Проблемы определения основного непосредственного объекта в составах преступлений, предусмотренных статьями 230.1-230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации
Автор: Фазлиев Амир Азатович
Журнал: Вестник Казанского юридического института МВД России @vestnik-kui-mvd
Рубрика: Уголовное право и криминология
Статья в выпуске: 4 (38), 2019 года.
Бесплатный доступ
Введение: в статье рассматриваются проблемы определения основного непосредственного объекта в статьях 230.1-230.2 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)1. Указанные составы являются относительно новыми, и исследования, посвященные описанию их объективных и субъективных признаков, крайне редки. Материалы и методы: материалом исследования послужили современное уголовное законодательство России и научная юридическая литература. В работе использовались диалектический метод познания и основанные на нем общенаучные и частные методы исследования (анализ, сравнительно-правовой, логико-юридический методы). Результаты исследования: автором проанализирована аргументация ряда исследователей по определению основного непосредственного объекта в статьях 230.1-230.2 УК РФ о существовании двух групп общественных отношений: а) по охране здоровья населения; б) в сфере экономической деятельности. Обсуждение и заключения: представлена авторская позиция определения основного непосредственного объекта в статьях 230.1-230.2 УК РФ. 1 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон: принят Государственной Думой 17 июня 1996 г.: по состоянию на 26 августа 2019 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Нарушение антидопинговых правил, основной непосредственный объект преступления, общественные отношения по охране здоровья, общественные отношения, обеспечивающие честную конкуренцию в спорте
Короткий адрес: https://sciup.org/142223033
IDR: 142223033 | DOI: 10.24420/KUI.2019.83.92.009
Текст научной статьи Проблемы определения основного непосредственного объекта в составах преступлений, предусмотренных статьями 230.1-230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации
Популяризация спорта в России и увеличение допинговых скандалов в российском спорте [1, с. 33] предопределяют внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу деятельности, в том числе и со стороны уголовного законодательства [2, с. 102].
Так, Федеральный закон от 22.11.2016 № 392-ФЗ1 ввел новые составы преступлений в уголовное законодательство. Диспозицией статей 230.1. и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) является склонение к использованию спортсменом (использование в отношении спортсмена) субстанций и (или) методов, запрещенных в спорте.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной теоретической изученности статей 230.1-230.2 УК РФ, а также необходимостью дальнейшего совершенствования составов преступлений, предусмотренных уголовно-правовых норм.
Определение объекта преступления в указанных статьях УК РФ приобретает особую важность и значимость, так как с точки зрения законодателя такие взаимосвязанные категории, как «здоровье спортсменов», «спортивные ценности» и «имидж российского спорта» имеют особое значение для нашей страны. В случае посягательства на указанные общественные институты нарушается их нормальное функционирование. Государство, в свою очередь, рассматривает данное посягательство в уголовно-правовом поле по причине соответствия критериям общественной опасности преступного деяния.
Обзор литературы
Следует отметить, что в настоящее время в юридической литературе не имеется должного количества исследований, посвященных как непосредственно рассматриваемой проблеме, так и допинговым преступлениям в целом.
Проблеме определения основного непосредственного объекта в составах преступлений, предусмотренных статьями 230.1-230.2 УК РФ, посвящено диссертационное исследование А.Р. Кутуева [3], а также монография А.Н. Пескова и О.А. Брусникиной [4].
В научных публикациях рассматривали обозначенную тему И.М. Амиров и В.Б. Поезжалов [5], Т.О. Кошаева и Е.В. Ямашева [6], А.Ю. Решетников [7], А.В. Федоров [8, 9] и другие.
Материалы и методы
Базисом исследования послужили нормы действующего российского законодательства, предусматривающие уголовную ответственность за нарушения антидопинговых правил. Общемето- дологическую основу исследования составляет диалектический метод познания в тандеме с анализом, сравнительно-правовым и логико-юридическим методами.
Результаты исследования
Объект преступления в уголовно-правовом учении представляет собой охраняемые уголовным законодательством социально значимые блага, интересы и ценности, на которые осуществляется посягательство (конкретное преступление), в результате чего может быть причинен либо причиняется вред [10, с. 88].
