Проблема выбора в сюжете рассказа Е. Н. Опочинина "Братья"

Автор: Федорова Елена Алексеевна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 3 т.15, 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу проблематики, сюжетных мотивов и литературных типов рассказа Е. Н. Опочинина «Братья» (1898). Евгений Николаевич Опочинин (1858-1928) - писатель, археограф, коллекционер, редактор и сотрудник газеты «Правительственный вестник», автор воспоминаний и дневниковых записей о Ф. М. Достоевском, А. Н. Майкове, Я. П. Полонском и др. известных современниках. В своих произведениях Опочинин создал различные типы русского человека: старообрядец, охотник, художник, юродивый и т. д. В рассказе «Братья» показан герой-старообрядец, который пытается порвать со своей средой. В произведении Опочинина обнаруживаются общие сюжетные мотивы с романом Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: соперничество между братьями, бунт против родных из-за женщины, духовный кризис героев. После бунта Михаил Выжигин, герой Опочинина, возвращается в свою среду и становится самым ярым «фанатиком» среди старообрядцев. Сравнительно-типологический и структурный методы позволяют раскрыть специфику литературного типа, созданного Опочининым. Как Дмитрий Карамазов и Миколка-красильщик («Преступление и наказание»), герой Опочинина желает искупить свою вину страданием, жаждет духовного света, но, в отличие от героев Достоевского, он выбирает безблагодатный путь, безрадостный, не соборный, движимый страхом Божьим, а не любовью. Средством раскрытия внутреннего мира героя становятся его эсхатологические духовные видения. Кроме того, писатель использует характерологический и сюжетный парадокс. Михаил Выжигин хочет обрести Истину, но оказывается обманут своим окружением.

Еще

Е. н. опочинин, "братья", ф. м. достоевский, сюжет, мотив, парадокс, литературный тип, эсхатологические видения, "хождение феодоры по воздушным мытарствам"

Короткий адрес: https://sciup.org/14749025

IDR: 14749025   |   DOI: 10.15393/j9.art.2017.4521

Список литературы Проблема выбора в сюжете рассказа Е. Н. Опочинина "Братья"

  • Бочаров С. Г. Пустынный сеятель и Великий Инквизитор//Бочаров С. Г. Филологические сюжеты. -М.: Языки славянских культур, 2007. -С. 392-452.
  • Беседы с Достоевским (Записи и припоминания Е. Н. Опочинина)//Звенья. -М.; Л.: ACADEMIA, 1936. -№ 6. -С. 454-494.
  • Гаричева (Федорова) Е. А. Видения в иконописи и древнерусской словесности//Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы XII Международной науч. конф. «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения»)/cост. А. В. Моторин. -Великий Новгород, 2012. -С. 71-75.
  • Державина О. А. «Великое зерцало» и его судьба на русской почве. -М.: Наука, 1965. -439 с.
  • Из «Жития Василия Нового». Хождение Феодоры по воздушным мытарствам/подгот. текста Ю. А. Грибова и А. В. Пигина, перев. М. Б. Михайловой и В. В. Семакова, коммент. А. В. Пигина//Библиотека литературы Древней Руси. -СПб.: Наука, 2003. -Т. 8: XIV -первая половина XVI века . -URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5134 (15.05.2017).
  • Ковалева И. Ф. Е. Н. Опочинин -творческая личность «второго плана» в культуре рубежа XIX-XX вв.//Ярославский педагогический вестник. -2015. -№ 2. -Т. 1. -С. 167-170.
  • Леонтьев К. Н. Наши новые христиане: Ф. М. Достоевский и граф Лев Толстой: (По поводу речи Достоевского на празднике Пушкина и повести графа Толстого «Чем люди живы?». -М.: Тип. Е. И. Погодиной, 1882. -68 с.
  • Овсянников С. Н. Личность писателя Е. Н. Опочинина (по мат. собр. Рыбинского музея-заповедника и иных коллекций)//XII Золотаревские чтения: матер. научн. конф. -Рыбинск, 2008. -С. 113-118.
  • Одесская М. М. Опочинин Евгений Николаевич//Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Серия «Русские писатели 11-20 веков»: серия биограф. словарей. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. -С. 441-442.
  • Опочинин Е. Н. Русские коллекционеры и уцелевшие остатки старины: из наблюдений и воспоминаний/вс. ст. и публ. М. Одесской//Наше наследие. -1990. -№ 4. -С. 104-115.
  • Устный рассказ Ф. М. Достоевского. Из архива Е. Н. Опочинина/публ. М. Одесской//Новый мир. -1992. -№ 8. -С. 211-217.
  • Петухова Н. А. Некоторые комментарии к рукописи Е. Н. Опочинина «Русские коллекционеры и уцелевшие остатки старины»//Опочининские чтения. -Мышкин, 1993. -Вып. 3. -С. 32-40.
  • Федорова Е. А. Своеобразие национального характера в охотничьих рассказах Е. Н. Опочинина//Проблемы исторической поэтики. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2016. -Вып. 14: Анализ, интерпретации, понимание. -С. 297-310 . -URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1482317603.pdf
  • Яшина Е. А. Типология парадоксов в художественном тексте//Знание. Понимание. Умение. -2007. -№ 4. -С. 181-186.
Еще
Статья научная