Проблемные аспекты статуса беженцев в международном праве

Бесплатный доступ

В статье рассматривается современный статус беженцев в международном праве. Актуальность проблемы заключается в том, что в современном мире постоянно возрастает число лиц, стремящихся получить статус беженца. В этой связи проводится исследование понятия «беженец» с позиции международно-правовых предписаний. Особое внимание уделяется анализу содержания международно-правовых документов, регулирующих правовое положение данной категории лиц, а также проблемные аспекты межгосударственного сотрудничества в сфере миграции. По итогам исследования автор приходит к выводу, что современное международно-правовое положение беженцев предопределяется нормативными предписаниями, призванными на практике обеспечить защиту прав и законных интересов беженцев. Делается предположение о том, что в связи с возросшей глобальной турбулентностью социально-экономических процессов проблемы правового статуса беженцев будут являться одним из главных приоритетов нормотворчества в сфере международного публичного права.

Еще

Беженцы, международное право, правовой статус, международное сотрудничество, миграция, права и обязанности беженцев

Короткий адрес: https://sciup.org/14133300

IDR: 14133300   |   DOI: 10.47475/2311-696X-2025-45-2-152-154

Текст научной статьи Проблемные аспекты статуса беженцев в международном праве

Нестабильная политическая обстановка во многих странах мира провоцирует их граждан резко менять место своего нахождения. Ухудшения экономической ситуации, связанные с тарифными войнами, разрушительные последствия ограничений, принятых в период пандемии, возрастание числа вооруженных конфликтов привели к повышенной мобильности граждан многих государств и проведением специальной военной операции сказались на многих гражданах, которые были вынуждены уехать из мест постоянного проживания. В большинстве случаев отсутствие гражданства страны пребывания является серьезной препоной в получении различных видов социальной помощи и поддержки, включая ситуации, когда она должна носить экстренный характер. Очевидно, что острота рассматриваемой проблемы формирует потребность в формировании международно-правовых гарантий обеспечения прав и законных интересов беженцев в публичной сфере. Вынужденное перемещение граждан все чаще обусловлено актами геноцида и другими опасными гонениями по расовым, национальным, религиозным и другим признакам. Чаще всего это связано с угрозой жизни и наступлением возможных негативных случаев, обусловленных военными конфликтами. Все это требует от мирового сообщества принятия действенных мер по формированию реального механизма обеспечения прав беженцев, включающего не только право их свободного перемещения по территории, а также возможность получения ими различных видов экстренной помощи, но и, в конечном итоге, формирование у них состояния защищенности, без чего невозможно реализовать право на достойную жизнь.

Основная часть

Международное право при рассмотрении понятия «беженец» исключает из их числа мигрантов, которые переезжают в другую страну для реализации целей трудоустройства, а также лиц, не подвергающихся дискриминации и опасности со стороны обособленных факторов особого характера, включающих политическое преследование, а также преследование по половому, расовому, национальному признаку.

Проблемы защиты прав и свобод беженцев актуализируют процесс анализа и развития международного регулирования. После разработки и публикации в 1948 году Всемирной декларации прав человека, где присутствует раздел о правах беженцев, была также подготовлена одобренная Генеральной Ассамблеей ООН специальная конвенция (Конвенция о статусе беженцев)1.

Следует признать, что за счет принятия данной конвенции стало возможным создание специальной нормативной основы, которая не только урегулировала статус беженцев на уровне ООН, но также конкретизировала особенности работы с данной категорией лиц, обязала организации осуществлять эффективное взаимодействие, содействовать друг другу в обеспечении эффективности результатов своей деятельности, а также формирования гарантий получения беженцами большого количества различных видов помощи и услуг [3, с. 44]․

Кроме указанной конвенции, в качестве важного международного нормативно-правового акта, регулирующего вопросы помощи беженцам и признания их статуса, релевантные положения содержатся в Нью-Йоркском протоколе 1967 года2, а также резолюцию Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи ООН3.

С позиции международно-правовых норм сегодня выделено понятие «беженец», которое предполагает исключение возможностей для лица находиться в своей стране. При наличии неблагоприятных и опасных условий для реализации жизнедеятельности данные лица были вынуждены перебраться в другое государство и искать условия для защиты своих прав и свобод.

