Проблемы нейтрализации противодействия расследованию преступлений, связанных с торговлей людьми

Бесплатный доступ

Проанализированы предпосылки оказания противодействия со стороны как потерпевших, так и виновных лиц. Даны рекомендации по нейтрализации противодействия, оказываемого жертвами торговли людьми и непосредственно субъектами преступления, следователю.

Противодействие, торговля людьми, воспрепятствование расследованию, нейтрализация

Короткий адрес: https://sciup.org/147149549

IDR: 147149549

Текст научной статьи Проблемы нейтрализации противодействия расследованию преступлений, связанных с торговлей людьми

В процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми, на деятельность участников уголовного судопроизводства негативное влияние оказывает противодействие, которое по справедливому замечанию Р. С. Белкина, имеет различные формы проявления1. Совершению преступлений всегда сопутствует противодействие их расследованию в целях избежать ответственности за содеянное.

Одной из важных особенностей расследования уголовных дел о торговле людьми является то, что субъектами противодействия могут быть не только лица, совершившие преступление, но и сами жертвы. Подобное противодействие может выражаться в различных формах воспрепятствования расследованию -от активных действий по сокрытию или уничтожению следов преступления до таких пассивных форм, как отказ от подачи заявления, уклонение под надуманными предлогами от дачи изобличающих торговцев людьми показаний или участия в иных следственных действиях, а также оперативно-розыскных мероприятиях. Анализ предпосылок оказания противодействия со стороны потерпевшего позволяет выделить следующие типичные причины, побуждающие жертв торговли людьми к подобному поведению:

  • 1)    нежелание огласки сведений, порочащие честь или достоинство пострадавшего, в том числе о роде деятельности, которой ему приходилось заниматься в процессе эксплуатации (особенно это касается лиц, занимавшихся проституцией);

  • 2)    боязнь мести со стороны торговцев людьми;

  • 3)    смирение со своей судьбой, сложившимися внешними условиями и апатия к окружающей действительности;

  • 4)    жизненные установки, несовместимые с идеей сотрудничества с правоохранительными органами;

  • 5)    лояльное отношение к торговцам людьми;

  • 6)    влияние отдельных психологических факторов, в том числе нежелание инициирования негативных воспоминаний о пережитом;

  • 7)    желание скрыть от правоохранительных органов совершенные правонарушения, в том числе преступления, к совершению которых они были склонены торговцами людьми. К таким правонарушениям могут быть отнесены: незаконное пересечение государственной границы, использование заведомо подложных документов, занятие проституцией, хранение (употребление) наркотических веществ, нарушение миграционного законодательства страны пребывания или установленного режима проживания в ней.

Оказание противодействия расследованию со стороны потерпевшего четко прослеживалось только по двум из 45 изученных уголовных дел. В одном случае противодействие выражалось в уклонении под надуманным предлогом от дачи изобличающих торговцев людьми показаний по мотивам боязни расправы со стороны торговцев людьми, в другом же - нежелание обращаться с заявлением о совершенном преступлении вследствие недоверия сотрудникам милиции.

В целях нейтрализации противодействия, оказываемого жертвами торговли людьми, следователю и оперативному сотруднику необходимо в первую очередь выявить его реальные причины. Это можно сделать в процессе предварительной беседы с пострадавшим, в ходе которой у него под различными предлогами должно быть выяснено общее отношение: 1) к происшедшему с ним событию; 2) к деятельности, которой ему пришлось заниматься; 3) к каждому из торговцев людьми; 4) к следователю и правоохранительным органам в целом. С этой целью необходимо завести беседу на каждую из указанных тем, наблюдая при этом за реакцией собеседника. Выяснить его отношение можно не только по содержанию самого разговора, но и по внешним признакам, отражающим его внутреннее состояние при разговоре на ту или иную тему: в частности, по настроению, жестам, интонации, мимике лица, состоянию мышления и речи, внешним выражением эмоций (слезам, стрессу). Если при упоминании о конкретных торговцах людьми у пострадавшего возникает психологическая реакция, однозначно указывающая на негативное отношение к конкретному торговцу людьми (озлобленность, ненависть), это может означать, что жертва готова дать изобличающие его показания, однако, возможно, боится или с недоверием относится к правоохранительным органам.

