Проблемы нарушения служебной дисциплины сотрудниками правоохранительных органов

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14988724

IDR: 14988724

Текст статьи Проблемы нарушения служебной дисциплины сотрудниками правоохранительных органов


Н. В. Кожевникова

ОРЛС УК ГУВД по Свердловской области

Несмотря на то что одну из задач деятельности прaво-охранительных органов составляет борьба с преступностью, сами сотрудники внутренних дел порой нарушают служебную дисциплину и законность. Это требует особого внимания и глубокого социально-психологического изучения, поскольку подобные факты снижают степень доверия граждан к правоохранительным органам, органам власти и негативно влияют на имидж сотрудников правоохранительных органов. И здесь основной задачей является повышение уровня дисциплины и законности, формирование комплекса нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств сотрудника ОВД, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности, в том числе антикоррупционная устойчивость и иммунитет к профессиональным деформациям личности.

Выработка превентивных мер, направленных на профилактику нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками ОВД, возможна только после изучения социально-психологических причин и индивидуально-психологических особенностей сотрудников, допустивших нарушения служебной дисциплины и законности.

Одним из подходов к изучению проблемы соблюдения служебной дисциплины и законности является анализ групповых норм, социальных детерминант поведения. Bо взаимодействии с социальной группой, служебным коллективом, сотрудник усваивает групповые нормы поведения, и от того, как он их усвоил, зависит последующее поведение: конформное внешнее – выражение согласия с правилами группы при внутреннем противлении; конформное внутреннее – принятие ценностных ориентаций группы; нонконформное – непринятие установок группы, противостояние групповым мнениям, целям.

Групповые нормы – это не просто способ действия, это подобающая социальная культура. Понятие «культура» может рассматриваться как «конвенциальная норма» коллектива. Так, Редфилд полагал, что культуру можно определить как совокупность конвенциальных представлений, проявляющихся в действиях, которые характеризуют определенные группы (6).

Конвенциальные представления несут в себе образ определенной роли, предписанной шаблоном поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации в совместной деятельности (например, милиционер обеспечивает личную безопасность граждан, предупреждает и пресекает преступления и нарушения). То, что делает человек, в значительной мере предписано его пониманием этой роли (1).

Другой подход, концепция социальной дезорганизации, указывает на сложность определения отклоняющего поведения. Согласно ему выделяется три типа отклоняющего поведения:

  • 1)    конформизм к экспектациям (к системе ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей, некоторая разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений в группе, например предписания, должностные инструкции), разделяемый эталонной группой, не означает, что человек не осознает законов или обычаев общества, в котором он живет;

  • 2)    временная утрата самоконтроля, когда под влиянием сильного возбуждения, стресса, аффекта или на фоне усталости действие совершается импульсивно, вопреки собственным стандартам поведения;

  • 3)    отклоняющееся поведение с признаками компуль-сивности (с навязчивыми влечениями к действиям), когда проступки осуществляются под воздействием употребления наркотиков, алкоголя. Пагубные привязанности не дают приспособиться к нормам поведения. Такой тип отклоняющегося поведения может быть сведен к плохому личностному приспособлению (6).

Сформированные в сознании личности дефекты являются почвой для социальных отклонений (3, 70). Bыде-ляются следующие дефекты: 1) незнание некоторых норм (из-за отсутствия информации, отсутствия ситуаций, которые требовали бы такого знания, изменения норм, за которыми трудно уследить, и др.); 2) несогласие с рядом норм (в силу несовпадения требований нормы с личными интересами, моральными убеждениями или личным опытом); 3) пренебрежение рядом норм (по тем же или иным причинам).

B более узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должны подчиняться ее члены, для совместной деятельности. Другими словами, нормы выполняют регуляторную функцию по отношению к совместной деятельности. Групповые нормы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой (системой правоохранительных органов). Bсе они в совокупности выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Bажной проблемой является мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм; насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм; как соотносятся социальные и «личностные» нормы.

По мнению B. М. Кукушкина (2, 53-57), нравственная норма профессионала представляет собой образец, модель достойного поведения, предписываемого общественным мнением, обществом, профессиональной группой к обязательному исполнению на основе осознания того, как быть достойным представителем данной профессии.

Профессиональный кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации – это обобщение моральных норм, которые одобряются обществом, населением, а также самими сотрудниками органов внутренних дел. Соблюдение моральных норм необходимо для моральной ориентации кадров, укрепления авторитета, поддержания престижа, воспитания молодых сотрудников, обеспечения единства моральных требований, предъявляемых всем сотрудникам системы МBД России (3-5).

Деятельность правоохранительных органов определена установленными нормами поведения, которые предусмотрены и изложены в Присяге, Законе РФ «О милиции», Положении о службе, приказах МBД России. B связи с этим соблюдение общественных норм поведения определяет правовое отношение сотрудника оперативно-служебной деятельности (2, 54).

B своей работе мы опирались на нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность с сотрудниками с признаками деструктивного поведения:

  • 1.    Директива от 19 июня 1996 г. № 1 «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» предусматривает обучение руководителей теории, практике воспитания подчиненных, изучения основ педагогики и психологии; анализ морально-психологического состояния личного состава, выработке управленческих решений укрепления дисциплины и законности (п. 1).

  • 2.    Директива от 24 ноября 2005 г. «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел МВД России в 2006 году» указывает на необходимость обеспечить укрепление законности в оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел путем повышения правовой культуры сотрудников, усиления контроля за соблюдением законодательства в ходе оперативно-служебной деятельности (п. 4.2).

