Проблема здоровья в истории педагогики (XIX-XX века)
Автор: Хакимова Р.Н., Аскарова Г.Б.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 1 (53), 2021 года.
Бесплатный доступ
Особое развитие проблема сохранения человеческого здоровья получила в XIX-XX веках. В статье исследуются основные научные подходы к заявленной проблеме. Проблема рассмотрена в аспекте зарубежной педагогической мысли.
Образование, воспитание, валеологическое воспитание, здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесбережение
Короткий адрес: https://sciup.org/140288220
IDR: 140288220
Текст научной статьи Проблема здоровья в истории педагогики (XIX-XX века)
Sterlitamak branch of bashkir state university sterlitamak Askarova G. B.
Sterlitamak branch of bashkir state university sterlitamak
THE PROBLEM OF HEALTH IN THE HISTORY OF PEDAGOGY (XIX-XX CENTURIES)
Свой вклад в проблему сохранения и приумножения человеческого здоровья внесли также ученые XIX-XX веков. И.Кант, в частности, разработал и на личной практике апробировал основные правила разумной организации здорового режима дня, неукоснительное соблюдение которого он положил в основу своей жизнедеятельности. И.Кант ввел понятия «диететика» и «терапевтика», где под первым он понимал профилактические меры, направленные на своевременное предупреждение и недопущение болезни, а под вторым – способы и приемы лечения заболевания. Главенствующую роль он отводил именно диететике, полагая, что силой духа и воли можно успешно одолеть любые болезненные состояния. Основываясь на этом, ученый утверждал, что человек должен научиться управлять своей натурой, иначе она будет повелевать им [1, с. 51].
Известный немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр в своем знаменитом труде «Афоризмы житейской мудрости» тоже обращался к вопросам сохранения здоровья и соблюдения здорового образа жизни: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья» [3, с. 12].
Особо возрастает интерес зарубежных исследователей к проблеме здоровья в XX веке. Помимо теоретического осмысления заявленной проблемы, ученые начинают весьма активно обращаться к многообразным оздоровительным практикам, популяризируя их среди населения и актуализируя таким образом интерес прогрессивной общественности к вопросам здоровьесбережения. Несколько особняком здесь стоит теория психоанализа З. Фрейда, который практически нивелировал здоровье как феномен, заявляя, что каждый без исключения человек выступает в качестве потенциального носителя какого-либо заболевания, но посредством актуализированных психологических защитных механизмов, применяемых индивидом, последний способен успешно блокировать болезнь, либо же существенно снизить степень ее проявления. С помощью полноценной реализации в жизнедеятельности человека компенсаторных и защитных механизмов возможно гармоничное и сбалансированное функционирование человека в социальном мире.
В трудах французского социолога Э.Дюркгейма именно социальное здоровье постулируется в качестве наиважнейшей категории и состоит, как он утверждал, «в нормальном развитии жизненных сил индивида коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития». Только таким путем человек получает «шансы на долгую жизнь» [2, с. 159 – 160]. Подобным же образом рассуждал и М.Вебер, в свою очередь рассматривавшим здоровье как обязательное условие эффективного функционирования социальных систем, а к числу положительных социальных действий индивида относил действия, ориентированные на сохранность личного здоровья. В этой связи повышенное внимание он уделял анализу таких социально-личностных показателей, как включенность человека в определенную общественную страту, его вовлеченность в коллективную деятельность и конкретные социальные процессы, детерминирующие приверженность определенной валеологической модели и стратегии здоровьесберегающей практики [2, с. 161].
На социальную обусловленность и видовое разнообразие оздоравливающих практик указывал и видный американский социолог Т. Парсонс, отмечавший, «что устойчивость всякой социальной системы зависит от степени интеграции ряда общих ценностных стандартов с интериоризированной структурой потребностей – установок, составляющихструктуру личностей» [2, с. 161]. По Т. Парсонсу, процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В качестве специфического канала социализации личности Т. Парсонс рассматривает молодежную субкультуру» [2, с. 161]. Всесторонний анализ молодежных субкультур позволил Т. Парсонсу сделать вывод о том, что «молодежные субкультуры зачастую отрицают здоровый образ жизни и выбирают в качестве приоритетных стратегий поведения, ограничивающие физические и духовные потребности личности» [2, с. 161]. Жизнеспособность общества, согласно Парсонсу, поддерживается его устойчивой установкой на сохранение социального и морального здоровья граждан и стимулированием прогрессивных традиций как важнейшей формы культурного наследования.
Интересный подход к трактовке здоровья как социальной ценности мы нашли у известного австро-американского врача и биолога, неофрейдиста В. Райха, занимавшегося проблемами лечения и корректировки так называемых «информационных неврозов», являющихся негативным последствием «информационного стресса», что особенно характерно для наших современников, сфокусированных на получении широкого спектра информации на фоне отсутствия плодотворного чередования умственной, физической и досуговой деятельности. Тем самым люди зарабатывают невроз, ведущий к депрессии и к общему расстройству центральной нервной системы. В связи с этим В. Райх делал вывод о том, что «источником и необходимым условием психического здоровья человека является его тело. Он первым указал на зависимость психики от состояния мускулатуры. Всякое наше переживание - гнев, печаль, радость, страх - находит свое выражение в характерных мышечных движениях... Отрицательные эмоции могут образовывать так называемый мышечный панцирь, цель которого - сдержать проявление отрицательного переживания и не дать ему распространиться. Снятие в процессе терапевтической работы всех мышечных панцирей восстанавливает у пациента способность к глубоким эмоциональным переживаниям» [2, с. 162].
Таким образом, можем заключить, что особо интенсивно теория здоровьесбережения начала развиваться во второй половине XX века. Однако, именно ученые XIX и первой половины XX веков наработали ту методологическую базу, которая обеспечила дальнейшее успешное развитие педагогики здоровья и здоровьесбережения.
Список литературы Проблема здоровья в истории педагогики (XIX-XX века)
- Нижников С.А. О мировоззренческом здоровье // Философия науки и техники. - 2008. - Т. 13 (1). - С. 49 - 66.
- Шклярук В.Я. Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека // Философия и общество. - № 4. - 2007. - С. 155-164.
- Янбухтин Т.А. Процесс формирования здорового образа жизни личности в истории педагогики // Педагогика и психология образования. - 2011. - № 3. - С. 11 - 16.