Важная информация для выявления и устранения предпосылок рассматриваемого вида противодействия может быть получена в результате изучения личности жертвы торговли людьми, таких ее элементов, как общие жизненные установки, род занятий, образ жизни, антисоциальные склонности и пристрастия, наличие судимости и т.д.

В случаях тактической целесообразности в целях инициирования у пострадавшего доверительного отношения к следователю возможно привлечение к предварительной беседе лиц, к которым он относится с доверием и уважением, в первую очередь из числа сотрудников неправительственных организаций, оказавших ему психологическую или иную помощь, иных пострадавших, лояльных к следствию, в крайнем случае родственников или друзей.

Важным аспектом изменения отношения пострадавшего к лицу, производящему расследование, является линия поведения самого следователя. В целях установления психологического контакта могут быть использованы отдельные общие тактические приемы, разработанные в криминалистике. Однако в любом случае доверительному отношению к следователю будет способствовать выражение уважительного отношения, чувства такта и сострадания к жертве.

В случае оказания пострадавшим противодействия по причинам лояльного отношения к торговцам людьми необходимо принятие мер, направленных на изменение подобной позиции и формирование негативного отношения к указанным лицам и содеянному ими. В этих целях пострадавшему могут быть приведены показания отдельных торговцев людьми, иных пострадавших, свидетелей, видеозапись события преступления, подчеркивающие циничность, жестокость и безжалостность отдельных торговцев людьми к своим жертвам, разъяснено, что правдивыми показаниями он может спасти других потенциальных жертв от подобной участи.

В целях нейтрализации противодействия, осуществляемого по причинам нежелания разглашения сведений, порочащих честь и достоинство, в частности, таких, как занятие проституцией, пострадавшему должно быть разъяснено, что эта информация составляет тайну его личной жизни, разглашение которой допустимо только с его согласия, кроме того, в соответствии со ст. 241 УПК РФ рассмотрение дела в суде по его ходатайству может быть произведено в закрытом судебном заседании.

Противодействие, основанное на страхе перед торговцами людьми, может быть преодолено посредством разъяснения пострадавшему возможности применения в отношении него, его родственников или иных близких ему лиц мер безопасности, предусмотренных ч. 3 ст. 11 УПК РФ, а также Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Противодействие, предпосылками которого выступает желание сокрыть от правоохранительных органов совершенное им правонарушение, может быть преодолено разъяснением положений закона о возможности освобождения лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), предполагающим в том числе его активное содействие органам предварительного следствия в раскрытии и расследовании преступления, совершенного торговцами людьми.

Значительную сложность в преодолении представляет противодействие, оказываемое самими торговцами людьми. Как показал анализ, применительно к преступлениям рассматриваемого нами вида наиболее распространенной формой такого противодействия выступает криминальная инсценировка, которую С. В. Андреев, Л. В. Бертовский и В. А. Образцов, говоря образно, называют «криминальным спектаклем», поставленным инсценировщиком по заранее разработанному сценарию, в основе которого лежит дезинформационная легенда, адресованная субъектам уголовного преследования и другим лицам, в расчете на введение их в заблуждение и принятие ими не адекватных реальной ситуации, ошибочных, но служащих интересам инсценировщика решений2. Преобладание криминалистических инсценировок связано с тем, что большинство факторов обстановки, в которой совершаются преступления, предусмотренные ст. 1271 УК РФ, носят непреодолимый и гласный характер (реклама, связь, взаиморасчеты и т.д.). Прием инсценировки может применяться для искажения как истинной сути преступной деятельности рассматриваемого нами вида в целом (данный вид инсценировки встречался в 15,5 % случаев), так и отдельных ее элементов. Торговля людьми в целом может инсценироваться под предпринимательскую, благотворительную или иные правомерные виды деятельности. В этих целях могут создаваться как легальные, так и фиктивные юридические лица, зарегистрированные на неосведомленных или подставных лиц (бомжей, алкоголиков и т.д.), умерших, а также с использованием утраченных или похищенных паспортов, либо незарегистрированные вообще, т.е. существующие только по подложным документам. Как показал анализ материалов уголовных дел, инсценировки с использованием фиктивного юридического лица применялись в 15,5 % случаев. Такими фирмами, уже на легальных основаниях, могут открываться счета в банках, приобретаться лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности определенного вида либо использоваться подложные бланки таких лицензий. В целях осуществления преступной деятельности подобные юридические лица арендуют офисные помещения (15,5 %), размещают рекламные объявления в средствах массовой информации (71,1 %), нанимают работников, которые, как правило, не осведомлены о преступном характере деятельности фирмы и невольно способствуют функционированию канала торговли людьми (11 %).

