Проблема замещения национальной валюты иностранной в условиях российской экономики
Автор: Дамбуева М.М.
Журнал: Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления @vestnik-esstu
Статья в выпуске: 1 (36), 2012 года.
Бесплатный доступ
Наиболее значимым каналом передачи импульса денежно-кредитной политики является канал валютного курса. В России активно идет замещение национальной валюты в денежном обращении иностранной валютой, в частности долларом. Это вносит определенные ограничения в возможности регулирования денежно-валютной сферы.
Денежно-кредитная политика, долларизация, эффект "храповика", национальная валюта, мировой финансово-экономический кризис
Короткий адрес: https://sciup.org/142142446
IDR: 142142446
Текст научной статьи Проблема замещения национальной валюты иностранной в условиях российской экономики
В современных российских условиях весьма актуальны исследования в области денежной теории, позволяющие, в частности, учесть влияние специфики переходного периода на механизмы достижения устойчивости национальной денежной единицы. Как справедливо отмечалось многими аналитиками, идеология денежного регулирования, выработанная применительно к условиям развитых рыночных отношений и основанная на постулатах монетаризма, не в полной мере соответствует реалиям российской экономической и общественной жизни. По этой причине она не всегда может служить теоретической основой для выработки эффективных прикладных инструментов регулирования сферы денежных отношений.
Валютный курс, как представляется, был тем звеном, которое связывало внутреннюю и внешнюю сферу, и именно через него все мировые кризисные процессы доходили до внутренней экономики. В этой связи следовало бы еще раз оценить, насколько соответствуют реальным экономическим показателям те уровни валютного курса рубля, которые складываются на рынке, насколько объективно действующие механизмы курсообразования влияют на изменения курса, и, наконец, оправданы ли те принципы, которые определяют функционирование валютной сферы в ее увязке с внутренней экономикой.
Как известно, раньше и в мире, и в России с началом введения рыночных механизмов валютный курс использовался главным образом для регулирования внешнеторговых операций. Именно этим объясняется то обстоятельство, что и уровень валютного курса, и его изменения рассматривались с точки зрения повышения или снижения эффективности этих операций и изменений их объемов.
Если бы и дальше роль валютного курса ограничивалась рамками текущих операций платежного баланса, то такой подход был бы оправдан и в настоящее время.
В новых экономических условиях, однако, когда осуществляется привлечение валютных ресурсов для широкого круга экономических операций, в том числе капитального характера, оценки курса, основывающиеся на внешнеторговых сопоставлениях, уже являются недостаточными. От уровня валютного курса теперь зависит уже не только эффективность внешней торговли, но и в равной степени эффективность привлечения финансовых ресурсов, стоимость, по которой продаются внутренние активы иностранным инвесторам, и т.д.
Таким образом, при оценках уровня валютного курса рубля, когда говорится о его переоценке или недооценке, следует рассматривать соотношения в тех секторах экономики, которые вызвали экономический интерес у иностранных инвесторов и обусловили приток валюты на внутренний валютный рынок и последующий спрос на рубли для осуществления операций в этих секторах.
В конце XX–начале XXI в. произошло резкое усиление неустойчивости мировой валютнофинансовой системы. Существенно возросло число, масштабы и скорость распространения валютнофинансовых кризисов, что негативно сказывается на национальной валютно-финансовой системе. Со- гласно общепринятому подходу, к валютно-финансовым кризисам относят собственно валютный кризис (кризис платежного баланса), финансовый кризис (долговой кризис государства), банковский кризис (кризис задолженности частного сектора). Причиной возникновения валютного кризиса является фундаментальное несоответствие между сложившимся уровнем обменного курса, состоянием платежного баланса и характером денежно-кредитной политики. Под валютным кризисом понимается резкое падение курса национальной валюты (более 25-30% в течение нескольких месяцев) и такое же значительное сокращение валютных резервов.