  • 3.    Приказ МВД России от 2 августа 1996 г. № 426 «О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в ОВД и ВВ МВД России» требует в системе служебной и командирской подготовки постоянно проводить семинары, занятия по обучению современным формам и методам работы с подчиненными, укреплению законности и дисциплины, основам воспитания сотрудников, педагогики и психологии (п. 4.2).

  • 4.    Приказ МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770 «Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел» говорит о разработке для руководителей органов внутренних дел рекомендаций по применению в работе с личным составом организационных и социально-психологических методов профилактики и предупреждения нарушений дисциплины (п. 21.6).

  • 5.    Методическими указаниями «Организация деятельности подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел» (письмо ГУК МВД России от 19 июня 2003 г. №21/13/3791) предусмотрены организация и проведение мероприятий по профилактике профессиональной деформации личности, предупреждению самоубийств, наркомании, алкоголизации и других деструктивных изменений личности сотрудников (п. 16.3).

B работе по укреплению дисциплины и законности среди личного состава упор делать на индивидуальное воспитание подчиненных, обратив особое внимание на лиц, склонных к совершению проступков, на молодых сотрудников. B приказе требуется исключить факты зачисления сотрудников, компрометирующих себя, совершивших должностной проступок, пьянство, иные грубые нарушения дисциплины, в резерв для выдвижения или перевода их в другие подразделения (п. 4.5), не допускать назначения на вышестоящие должности руководителей, не обеспечивших должный уровень законности и дисциплины. Необходимо своевременно выявлять сотрудников, склонных к деструктивному поведению, принимать меры к обеспечению их постоянного психологического сопровождения (п. 4.7). Следует проводить анализ состояния законности и дисциплины, моральнопсихологического климата в коллективах, социально-правовой защиты сотрудников ОBД, выработку управленческих решений по их укреплению, организовать обучение руководящего состава работе с подчиненными (п. 5.2).

Комплексный подход к изучению данной проблемы позволяет нам создать модель правомерного поведения сотрудника ОBД, выявить условия ее формирования, сформулировать критерии оценки уровня соблюдения социальных норм и определить причины их нарушения.

На первом этапе изучались причины нарушения служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел. Для изучения социально-психологических причин, нарушений норм поведения сотрудников была разработана анкета, состоящая из 28 вопросов. B основу составления анкеты легло понятие правовой социализации, которое включает в себя три компонента: интеллектуальный, оценочный (эмоциональный), поведенческий (4, 184), а также установленные нормы поведения, адаптированные для данной категории сотрудников правоохранительных органов.

Интеллектуальный компонент правосознания характеризовался суммой правовых знаний и умений.

Эмоциональный включал в себя оценочные суждения и отношение к нормам права (положительное, отрицательное, негативное).

Поведенческий компонент предполагал наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

Анкета состоит из следующих блоков:

  • 1)    отношение к общепринятым социальным нормам в ОBД;

  • 2)    принятие и непринятие групповых норм поведения;

  • 3)    идентификация себя с группой;

  • 4)    личностные ценности их сопоставление с групповыми ценностями;

  • 5)    причины и факторы, провоцирующие нарушения норм поведения;

  • 6)    личностные особенности сотрудника, допустившего нарушения;

  • 7)    факторы, формирующие правомерное поведение;

  • 8)    меры, необходимые для борьбы с данным негативным явлением.

На втором этапе было осуществлено психологическое обследование сотрудников по методикам: диагностики темперамента (Я. Стреляу), индивидуально-типологических особенностей ИТО (Л. Собчик), уровня субъективного контроля (УСК), многофакторного исследования личности (Р. Кеттелла). Цель психологического тестирования – определение психологических особенностей сотрудников, склонных к нарушению норм в системе ОBД.

На третьем этапе проводятся занятия по психологической подготовке. Целью занятий явилось формирование необходимых знаний в области юридической психологии, изучение психологических основ преступного поведения, обучение методам и формам работы с подчиненными по укреплению дисциплины и законности (Приказ МBД России от 8 октября 2002 г. № 965).

С руководителями служб и подразделений в рамках командирской учебы проводится курс тематических занятий по психологической тематике:

  • –    психологические аспекты нарушений служебной дисциплины и законности;

  • –    профилактика нарушений служебной дисциплины, законности и чрезвычайных происшествий среди сотрудников органов внутренних дел;

  • –    правовая культура и поведение сотрудников ОBД;

  • –    формирование социально-правового поведения сотрудников ОBД.

Таким образом, возникает необходимость в разработке специальной программы психологического сопровождения по формированию навыков и способов правомерного поведения. Формирование правомерного поведения сотрудников ОBД является профилактической мерой в целях снижения фактов правонарушений должностными лицами и решения проблемы деструктивного поведения.

Четвертый этап – проведение психологического сопровождения сотрудников. По специально разработанной программе осуществляется сопровождение сотрудников по формированию навыков правового поведения. Цель программы – формирование позитивного отношения сотрудников к принятию и осознанию конвенциальных норм в системе правоохранительных органов. Для этого необходимо проведение тренингов, ролевых игр.

Например:

  • –    упражнение «Табу ». Цель тренинга: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям;

  • –    упражнение « 10 заповедей ». Цель тренинга: помочь участникам овладеть техникой ранжирования ценностей, выстраивания их в иерархии;

  • –    « Ролевая игра». Цель тренинга: позволить в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в обсуждении позволяет выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Комплекс перечисленных мер и мероприятий даст положительный эффект в укреплении правовой дисциплины среди сотрудников ОBД.

Список литературы Проблемы нарушения служебной дисциплины сотрудниками правоохранительных органов

  • Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  • Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994.
  • Курбатова Т.Н. Юридическая психология. СПб., 2001.
  • Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология. М., 2005.
  • Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998.
  • Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
Статья