В целях инсценировки эксплуатации человека под правомерные виды деятельности (массаж, приватный танец и т.д.) продажа услуг эксплуатируемых лиц может осуществляться при банях, саунах, массажных салонах, клубах, барах, ресторанах и иных увеселительных заведениях, может размещаться реклама с неоднозначно понимаемым содержанием (71,1 %), например, массаж с нескромными массажистками, бар с раскрепощенными официантками и т.д.

Под правомерные инсценируются также и цели, заявленные при проведении безналичных перечислений денежных средств и иных финансовых операций в рамках взаиморасчетов участников каналов торговли людьми (17,7 %).

Различные приемы инсценировок применяются и при совершении действий, направленных на получение виз для целей перевозки пострадавших в страны назначения. Для получения рабочих или гостевых виз могут быть использованы подложные или «фиктивные» приглашения граждан, предприятий, учреждений и организаций государства назначения (15,5 %). В целях инсценировки законности вывоза жертв также могут использоваться различные схемы с фиктивными браками, усыновлениями, суррогатным материнством (в материалах изученных нами уголовных дел не встречались). При сокрытии следов пересечения торговцами людьми и их жертвами государственной границы Российской Федерации могут использоваться подложные документы на вымышленные имена (4,4 %).

Криминальные инсценировки могут быть разоблачены путем установления обстоятельств, признаков и следов происшедшего события, которые по разумной логике вещей должны были возникнуть с учетом соответствующих условий события, но не возникли или должны были отсутствовать, но на практике имели место. Фактически это все противоречия между тем, что произошло в действительности, и тем, что в результате инсценировки якобы имело место, т.е. предстает нашему «восприятию». Такие признаки, обстоятельства и следы в криминалистке получили название «негативные».

Так, на наличие инсценировки, связанной с пересечением торговцами людьми или их жертвами государственной границы по под ложным документам на вымышленное имя, могут указывать следующие негативные обстоятельства:

Наряду с инсценировками и сокрытием следов преступления, торговцами людьми может быть применен такой прием противодействия, как предварительная разработка заведомо ложной версии защиты на случай уголовного преследования (в материалах уголовных дел не встречался).

В целях нейтрализации такого противодействия может быть произведена тактическая комбинация, основанная на научных данных, согласно которым при предварительном согласовании показаний лица, планирующие совершение преступления, оговаривают разрабатываемую легенду лишь в общих чертах, упуская при этом множество частных деталей.

Таким образом, противодействие расследованию выступает самостоятельным структурным элементом частной методики расследования преступлений, связанных с торговлей людьми. Это явление сопутствует не только самому преступлению, но и процессу его расследования. С одной стороны, знания о формах, видах, приемах противодействия расследованию и его субъектах необходимы для программы расследования преступлений изучаемого вида. С другой стороны, эти знания применительно к конкретным обстоятельствам дела, личности субъектов противодействия позволяют разработать научно-методические рекомендации по нейтрализации действий, направленных на воспрепятствование решению частных задач расследования и в целом производству всестороннего, полного и объективного расследования.

  • 1    Белкин Р. С. Очерки криминалистической тактики. Волгоград, 1993. С. 132.

  • 2    См.: Андреев С. В., Бертовский Л. В., Образцов В. А. К вопросу о понятии, содержании и видах криминальной инсценировки как предмета криминалистической дискуссии // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. № 4. С. 85.

Список литературы Проблемы нейтрализации противодействия расследованию преступлений, связанных с торговлей людьми

  • Белкин Р. С. Очерки криминалистической тактики. Волгоград, 1993. С. 132.
  • Андреев С. В., Бертовский Л. В., Образцов В. А. К вопросу о понятии, содержании и видах криминальной инсценировки как предмета криминалистической дискуссии//«Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. № 4. С. 85.
Статья научная