Проблема повышения количества беженцев весьма актуальна для стран, которые принимают и должны обеспечить соответствующий уровень обеспечения гарантий соблюдения их прав и интересов, своевременной помощи. Нахождение беженцев в стране важно организовать таким образом, чтобы исключить допущение случаев проникновения на территорию лиц, которые склонны к насилию и стремятся навредить правопорядку.

В настоящее время вопрос правового положения беженцев при изучении норм международного права поднимается многими специалистами. Систематические попытки международных правительственных организаций и международного сообщества сформировать и применить успешный международно-правовой механизм их защиты сегодня не приносят достаточных результатов.

Законодательство многих стран в наши дни формирует условия и направления расширения прав и свобод, гарантии защиты интересов этой категории лиц. Совершенствуя законодательную базу, власти многих стран стараются исключить невозможность получения лицами всех необходимых услуг и помощи [6, с. 214–221].

По мнению Ж․ А․ Дехкановой и Ч․ М․ Бегимкулова лицо, находящееся в статусе «беженца» может получить права, среди которых:

  • —    свободное перемещение по территории страны (изменение места пребывания);

  • —    проживание в месте временного проживания в течение 3 месяцев с возможностью в будущем получить гражданство;

  • —    получение лекарственной, медицинской и прочих видов помощи в области здравоохранения;

  • —    получение помощи в трудоустройстве в соответствующих службах [24, с․ 13]․

Анализируя современное состояние международноправового регулирования миграции, нашедшего отражение в международных договорах, можно выделить четыре основные сферы правового регулирования: защита вынужденных мигрантов (прежде всего беженцев); защита прав мигрантов; борьба с незаконной миграцией; регулирование миграционных потоков (в контексте интеграционных процессов, прежде всего потоков трудовых мигрантов)․

Основными международно-правовыми документами, регулирующими взаимодействие между странами, здесь являются Конвенция о статусе беженцев, подписанная в Женеве 28 июля 1951 г․, и протокол к ней, подписанный в Нью-Йорке 31 января 1967 г․ Они закрепляют основы правового статуса беженцев, в частности, важнейший принцип невысылки․ В настоящее время в этих договорах участвует более 140 государств мира․

Также следует обратиться к генезису и эволюции международной практики защиты беженцев, которые позволяют четко проследить развитие стандартов правовой помощи на различных исторических этапах․ Исторический опыт помощи русским беженцам после Гражданской войны, когда им выдавались нансеновские паспорта по инициативе Лиги Наций, стал одним из первых примеров международной защиты лиц без граж-данства․ Данные документы давали возможность переселенцам легально проживать, работать и пересекать границы без наличия паспорта государства․ Современная международная практика, закрепленная в конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протоколе 1967 года, развила эти идеи, установив обязывающие стандарты:

— принцип невысылки;

  • — право на труд, образование, медицинскую помощь;

— запрет на дискриминацию беженцев;

В ситуации с Сирией данные нормы были широко задействованы: сирийские беженцы получили статус в странах Европы, Ближнего Востока и Америки․

Прогрессивное развитие защита беженцев получила на региональном уровне, в Конвенции, регулирующей специальные аспекты проблем беженцев в Африке 1969 г․, Картахенской декларации о беженцах 1984 г․, Соглашении СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г․ и других документах․

Борьба с незаконной миграцией на универсальном уровне стала предметом регулирования двух документов Организации Объединенных Наций 2000 г․:

— Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми1;

— Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, которые дополняют Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности2․

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что право беженцев будет оставаться приоритетным институтом защиты прав личности, поскольку обусловлено необходимостью реализации на практике норм международного публичного права․ При этом происходящие негативные тенденции в сфере миграции подвергают данный институт существенным трансформациям․ Реагируя на современные вызовы, международное сообщество разработало большое количество документов, регламентирующих международно-правовое положение бе-женцев․ Здесь важно учитывать не только сочетание внутригосударственных правовых норм с международными условиями признания лица в статусе «беженца», но и характер взаимодействия между странами, желающими реализовать те или иные мероприятия по защите прав и свобод лиц, претерпевающих гонения, притеснения или преследование, связанное с ведением военных и иных опасных для жизни и здоровья действий․

В этой связи возрастает значение такого нормативного акта как Конвенция Организации африканского единства3, которая существенным образом конкретизирует правовой статус беженцев и имеет все возрастающее значение․

Статья научная