Проблема жанрового завершения в романе Ф. М. Достоевского "Белые ночи"
Автор: Баталова Тамара Павловна
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 4 т.20, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье обосновывается необходимость использования при анализе художественного произведения категории «жанровое завершение», разработанной П. Н. Медведевым. Роман «Белые ночи» преемственно связан с «Петербургской летописью» Ф. М. Достоевского. Истоки этой взаимосвязи - близость и времени создания, и языковых и поэтических приемов, и мыслей. Многосторонняя взаимосвязь «Белых ночей» с «Петербургской летописью» помогает понять основную идею «сантиментального романа». Анализируя символику рифмующихся в тексте сюжетных ситуаций, образов, деталей («паутина», «желтый», «одинокий», «Матрена» и др.), чисел (8, 26, 15), значение которых усиливается и раскрывается в эпилоге, автор статьи приходит к выводу, что в «Белых ночах» художественно завершается основная идея произведения. Этим объясняется и душевный кризис героя, вызванный трагедией мечтательности. Верность Настеньки в любви помогает Мечтателю укрепить веру в идеалы. По типу жанрового завершения «Белые ночи» Ф. М. Достоевского - роман, что соответствует авторской концепции произведения. В романе два сюжетно-композиционных уровня и одно их завершение. Автор статьи доказал, что анализ романа «Белые ночи» убеждает в необходимости использовать принципы социологической поэтики П. Н. Медведева.
Ф. м. достоевский, п. н. медведев, роман, сюжет, жанровое завершение, мечтательность, герой, белые ночи, петербургская летопись, социологическая поэтика, теория жанров, формальный метод
Короткий адрес: https://sciup.org/147238879
IDR: 147238879 | DOI: 10.15393/j9.art.2022.11642
Список литературы Проблема жанрового завершения в романе Ф. М. Достоевского "Белые ночи"
- Алексеев М. П. О драматических опытах Достоевского // Творчество Достоевского. 1821–1881–1921: сб. ст. и мат-лов. Одесса: Всеукр. гос. изд-во, 1921. С. 1–22.
- Викторович В. А. Жанр записок у Толстого и Достоевского // Лев Толстой и русская литература. Горький, 1981. С. 18–25.
- Заваркина М. В. Жанр как категория поэтики (проблемы, тенденции, перспективы) // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 1. С. 7–35 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1582887863.pdf (10.05.2022). DOI: 10.15393/j9.art.2020.7562
- Загидуллина М. В. Белые ночи // Достоевский: сочинения, письма, документы / сост. и науч. ред. Г. К. Щенников, Б. Н. Тихомиров. СПб.: Пушкинский Дом, 2008. С. 16–19.
- Захаров В. Н. Система жанров Достоевского: типология и поэтика. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 208 с.
- Захаров В. Н. Петербургский летописец // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: канонические тексты. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1996. Т. 2. С. 683–698.
- Захаров В. Н. Проблема жанра в «школе» Бахтина // Русская литература. 2007. № 3. С. 19–30.
- Захаров В. Н. Поэтика парадокса в «Дневнике Писателя» Достоевского // Аспекты поэтики Достоевского в контексте литературно-культурных диалогов / под ред. Каталин Кроо, Тюнде Сабо и Гезы Ш. Хорвата. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. С. 269–280. (Dоstoevsky monographs; вып. 2.)
- Зундалевич Я. О. Поэтика гротеска (к вопросу о характере гоголевского творчества) // Поэтика: хрестоматия по вопросам литературоведения для слушателей университета. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. С. 112–121.
- Краснов Г. В. Сюжеты русской классической литературы. Коломна: [б. и.], 2001. 141 с.
- Манн Ю. В. Боль о человеке // Достоевский Ф. М. Белые ночи. Сентиментальный роман (из воспоминаний мечтателя). М.: Детская литература, 1983. С. 3–16.
- Медведев П. Н. Собр. соч.: в 2 т. СПб.: Росток, 2018. Т. 2. 928 c.
- Мейер И. В. Рифма ситуаций в одном романе Достоевского // IV Международный съезд славистов: мат-лы дискуссии. М., 1962. Т. 1. С. 600–601.
- Родина Т. М. Достоевский: повествование и драма. М.: Наука, 1984. 245 с.
- Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.
- Фельетоны сороковых годов. М.; Л.: Academia, 1930. 368 с.
- Шкловский В. Б. О теории прозы. М.; Л.: Круг, 1925. 189 с.
- Эйхенбаум Б. М. Сквозь литературу. Л.: Academia, 1924. 280 с.