Проблемные стороны применения цифровых технологий в экономике развитых стран
Автор: Маглинова Т.Г., Шупило О.М.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 6-1 (76), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены изменения в представлении о цифровых технологиях странами ОЭСР в период пандемии в 2020 году, так как повторяющиеся блокировки, закрытие школ и закрытие целых отраслей, цифровые возможности - будь то удаленное обучение, электронная коммерция или работа из дома - становятся как никогда важными. Таким образом, цифровые технологии, цифровая трансформация и цифровые инструменты становятся важными элементами современного жизненного уклада современного ведения бизнеса. Однако отмечается присутствие недоверия к цифровым технологиям, которое может стать в будущем серьезным препятствием для распространения и эффективного использования.
Пандемия covid-19, организация экономического сотрудничества и развития (оэср), цифровые технологии, интернет, потенциал искусственного интеллекта, цифровая трансформация, цифровые инструменты
Короткий адрес: https://sciup.org/170183578
IDR: 170183578 | DOI: 10.24412/2411-0450-2021-6-1-150-153
Текст научной статьи Проблемные стороны применения цифровых технологий в экономике развитых стран
Меры по сдерживанию пандемии COVID-19 серьезно повлияли на отношения стран Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) с цифровыми технологиями. Возможно, никогда раньше глобальная зависимость от цифровых технологий не затрагивала все аспекты жизни общества - от образования до здравоохранения. В странах ОЭСР резко выросла дистанционная работа, дистанционное обучение и электронная коммерция, равно как и распространение цифровых инструментов в крупных компаниях. Правительства, компании и научные круги быстро осознали потенциал искусственного интеллекта (ИИ) в деле реагирования на кризис, а также необходимость своевременного, безопасного и надежного доступа к данным внутри стран и за их пределами. Глобальный обмен и сотрудничество в области исследований данных достигли беспрецедентного уровня [3].
Однако эта деятельность, основанная на использовании Интернета и требующая большого количества пропускной способности, способствует росту спроса на высококачественное подключение и обнажает существующие цифровые разрывы, усиливая необходимость в более инклюзивном подходе к цифровой трансформации. Благодаря ускоренной удаленной работе и электронной коммерции вспышка COVID-19 также создает благоприятную среду для киберпреступников. Агентства цифровой безопасности в ОЭСР оперативно отреагировали, забив тревогу и поддержав операторов критически важных операций, особенно в секторе здравоохранения [2]. Многие агентства выпустили руководство по сбору, обработке и обмену личными данными для поддержки отслеживания контактов и других мер реагирования.
Долгосрочные последствия пандемии для цифровой трансформации только начинают проявляться. Цифровая трансформация влияет на экономику и общество сложным и взаимосвязанным образом, требуя более стратегических подходов. Тридцать восемь стран ОЭСР имеют национальную цифровую стратегию для улучшения координации политики на высших уровнях правительства, чаще всего на уровне премьер-министра или канцелярии, или специального министерства или органа. Этот стратегический подход особенно очевиден в контексте новых технологий: к середине 2020 года 24 страны ОЭСР имели национальную стратегию ИИ с упором на внедрение и навыки. С 2017 года многие страны ОЭСР опубликовали национальные стратегии 5G. Кроме того, у большинства из них есть комплексные стратегии цифровой безопасности, хотя во многих случаях они отделены от национальных цифровых планов и не имеют независимых инструментов для бюджета и оценки [5].
Надежная связь имеет важное значение для цифровой трансформации, поскольку она облегчает взаимодействие между людьми, организациями и машинами. Подписки на связь продолжают быстро расти: за последние восемь лет доля высокоскоростного интернета во всех абонентах фиксированной широкополосной связи в ОЭСР увеличилась более чем вдвое и выросла по крайней мере до 50% в девяти странах ОЭСР.
Среди компаний разрыв в доступе между крупными и малыми фирмами в странах ОЭСР сократился: в 2019 году 93% корпораций имели широкополосное соединение. Среднее использование мобильных данных на подписку в ОЭСР увеличилось в четыре раза за четыре года. В 2018 году он достиг 4,6 ГБ в месяц, в то время как цены на планы высокоскоростной мобильной широкополосной связи снизились примерно на 60% в период с 2013 по 2019 год. Наконец, по состоянию на июнь 2020 года коммерческие услуги 5G были доступны в некоторых местах в 22 странах ОЭСР. Для дальнейшего увеличения доступного по цене доступа к высокоскоростной широкополосной связи страны ОЭСР реализуют политические и нормативные меры для обеспечения эффективного управления использованием спектра, облегчения развертывания и доступа к транспортным и магистральным объектам, а также поощрения новых форм совместного использования инфраструктуры [4, 5].
Распространение Интернета, как среди частных лиц, так и среди компаний продолжает расти, хотя сохраняются разногласия в возможностях и эффективности использования.