Национальная экономика требует определенной стабильности, прежде всего устойчивого денежного обращения внутри страны и устойчивых валютных курсов. С другой стороны, многие из хозяйствующих субъектов (а порой и государственные органы) заинтересованы в нестабильности, подвижности этих курсов (например, экспортеры - в понижении, а импортеры - в повышении курса валюты), в доходах от валютного арбитража. Поэтому своими действиями, преследуя лишь собственные интересы, они раскачивают валютный рынок, что приводит к непредсказуемым результатам. То есть ослабевает зависимость рынков от стабильности макроэкономических показателей и возрастает зависимость от действий и спекуляций отдельных международных игроков.
Выбор политики валютного курса России является следствием отсутствия диверсификации российской экономики и ее зависимости от рынка нефти. Зависимость реального курса рубля от цен нефти несимметрична: при растущей цене нефти рубль укрепляется медленнее, а при падающей - ослабевает быстрее, чем меняется цена. В случае признаков оживления в экономике (при сохранении цены нефти и объемов экспорта нефти на нынешних уровнях) реальный курс может ослабевать из-за роста спроса на валюту со стороны импортеров .
Российское правительство проводит политику управляемого плавающего валютного курса. В последнее время все большее число ученых и практиков высказываются за незамедлительный переход Банка России к свободному рыночному формированию курса рубля. Однако плавающий курс валюты сам по себе не является панацеей для российской экономики, поскольку он подразумевает наличие ряда инструментов, позволяющих субъектам экономики работать в условиях неопределенности. Необходимо формировать нормальный валютный рынок. К тому же финансовая нестабильность и экономический спад в России являются не самым подходящим моментом для самоустранения Банка России с валютного рынка. Свободное плавание рубля не позволит сохранить международные резервы из-за выплат по внешнему долгу. Вне зависимости от того, какой режим валютного курса будет выбран, резервы будут идти на погашение внешнего долга. Кроме того, плавающий курс валюты можно вводить только в условиях стабильной макроэкономической среды: сбалансированный бюджет, устойчивый банковский сектор, невысокая внешнеторговая открытость, низкая инфляция и другие.
Не в последнюю очередь проблема устойчивости валютного курса рубля связана с достаточностью международных резервов РФ, которые служат нескольким целям: интервенции для влияния на валютный курс; поддержанию доверия к национальной валюте; платежам по внешнему долгу. В настоящее время основная часть российских резервов размещена в активах государств-эмитентов резервных валют, причем значительная их часть (около четверти) на счетах коммерческих (частных) кредитных учреждений. Можно было бы частично перераспределить российские резервные активы в пользу золота - как единственного актива, имеющего внутреннюю стоимость и сохраняющего некоторые функции мировых денег. В настоящее время Россия держит в золоте около 2% резервных активов, в то время как развитые страны - до 30%, а США - 80%. Наращивание золотого компонента международных резервов должно стать неотъемлемой составляющей валютной политики России.
Среди трактовок об устойчивости денежной единицы преобладают подходы, основанные на оценке ее покупательной способности, то есть способности быть обмененной на различные виды товаров и услуг. Покупательная способность денежной единицы определяется, прежде всего, соотношением количества денег в экономическом обороте и количества предлагаемых к обмену товаров и услуг . В этом случае объектом анализа становятся преимущественно экономические факторы. Потеря или снижение устойчивости денежной единицы связываются либо с опережающим ростом денежной массы относительно ВВП, либо, наоборот, с относительным отставанием роста показателей совокупного выпуска по сравнению с денежными активами.
На устойчивость денежной единицы, помимо ее товарного наполнения, оказывают влияние и факторы, связанные с особенностями экономического и монетарного поведения индивидов: устройство национальной монетарной системы; фактор общественного доверия к национальной денежной единице. В монетарной сфере особенности экономического поведения проявляются, прежде всего, в отношении индивидов к национальной денежной единице, в уровне доверия к ней. Российская практика показыва- ет, что фактор общественного доверия нередко оказывает на устойчивость денежной единицы едва ли не столь же значительное влияние, как и динамика экономического развития страны. Общественное доверие как фактор устойчивости любой денежной единицы может быть интерпретировано как согласие членов общества на «держание» ее определенного количества денег в качестве части общего «портфеля» своего имущества. Это справедливо и для частных, и для государственных денежных единиц, но для последних более актуально, так как в России существует монопольное право государства в лице Центрального банка на эмиссию денег и формирование первоначальных денежных импульсов.