Общим объектом исследуемого преступления выступает совокупность всех общественных отношений, находящаяся под охраной Особенной части УК РФ. Его составной частью является родовой объект, представляющий собой систему однородных общественных отношений, находящуюся под охраной норм одного раздела УК РФ. В нашем случае – родовым объектом статей 230.1230.2 УК РФ являются общественные отношения по охране общественной безопасности и общественного порядка [11, с. 71].
В структуру родового объекта входит видовой объект, т.е. объединенная группа общественных отношений одного вида, находящаяся под охраной норм одной главы УК РФ. Видовой объект статей 230.1230.2 УК РФ – общественные отношения по охране здоровья населения и общественной нравственности.
В юридической литературе под здоровьем населения понимается система общественных отношений, целью которой является обеспечение нормального функционирования и развития физического и психического здоровья граждан [12, с. 8].
Общественная нравственность определяется как преобладающая системная организация представлений и взглядов о нравственно-этических категориях, определяющих правила поведения и взаимоотношений личности в обществе [13, с. 85].
В уголовно-правовой доктрине непосредственный объект истолковывается с точки зрения личной и социальной ценности, находящейся под охраной в рамках конкретной статьи УК РФ. Кроме того, имеются преступления, посягающие на несколько непосредственных объектов. В указанных случаях в зависимости от его связи с родовым объектом они делятся на основные и дополнительные объекты [14, с. 83].
Следует отметить существование в научной литературе различных подходов к определению основного непосредственного объекта в статьях 230.1-230.2 УК РФ.
Первая группа авторов считает, что непосредственным объектом указанных составов являются общественные отношения по охране здоровья населения. Так, по мнению А.Н. Пескова и О.А. Брусникиной, эти запрещенные субстанции и (или) методы способствуют улучшению спортивных результатов, приносят «нечистые» победы, а также создают реальную угрозу для здоровья спортсменов и даже могут повлечь летальный исход [4, с. 23-24]. Солидарен с указанными исследователями и А.В. Федоров [8, с. 36; 9, с. 40].
Указанные авторы акцентируют внимание на возможности причинения вреда в результате использования запрещенных в спорте средств и методов, а также дискредитации спортивных результатов.
Заслуживает внимания позиция А.Ю. Решетникова, затрагивающего общественные отношения в сфере реализации спортсменом права на психическое и физическое здоровье; на защиту образовательных ценностей и этических принципов, провозглашенных Олимпийской Хартией, при занятии спортом и физической культурой [7, с. 59]. Автор рассматривает основной непосредственный объект через призму обеспечения прав спортсменов на здоровье и защиту спортивных принципов.
Т.О. Кошаева и Е.В. Ямашева считают, что к объекту посягательства следует относить общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения, а именно спортсменов [6, с. 100].
Указанные исследователи рассматривают спортсменов как часть населения, здоровье которых находится под охраной уголовного законодательства.
Вторая группа авторов видит непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного в статьях 230.1-230.2 УК РФ, общественные отношения, не связанные с охраной здоровья населения.
По мнению А.Р. Кутуева, объектом преступления выступают отношения честной конкуренции в спорте, так как само использование допинга преследует цель улучшить спортивные результаты и получить преимущество. Он также критикует законодательное расположение статей 230.1-230.2 УК России в главе 25 УК России «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», так как содержание указанных преступлений заключается в получении конкурентного преимущества при помощи допинга, и целью использования является достижение максимального спортивного показателя (результата). По своему содержанию конкурентные отношения в сфере спорта экономически обусловлены и рассматриваются как часть экономической конкурен- ции, потому что победа в спортивных соревнованиях является важным источником прямого или опосредованного получения прибыли спортсменом и вспомогательным персоналом. Поэтому исследователь предлагает перенести указанные преступления в главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» [3, с. 63-67]. В диссертационном исследовании А.Р. Кутуева определен непосредственный объект статей 230.1230.2 УК РФ – общественные отношения, обеспечивающие честную конкуренцию в спорте.