В 2019 году от 70% до 95% взрослых использовали Интернет в странах ОЭСР, и смартфоны стали излюбленным устройством для доступа в Интернет. Физические лица также проводят больше времени в сети, при этом ежедневное использование в странах ОЭСР увеличилось в среднем на 30 минут в течение 2014-19 гг. Однако различия в использовании по возрастным группам или уровню образования сохраняются. Например, только 58% людей в возрасте 55-74 лет часто пользовались Интернетом в 2019 году - по сравнению с 30% в 2010 году, но все еще значительно ниже почти 95% доли ежедневных пользователей Интернета в возрасте от 16 до 24 лет. В 2018 году только 40% взрослых в странах ОЭСР с низким или нулевым формальным образованием использовали Интернет для взаимодействия с государственными органами по сравнению с 80% взрослых с высшим образованием [1, 5].
Также сохраняется разрыв между крупными и мелкими компаниями. Например, в 2019 году на электронную торговлю приходилось 24% экономического оборота крупных компаний и только 10% малых.
Эффективное использование цифровых инструментов становится все более важным для малых и средних предприятий (МСП) для улучшения бизнес-процессов, внедрения инноваций, расширения масштабов и интернационализации. Однако МСП отстают от крупных компаний во внедрении цифровых инструментов и, что особенно важно, в использовании передовых. Основные препятствия включают [4]:
-
- неосведомленность;
-
- ограниченное обеспечение для принятия риска и доступа к финансированию для инвестирования в ИКТ и дополнительные активы;
-
- нехватка человеческих ресурсов и возможностей (например, специалистов по ИКТ).
Чтобы помочь преодолеть эти препятствия, правительствам необходимо лучше нацеливать политику на МСП.
Распространение и эффективное использование технологий во многом зависят от навыков. Успех любой компании в эпоху цифровых технологий зависит от работников с хорошей грамотностью, умением считать, умением решать проблемы и общими навыками в области информационных технологий, используемыми на практике. Все чаще для этого также требуются специалисты по информационным технологиям и специалисты по Big Data.
Кроме того, компаниям требуются дополнительные навыки и компетенции для новых организационных форм в цифровых областях. Обеспечение соответствующих навыков в цифровую эпоху требует инвестиций в образование и профессиональную подготовку. Начальное образование должно обеспечивать хорошие навыки грамотности и счета. Впоследствии студентам необходимы варианты развития цифровых технологий и дополнительных навыков, включая социальные, коммуникативные и управленческие навыки. Кроме того, многие компании обучения могут выиграть от использования цифровых технологий [1, 2].
Недоверие к цифровым технологиям может стать серьезным препятствием для распространения и эффективного использования. В частности, опасения по поводу цифровой безопасности и конфиденциальности могут серьезно подорвать склонность людей к взаимодействию в сети. Для бизнеса доверие также является ключевым фактором, влияющим на внедрение и использование цифровых инструментов. Правительства также могут столкнуться с проблемами конфиденциальности, например, при связывании наборов данных или при открытии государственных данных для общественности. Устранение этих барьеров требует от всех участников более эффективного управления цифровыми рисками. Это включает в себя создание потенциала для оценки цифрового риска и его снижения до приемлемого уровня, в том числе за счет снижения и/или переда-
Использование данных - независимо от того, продаются ли они третьим сторонам или используются фирмами для рекламы или адаптации собственных продуктов -стало неотъемлемой частью бизнес-моделей. В среднем в 2017 году 12% компаний в ОЭСР проводили анализ больших данных, а среди крупных компаний - до 33%. Социальные сети были основным источником данных, которые использовались половиной компаний, занимающихся анализом больших данных в ОЭСР [5].
Технологии, требующие обработки больших объемов данных, такие как искусственный интеллект и Интернет вещей (IoT), предлагают потребителю более широкий выбор и персонализацию. В то же время они создают новые риски для безопасности, частной жизни и безопасности и могут дискриминировать уязвимые группы, такие как женщины и этнические меньшинства. Уже в 2019 году более 80% стран ОЭСР заявили, что ИИ и аналитика больших данных являются самыми серьезными проблемами для конфиденциальности и защиты личных данных, за которыми следует Интернет вещей и биометрия [2, 5].
На этом фоне правительства реализуют политику, направленную на повышение осведомленности о механизмах обеспечения конфиденциальности и защиты данных и усиление их правоприменения, в то же время способствуя подотчетности контроллеров данных. Страны ОЭСР также ищут политические решения для решения проблем цифровой безопасности и стимулирования передовой практики. Эти усилия приобретают дополнительную важность по мере того, как экономика и обще- ство неуклонно движутся в режиме онлайн.
чи рисков [4].
Список литературы Проблемные стороны применения цифровых технологий в экономике развитых стран
- Маглинова Т.Г. Будущее глобальной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №7 (65). - С. 144-147.
- Маглинова Т.Г. Роль международных экономических организаций в современных условиях // Вектор экономики. - 2020. - №11.
- Международные валютно-кредитные отношения: учебное пособие для вузов / А.В. Бризицкая. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт,2019. - 250 с.
- Chakravorti B., Bhalla A., Chaturvedi R. Which Economies Showed the Most Digital Progress in 2020? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hbr.org/2020/12/which-economies-showed-the-most-digital-progress-in-2020 / (Дата обращения 19.05.2021).
- OECD Digital Economy Outlook 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oecd.org/digital/oecd-digital-economy-outlook-2020-bb167041-en.htm / (Дата обращения 19.05.2021).