Проблемы использования искусственного интеллекта в противодействии киберпреступности

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию проблем использования искусственного интеллекта в противодействии киберпреступности. Искусственный интеллект используется и в целях совершения киберпреступлений, например, в случаях совершения атак на уязвимые информационные системы. Искусственный интеллект явно необходимо использовать и в противодействии киберпреступности и обеспечении кибербезопасности. Машинное обучение уже активно используется для прогнозирования новых угроз и вредоносных программ на основе существующих шаблонов. Сегодня методы машинного обучения используются в целях мониторинга деятельности системы и человека с целью выявления потенциальных вредоносных отклонений, прогнозирования вредоносных приложений и вредоносных сайтов.Все эти возможности должны лечь в основу развития действующего законодательства и средств противодействия киберпреступности. Законодателю необходимо учитывать возможное использование ИИ, в частности при совершенствовании ряда составов преступлений в сфере компьютерной информации, мошенничества и др. Необходимо усиливать требования при использовании технологий ИИ при обработке больших объемов данных с точки зрения возможности обеспечения кибербезопасности. Автором в статье выделены основные тенденции в сфере технологий искусственного интеллекта и кибербезопасности в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

Еще

Кибербезопасность, киберпреступность, искусственный интеллект, противодействие

Короткий адрес: https://sciup.org/147231544

IDR: 147231544   |   DOI: 10.14529/law200420

Текст научной статьи Проблемы использования искусственного интеллекта в противодействии киберпреступности

Кибербезопасность1 максимально взаимоувязана с возможностями для автоматизации искусственного интеллекта (далее – ИИ). Создание новых инструментов ИИ для расширения возможностей людей должно тесно взаимодействовать с защитой их конфиденциальности и сохранением безопасности их информации, в том числе в киберпространстве. ИИ традиционно уже достаточно давно используется для борьбы со спамом и обнаружения вредоносных программ. ИИ используется и в целях совершения киберпреступлений, например, в случаях совершения атак на уязвимые информационные системы, поскольку это позволяет увеличить скорость атаки, снизить затраты на подготовку и совершение преступлений, а также избежать необходимости привлечения большого количества специалистов в сфере IT, ресурс кото- рых достаточно ограничен, тем более применительно к нелегальной сфере [1].

Помимо эффективности использования ресурсов, технологии ИИ создают психологическую дистанцию между злоумышленником и его жертвой. Ряд киберпреступлений традиционно предполагает взаимодействие с другими людьми и часто их присутствие, что ограничивало анонимность преступника и часто сдерживало его. ИИ, функционируя автономно, снимает эти барьеры и увеличивает анонимность, а также дистанцию. Так, в рамках фишинговых схем традиционно преступникам приходилось достаточно много уделять внимания созданию мотивационных писем, которые побуждали пользователей пройти по предлагаемой веб-ссылке, что позволяло загрузить вредоносное программное обеспечение на устройство пользователя. Проводимые исследования предполагают анализ особенностей той или иной группы людей, их потребительские интересы, посещение ими тех или иных сайтов, коммуникации с другими пользователями и группами. Появление техноло- гий ИИ и больших данных в киберпространстве кардинальным образом меняет ситуацию. Исследование больших наборов данных с помощью ИИ помогает злоумышленникам расставлять приоритеты для своих жертв на основе поведения в сети Интернет и их социальных статусов и ролей, правовых статусов. Используя ИИ, преступники систематизируют данные, доступные в общественном достоянии, различные конфиденциальные данные, незаконно распространенные в сети Интернет, для индивидуализации жертвы за считанные секунды без каких-либо человеческих усилий. Доверие строится путем вовлечения людей в более длительные диалоги в течение продолжительных периодов времени в социальных сетях, которые не требуют человеческих усилий. Используемые же чат-боты поддерживают тесное взаимодействие и даже имитируют реальные контакты, стиль и риторику общения. Прогностические модели ИИ позволяют определить уровень платежеспособности пользователей и определить готовность платить выкуп, скорректировать размер выплаты требуемой злоумышленниками для удаления программ-вымогателей. Машинное обучение, используемое для идентификации жертв и разведки, значительно сокращает вложения злоумышленником в ресурсы, а шансы обогатиться возрастают в разы [1].

ИИ активно используется для имитации голоса и видеоизображений лиц, очень распространенным становится создание так называемых дипфейков (deepfake) благодаря быстрому развитию синтеза речи и видеоизображений. Современные нейронные технологии, основанные на использовании ИИ, активно «оперируют и видеоконтентом: генерируют движущиеся пейзажи, убирают объекты или же заставляют танцевать людей на фото» [2]. Такие технологии часто используются в мошеннических целях, в том числе при получении паролей, кодов доступа и т.п.

ИИ явно необходимо использовать и в противодействии киберпреступности, обеспечении кибербезопасности. Машинное обучение уже активно используется для прогнозирования новых угроз и вредоносных программ на основе существующих шаблонов. Сегодня методы машинного обучения используются в целях мониторинга деятельности информационной системы и человека с целью выявления потенциальных вредоносных от- клонений, прогнозирования вредоносных приложений, вредоносных сайтов.

Многочисленные естественные вычислительные методы ИИ (вычислительный интеллект, нейронные сети, интеллектуальные агенты, искусственный иммунитет, машинное обучение, интеллектуальный анализ данных, распознавание образов и др.) играют все более важную роль в обнаружении и предотвращении киберпреступлений. ИИ позволяет разрабатывать автономные вычислительные решения, способные адаптироваться к их контексту использования, используя методы самоуправления, самонастройки, самодиагностики и самоконтроля [3].

