Проблемы правового регулирования деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с незаконной банковской деятельностью

Бесплатный доступ

Преступления, совершаемые в финансово-кредитной сфере, представляют серьезную угрозу экономической безопасности. К ним относится, в частности, незаконная банковская деятельность. Основу деятельности по выявлению и раскрытию таких преступлений составляет оперативно-разыскная деятельность. Оперуполномоченные подразделения экономической безопасности работают в тесном взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, в том числе со следователями. Преступления указанной категории совершаются профессионально подготовленными людьми и тщательно маскируются. Схемы преступных действий постоянно обновляются, все большее значение приобретает технический фактор, поэтому выявление и раскрытие этих преступлений представляет значительную сложность, требует хорошо согласованного взаимодействия правоохранительных органов. Организация такого взаимодействия составляет одну из главных проблем осуществления эффективного противодействия преступлениям данной категории.

Еще

Обналичивание денежных средств, оперативно-разыскная деятельность, выявление и раскрытие преступлений, уголовный процесс, кредитно-финансовая сфера

Короткий адрес: https://sciup.org/142232151

IDR: 142232151

Текст научной статьи Проблемы правового регулирования деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с незаконной банковской деятельностью

Преступления в кредитно‐финансовой сфере представляют серьезную угрозу экономической безопасности России. В их число входят преступления, предусмотренные ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность) и другие, запрещенные Уголовным кодексом. Незаконное обналичивание представляет острейшую проблему в сфере экономической деятельности, так как неконтролируемая денежная масса создает условия для роста объе‐ мов теневой экономики, коррупции.

Противодействие незаконной банковской деятельности является од‐ ним из приоритетов органов внутренних дел. Выявление и раскрытие таких преступлений составляет одно из направлений оперативно‐разыскной дея‐ тельности подразделений экономической безопасности ГУ МВД России по субъектам Российской Федерации.

За 2019 г. территориальными подразделениями ЭБиПК ГУ МВД России по Нижегородской области выявлено четыре преступления, квалифицируемых по ст. 172 УК РФ, и четыре уголовных дела направлены в суд. Раскрытие таких преступлений и изобличение лиц, их совершивших, осуществляется оперуполномоченными во взаимодействии со следователями органов внут‐ ренних дел под процессуальным надзором прокуроров и судебным контро‐ лем. Поскольку преступления в сфере банковской деятельности относятся к подследственности следователей органов внутренних дел, межведомственных проблем во взаимодействии со следственным аппаратом, как правило, не возникает. Реализация материалов осуществляется только следственным путем в форме дознания, в том числе и как первоначальной части предварительного расследования; производство по уголовным по делам о преступлениях, совершаемых в финансово-кредитной сфере, не осуществляется, а если это и происходит, то безрезультатно.

Повышению эффективности взаимодействия со следователями ГСУ -ГУ МВД способствует создание постоянно действующей межведомственной рабочей группы в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также Инструкцией по организации информационного взаимодействия в сфере противо‐ действия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, утвержденной межведомственным прика‐ зом от 5 августа 2010 г. № 309/566/378/318/1460/43/207. В настоящее время Инструкция утратила силу в связи с изданием другого межведомственного приказа. На наш взгляд, необходимо принять новый аналогичный норма‐ тивно‐правовой акт, который учитывал бы изменения в сфере противодейст‐ вия финансово‐кредитным преступлениям.

Как правило, раскрытие преступлений, связанных с незаконной бан‐ ковской деятельностью, начинается с выявления оперативным путем «об‐ нальной площадки». Таковыми выступают расчетные счета формально леги‐ тимных организаций, специально созданных лицами, осуществляющими не‐ законную банковскую деятельность. Они проводят внешне законные опера‐ ции по движению денежных средств от участника преступной деятельности к лицу, которое получает эти средства в качестве преступного дохода.

