания. Сложный мир идей выражался древнерусскими людьми художественным методом через «слово-образ». Через метафоры, сравнения сжато и концентрированно передавалось главное в излагаемом. Отвлеченные понятия, продуцированные абстрактным мышлением, поддавались объяснению при помощи логических категорий. Категории всеобщего, особенного, единичного были усвоены древнерусской мыслью, которая уже могла различать единичные и общие термины. Мышление древнерусских людей уже было способно переосмыслить категорию логического закона и дедукцию, связанные со способностью делать выводы и строить доказательства, в основе которых лежат каузальные объяснения.

Логические термины существовали в древнерусском языке, это говорит о приращении культуры каузального мышления, в основе которого лежат логические отношения между причиной и следствием. Так, термин рассматривался как указание на вещь или же он обозначал различные объекты (например, слово «человек» именовало как отдельное лицо, так и род людской) [9, с. 97].

Изучение трудов Стагирита способствовало формированию у русского человека рационального типа мышления, в основе которого лежали причинные объяснения явлений, следствием чего в древнерусском мировоззрении становилось укрепление научных знаний о мире.

Таким образом, можно констатировать, что учение Аристотеля было усвоено во всех областях древнерусской культуры. Он заложил определенные традиции философствования на славянской земле. Так, ключевые понятия Стагирита позднее проникали даже в проповеди, которые строились по образцу схемы аристотелевского изложения учения о четырех причинах. Примером этого выступают труды Кирилла Туровского, постоянно ссылавшегося на Аристотеля.

Знакомство с переведенными произведениями Аристотеля давало возможность древнерусским людям по аналогии с его взглядами создать свою картину мира, сконструировать собственное мировоззрение, в котором появилась та техника аргументации, дискурса, которая позволяла совершать дальнейшие естественно-научные открытия. Даже собственно перевод книг Стагирита способствовал развитию древнерусской науки. Труд переводчика был сродни деятельности ученого, так как он вносил вклад в разработку научной терминологии.

Учение Аристотеля о четырех причинах соответствовало представлениям о мироздании, сложившимся у древнерусского человека, благодаря чему нашло горячий отклик в просвещенной среде общества. Следствием перенесения аристотелевских положений на славянскую почву стало возникновение нового пласта когнитивных возможностей русичей, а также формирование рационального типа мышления в древнерусской культуре.

Все сказанное позволяет говорить о прогрессивности древнерусской культуры, стремящейся к освоению наиболее востребованных в западном мире научных конструктов, их переработке и перенесению на славянскую почву.

Ссылки:

  • 1.   Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1: Метафизика. О душе. М., 1976. 550 с.

  • 2.   Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 2: Органон. М., 1978. 687 с.

  • 3.   Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 3: Философское наследие. Физика. О небе. М., 1981. 613 с.

  • 4.   Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. 960 с.

  • 5.  Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1: Метафизика …

  • 6.    Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М., 2012. 876 с.

  • 7.   Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского как памятник средневекового философствования. М., 1991. 190 с.

  • 8.  Архангельский А.А. Очерки из истории западноевропейской литературы ХVI–ХVII вв. М., 1888. 305 с.

  • 9.    Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории древнерусской культуры. М., 2002. 758 с.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна

Переводчик: Невзорова Наталья Викторовна

Список литературы Проблема усвоения наследия Аристотеля в древнерусской культуре

  • Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1: Метафизика. О душе. М., 1976. 550 с
  • Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 2: Органон. М., 1978. 687 с
  • Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 3: Философское наследие. Физика. О небе. М., 1981. 613 с
  • Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. 960 с
  • Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1: Метафизика. О душе. М., 1976. 550 с
  • Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М., 2012. 876 с
  • Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского как памятник средневекового философствования. М., 1991. 190 с
  • Архангельский А.А. Очерки из истории западноевропейской литературы ХVI-ХVII вв. М., 1888. 305 с
  • Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории древнерусской культуры. М., 2002. 758 с
Статья научная