Все эти возможности должны лечь в основу развития законодательства и средств противодействия киберпреступности. Законодателю важно учитывать возможное использование ИИ, в частности при совершенствовании ряда составов преступлений в сфере компьютерной информации, мошенничества и др. Необходимо усиливать требования при использовании технологий ИИ в процессе обработки больших объемов данных с точки зрения возможности обеспечения кибербезопасности.

Особое значение в противодействии киберпреступности технологии ИИ приобретают в условиях распространяемой пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Связано это с массовым переходом к использованию информационных технологий в процессе взаимодействия между людьми. Здесь можно выделить несколько тенденций:

  • -    рост киберпреступности, поскольку произошло многократное увеличение финансовых транзакций в электронной среде, а также передач персональных данных и иной информации ограниченного доступа. Электронное взаимодействие привело и к массовому использованию технологий больших данных с использованием ИИ. Соответственно эти возможности были использованы как субъектами, осуществляющими обработку больших объемов данных, так и киберпреступниками при осуществлении кибератак в отношении органов государственной власти, отдельных хозяйствующих субъектов и физических лиц;

  • -    технологии ИИ позволяют как анализировать складывающуюся практику, прежде всего по DDos-атакам, так и спрогнозировать модель поведения злоумышленников, сфор-

  • мировать модель угроз, разработать меры по противодействию им;

    – государства все чаще начинают использовать цифровые технологии для отслеживания преступлений в сети Интернет и с использованием сети, использовать цифровые следы для розыска киберпреступников;

    – технологии ИИ активнее стали использоваться за последний год пандемии и при оценке угроз и уязвимостей пользователей, что позволило давать им дополнительные рекомендации по недопущению виктимного поведения в интернет-среде, а также необходимости принятия дополнительных мер защиты от кибератак.

Влияние пандемии COVID-19 на киберпреступность было наиболее заметным по сравнению с другими видами преступной деятельности. Преступники, занимающиеся киберпреступностью, в условиях инфодемии смогли быстро адаптироваться и извлечь выгоду из тревоги и страхов пользователей. Так запускаются массово кампании по фишингу и использованию программ-вымогателей, ожидается, что масштабы фишинга будут только расти. C начала пандемии в целом было небольшое увеличение количества распределенных атак типа «отказ в обслуживании» (DDoS). Однако сегодня мы можем говорить об их резком увеличении. Значительное увеличение удаленно работающих из дома людей способствует повышению пропускной способности трафика, в связи с чем увеличивается лимит трафика в организациях, что позволяет злоумышленникам эффективно реализовывать DDoS-атаки. В начале пандемии имела места активная регистрация вредоносных доменов, связанных со словами «корона» и «COVID». Сегодня эти зарегистрированные доменные имена образуют костяк для многих криминальных операций по всему миру. Увеличение покупок в сети Интернет в условиях пандемии повлекло и резкий рост теневой интернет-торговли. Так, в даркнете наблюдается рост торговых площадок и иных платформ для распространения незаконных товаров и услуг. Уменьшение дефицитных лекарств на официальных сайтах также увеличивает риск подтолкнуть покупателей к поиску альтернативных предложений в даркнете [4]. Дезинформация и иные виды инфодемии вокруг COVID-19 продолжают распространяться по всему миру с потенциально опасными последствиями в виде интернет-мошенничества с лекарствами, оказанием медицинских услуг и т.п. [5]

Для предотвращения противоправных действий в сети Интернет и борьбы с ними сегодня эффективно внедряются технологии ИИ. Особенно активно они используются в противодействии фейковой информации и инфодемии. Ряд международных организаций, в том числе с использованием ИИ, отслеживают дезинформацию и фейковые новости о COVID-19, регулярно публикуя обновления, опровергающие такие утверждения. Так, Всемирная организация здравоохранения отслеживает ложные утверждения о COVID-19 на своем сайте, который регулярно обновляется. Основное внимание уделяется утверждениям о природе вируса и возможных мерах лечения и профилактики [6]. Распространение фейковых новостей и дезинформации во многих случаях не считается уголовным преступлением.

Распространение дезинформации может исходить от самых разных субъектов, включая киберпреступников, ищущих финансовую выгоду [4].

Таким образом, кибер-инфраструктуры сегодня очень уязвимы для вторжений и других угроз кибербезопасности. Современных технологий и активного участия человека недостаточно для мониторинга и защиты этих инфраструктур. В связи с этим явно существует потребность в более сложных системах обеспечения кибербезопасности, которые должны быть гибкими, адаптируемыми и надежными, а также способными обнаруживать широкий спектр угроз и принимать разумные решения в режиме реального времени. Разработка новых методов ИИ играет все более важную роль в современном киберпространстве и позволяет эффективно раскрывать и предотвращать преступления.

Список литературы Проблемы использования искусственного интеллекта в противодействии киберпреступности

  • Zinatullin L. Artificial Intelligence and Cybersecurity: Attacking and Defending. URL: https://www.tripwire.com/state-of-security /fea tured/artificial-intelligence-cybersecurity-attac king-defending/.
  • Валяева, А. Как делают deepfake-видео и почему лучше говорить "face swap" / А. Валяева. URL: https://vc.ru/ml/94457-kak-delayut-deepfake-video-i-pochemu-luchshe-govorit-face-swap.
  • Dilek S., Çakır H., Aydin M. Applications of artificial intelligenceт echniques to сombating сyber сrimes: review // International Journal of Artificial Intelligence & Applications (IJAIA), 2015, Vol. 6, No. 1, January. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1502/1502.
  • Catching the virus cybercrime, disinformation and the COVID-19 pandemic.
  • Правовое регулирование искусственного интеллекта в условиях пандемии и инфодемии / под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой. - М.: Проспект, 2020. - 240 с.
  • Coronavirus disease (COVID-19) advice for the public: Mythbusters. URL: https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public/myth-busters.
Статья научная