И.М. Амиров и В.Б. Поезжалов под непосредственным объектом преступления понимают общественные интересы в области спорта, связанные с использованием запрещенных препаратов и не обязательно причиняющие вред здоровью спортсмена [5, с. 9].
Таким образом, непосредственным объектом состава преступлений, предусмотренных в статьях 230.1-230.2 УК РФ, исследователи признают общественные отношения, связанные или не связанные с охраной здоровья населения. Мы придерживаемся мнения о существовании реальной угрозы для здоровья спортсменов в случаях бесконтрольного, чрезмерного или длительного использования субстанций и (или) методов, запрещенных в спорте. При этом действие допинговых субстанций зависит от индивидуальных особенностей организма спортсмена.
Обсуждение и заключения
Рассмотрение указанной проблемы позволяет сделать следующие выводы:
-
1. При определении основного непосредственного объекта исследователи в области изучения объективных признаков в составах преступлений, предусмотренных статьями 230.1-230.2 УК РФ, выделяют две группы общественных отношений: а) по охране здоровья населения; б) в сфере экономической деятельности.
-
2. Мы полагаем, что законодатель верно определил место составов преступлений, указанных уголовно-правовых норм, а именно в главе 25 УК РФ.
-
3. По нашему мнению, основным непосредственным объектом состава преступлений, предусмотренных в статьях 230.1-230.2 УК РФ, являются общественные отношения по охране здоровья спортсменов. Общественные отношения, связанные с прямым или опосредованным получением прибыли спортсменом при победе в спортивных соревнованиях с использованием допинга, получающего преимущества, являются дополнительным объектом преступления.
Список литературы Проблемы определения основного непосредственного объекта в составах преступлений, предусмотренных статьями 230.1-230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации
- Иванова Т.Н., Басова М.Е. Актуальные проблемы антидопингового законодательства в Российской Федерации // Право и экономика. 2016. № 9. С. 33-39.
- Потапова С.В. О некоторых вопросах совершенствования уголовно - правовой политики в сфере охраны спорта // II Балтийский юридический форум "Закон и правопорядок в третьем тысячелетии": Международная научно-практическая конференция. 2014. С. 102-104.
- Кутуев А.Р. Уголовная ответственность за склонение, распространение и применение субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2018. 167 с.
- Песков А.Н., Брусникина О.А. Проблемы борьбы с допингом в спорте: монография // М.: Проспект, 2016. 128 с.
- Амиров И.М., Поезжалов В.Б. Совершенствование уголовного законодательства в сфере борьбы с допингом в спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2016. № 4. С. 8-10.
- Кошаева Т.О., Ямашева Е.В. К вопросу об установлении уголовной ответственности за нарушения законодательства о допинге // Журнал российского права. 2017. № 6. С. 97-105.
- Решетников А.Ю., Возняк А.М. Противодействие нарушениям антидопингового законодательства уголовно-правовыми средствами // Уголовное право. 2017. № 3. С. 57-62.
- Федоров А.В. Уголовная ответственность за использование в отношении спортсмена допинга // Российский следователь. 2017. № 12. С. 34-39.
- Федоров А.В. Уголовная ответственность за склонение к использованию допинга // Российский следователь. 2017. № 11. С. 38-43.
- Жук М.С. Объект преступления как критерий построения системы институтов Особенной части уголовного права // Общество и право. 2010. № 5 (32). С. 87-89.
- Улезько С.И. Классификация объектов преступления // Общество и право. 2013. № 4 (46). С. 70-74.
- Шалагин А.Е. Уголовно-правовая охрана здоровья населения в Российской Федерации: монография / науч. ред. Ф.Р. Сундуров. М.: Юрлитинформ, 2013. 176 с.
- Шевченко А.С. Общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны // Проблемы экономики и юридической практики. 2009. № 4. С. 84-86.
- Ораздурдыев А.М. Характеристика объекта составного преступления // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 75. С. 80-85.