Применительно к государственной денежной единице общественное доверие представляет собой согласие общества признавать долговые обязательства государства как надежные, обладающие гарантиями обратного приема их государством в обмен на другие экономические блага. Оно складывается под влиянием целой совокупности многообразных неформальных правил экономического поведения индивидов, формирующихся в процессе свободного выбора ими тех видов активов, которые наилучшим образом способны выполнять требуемые денежные функции.
Так, реальная оценка экономическими агентами устойчивости национальной валюты редко исходит из анализа официальных макроэкономических показателей, характеризующих «товарное наполнение» денежной единицы в масштабах всей экономики в целом. Еще реже они основываются на сопоставлении данных макроэкономической статистики об уровне официальной инфляции как показателе, характеризующем динамику изменения покупательной способности и устойчивости национальной валюты.
В общественном сознании используются другие (как правило, более понятные) критерии, формирующие уровень общественного доверия к национальной денежной единице и, как следствие, представления общества о степени ее устойчивости. Причем оценки, осуществляемые с помощью этих критериев, далеко не всегда основываются на представлениях, которые диктуются «сверху». Они в значительной мере базируются на вырабатываемых «снизу» неформальных правилах экономического поведения отдельных индивидов и их различных групп.
В современном российском обществе доминируют два неформальных критерия, используемых для оценки устойчивости национальной денежной единицы. Часть агентов ориентируются в первую очередь на ее курс по отношению к устойчивым иностранным валютам, причем в значительной степени опираясь на общественную оценку устойчивости самих этих иностранных валют. Другая, гораздо более многочисленная часть россиян в качестве основного неформального критерия выбирает уровень цен на отдельные товары и услуги. Причем речь идет о ценах именно на конкретные товары и услуги, а не об общем уровне инфляции, рассчитываемом с помощью усредненной потребительской корзины. Именно динамика цен на товары повседневного спроса в наибольшей степени определяет уровень общественного доверия к национальной денежной единице.
Критерием являются даже не сами цены, а их соотношение с уровнем доходов каждого конкретного индивида либо хозяйствующего субъекта. Здесь покупательная способность государственной денежной единицы оценивается не усредненно, а дифференцированно. Например, для индивидов с разным уровнем дохода один и тот же рост цен на одни и те же товары будет означать различное снижение покупательной способности денежной единицы и соответственно восприниматься ими по-разному. Их индивидуальные оценки устойчивости денежной единицы будут отличаться в той мере, насколько существенен для них данный рост цен, насколько ощутимы связанные с ними потери для индивидуального бюджета, в какой степени это может привести к снижению уровня их индивидуального благосостояния.
Экономические потрясения, пережитые российскими гражданами сначала в 1992-1995 гг., в период сверхвысоких темпов обесценения рубля и неоднократной смены номинала государственной денежной единицы, затем в 1998-1999 гг., в период четырехкратного роста официального курса доллара к рублю, и во второй половине 2008 г., в период мирового финансового кризиса, привели к радикальным изменениям в общественном сознании: во-первых, рубль начал считаться неустойчивой и ненадежной денежной единицей; во-вторых, общепризнанным мерилом степени устойчивости рубля стали иностранные валюты.
Наиболее значимым каналом передачи импульса денежно-кредитной политики является канал валютного курса. В России активно идет замещение национальной валюты в денежном обращении иностранной валютой, в частности долларом. Это вносит определенные ограничения в возможности регулирования денежно-валютной сферы. Управление денежно-валютной сферой со стороны центрального банка в долларизированных экономиках осложняется, поскольку денежные власти не могут надежно прогнозировать параметры денежного обращения, непосредственно контролировать динамику депозитов в иностранной валюте, в еще меньшей степени поддается управлению масса наличной иностранной валюты, что, в конечном счете, снижает предсказуемость динамики составляющей денежной массы в национальной валюте.
Что же подразумевает под собой «долларизация»? Под долларизацией экономики понимается использование иностранной валюты (как долларов США, так и других «твердых» валют) параллельно с национальной валютой. В процессе долларизации происходит замещение не национальной валюты как таковой, а некоторых функций денег, таких как средства накопления, меры стоимости и средства обращения. Долларизация может быть как официальной, так и неофициальной (теневой). Следует различать долларизацию внутренней экономики и использование доллара как международного платежного и резервного средства. Полная долларизация, означающая отказ от внутренней денежно-валютной политики, приводит к существенным потерям для экономики страны: сужается сфера национальной валюты и качество выполнения ею своих функций. В итоге происходит подрыв национальной денежной системы.
Основными факторами, влияющими на долларизацию, являются: темп инфляции; реальные ставки процента по депозитам в национальной валюте; динамика валютного курса (чем выше темпы внешнего обесценения национальной валюты, тем больше степень долларизации) и его волатильность; динамика основных внешнеэкономических показателей платежного баланса, внешнеторгового оборота, показателей межстранового движения капитала; степень развитости финансовых институтов.
Процессы долларизации в России обусловлены опасениями экономических агентов, связанными с номинальным обесценением национальной валюты, и неразвитостью национального финансового рынка. До введения валютного коридора в России снижение валютного курса имело следствием резкий рост спроса на доллары США, а после введения - его существенное сокращение. Высокий темп инфляции (1992 г. - 1653%) в сочетании с либерализацией валютного рынка (отменой ограничений на внутреннюю конвертируемость иностранной валюты) явился непосредственным импульсом для процесса долларизации в России.
Степень долларизации подвержена эффекту «храповика» - раз сильно отклонившись в одну сторону, она очень медленно возвращается в первоначальное положение. В целом долларизация российской экономики - негативное явление. Для борьбы с ней может применяться комплекс мер экономической политики (как прямых, так и косвенных). Основными методами борьбы с долларизацией являются обеспечение макроэкономической стабильности и устранение причин, ее вызывающих. Эти меры должны согласовываться с проводимой валютной политикой.
В период экономического роста 1999 - первой половины 2008 г. доверие населения к рублю росло, что стимулировало процессы дедолларизации. Если в 1999 г. вклады в валюте составляли порядка 30% всех депозитов населения, то в первом полугодии 2008 г. их доля снизилась до 13%. По счетам предприятий удельный вес валютных депозитов за 10 лет снизился с 90 до 40% [4].
Изменение курсовой динамики основных валют в ходе финансового кризиса 2008 г. вновь активизировало процессы «долларизации» (вернее, валютизации) экономики страны. Новый виток «валютиза-ции» активов российских экономических агентов увеличил обороты валютного рынка, понизил доли сделок с рублем в общем объеме межбанковских валютных операций.
В отличие от процессов «долларизации», наблюдавшихся после кризиса 1998 г., в 2008 г. экономические агенты наряду с долларом выбирали евро. При этом по темпам роста операции с европейской валютой опережали операции с долларом, хотя значительно уступали ему по объемам. Дальнейшее усиление роли евро на российском рынке имело и будет иметь серьезные макроэкономические предпосылки: страны ЕС являются важнейшими торговыми партнерами России (на них приходится более 50% объема внешней торговли); российская банковская статистика показывает существенный рост спроса на наличный евро; в валютной структуре иностранных активов российской банковской системы доля евро увеличилась с 5-7% в 2001-2002 гг. до 18-20% в 2010 г. На сегодняшний день доля евро составляет 45% валютных резервов России, что значительно выше среднемирового показателя [3].
В 2011 г. реализация денежно-кредитной политики происходит в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008-2009 гг., позволили преодолеть дефицит ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы.
Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному сворачиванию мер, которые были введены им в острую фазу кризиса. Вместе с тем неустойчивое восстановление экономической активности и медленный рост банковского кредитования определяют задачу поддержания и расширения совокупного спроса.