Характерным примером является уголовное дело № 103611, которое было расследовано ГСУ ГУ по Нижегородской области в отношении Осокина М.А., Шишкина Т.Н. и других по обвинению их в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 210, п. «а», «б» ч. 2 ст. 172, п. «б» ч. 2 ст. 173.1, п. «а», «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ. Участники преступного сообщества создавали формально легитимные организации, руководители и учредители которых были им подконтрольны и не имели цели осуществления предприниматель‐ ской деятельности, находили «клиентов», то есть юридических лиц, желаю‐ щих воспользоваться услугами по обналичиванию денежных средств. Разра‐ ботанный Осокиным М.А. и Шишкиным Т.Н. преступный план предусматри‐ вал поиск реально действующих юридических лиц и индивидуальных пред‐ принимателей, зарегистрированных в установленном порядке на террито‐ рии Российской Федерации, заинтересованных в услугах, оказываемых пре‐ ступным сообществом (преступной организацией). После обращения «кли‐ ента» к лицам, оказывающим услуги по обналичиванию денежных средств, членами преступного сообщества изготавливались фиктивные документы на оказание услуг или поставку товара от лица подконтрольных им фиктивно легитимных организаций. На основании данных документов «клиенты» пе‐ речисляли на расчетные счета подконтрольных членам преступного сообще‐ ства фиктивно легитимных организаций денежные средства, которые, за вы‐ четом определенного процента (плата за данные услуги), возвращались им уже в виде наличных денежных средств. Согласно предварительной устной договоренности члены преступного сообщества перечисляли на расчетные счета «продавцов» наличные денежные средства в сумме, равной той, кото‐ рую они должны будут в ближайшие дни инкассировать, за вычетом про‐ цента за инкассацию (как правило, 1–1,5 %). При этом формально легитим‐ ные организации выступали посредниками при инкассации наличных де‐ нежных средств между «продавцами» наличных денежных средств и РО-СИНКАС. После пересчета данные наличные денежные средства передавались «клиентам», за вычетом определенного процента (от 3 до 5 %), который являлся доходом членов преступного сообщества от обналичивания. Перечисление денежных средств на счета «подконтрольных» фирм преступного сообщества (преступной организации) с последующим проведением незаконных банковских операций вело к созданию неконтролируемой госу‐ дарством денежной массы, позволяло физическим и юридическим лицам скрывать доходы и уменьшать размер налоговых отчислений в пользу госу‐ дарства. В результате осуществления незаконной банковской деятельности с января 2013 г. по апрель 2015 г. по указанной схеме участниками преступного сообщества (преступной организации) получен доход в особо крупном размере. Всего по данному уголовному делу к уголовной ответственности привлечено 18 лиц.

Специфика преступлений указанной категории заключается в сложно‐ сти идентификации субъектов преступления ввиду применения ими слож‐ ных технических устройств и компьютерных средств для достижения своих преступных целей. Данные обстоятельства существенно затрудняют их выявление и документирование, а также организацию уголовно-процессуального противодействия совершения таких деяний.

Первичную информацию о незаконной банковской деятельности пре‐ доставляют конфиденты, которые имеются у оперуполномоченных в бизнес-кругах. Кроме того, большое значение для противодействия преступлениям указанной категории имеет информация, поступающая из Росфинмониторинга. Так, вся информация, поступающая из МРУ Росфинмониторинга по ПФО в адрес ГУ МВД России по Нижегородской области, подлежит обязательной проверке и анализу, используется для сбора доказательств и привлечения к ответственности лиц, причастных к незаконной банковской деятельности и совершению иных преступлений в финансово-кредитной сфере.

Под документированием фактов незаконной банковской деятельности понимается процесс сбора и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-разыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений.

С целью выявления и документирования преступлений первоначально проводится комплекс оперативно-разыскных мероприятий:

  • -    наведение справок посредством направления запросов и получения ответа на них либо непосредственное ознакомление с содержанием мате‐ риального носителя информации;

  • -    опрос - основной инструмент оперативной проверки информации о преступлениях путем получения информации в устной или письменной форме от лиц (бухгалтеров, кладовщиков, обслуживающего персонала, родственников директора);

  • -    отождествление личности - идентификация лиц, подозреваемых в осуществлении незаконной деятельности;

  • -    контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи осуществляется с целью обнаружения и сбора информации, имеющей значение для документирования противоправной детальности;

  • -    исследование предметов и документов - исследуются доказательства, которые были собраны в ходе обследования, сбора образцов для сравнительного исследования.

Оперативно-разыскные мероприятия позволяют выявить лиц, причастных к незаконным операциям с денежными средствами, схему их преступных действий и субъективную сторону совершаемых ими преступлений. По окончании проведения указанных оперативно‐разыскных мероприятий материал проверки в установленном законом порядке передается в следственные орга‐ ны для принятия решения в соответствии с нормами УК РФ, УПК РФ.

После документирования оперуполномоченными ЭБиПК «обнальной площадки» составляется рапорт о выявленных признаках преступления, предусмотренного ст. 172 УК РФ, который через руководство УЭБиПК и начальника ГУ МВД передается в следственный аппарат (ГСУ ГУ МВД) для принятия решения по существу. Надо отметить, что после возбуждения уголовного дела по признакам ст. 172 УК РФ из него, как правило, выделяются и возбуждаются следующие сопутствующие составы: 1) предусмотренные ст. 173.1 и 173.2 УК РФ (на номинальных директоров организаций); 2) предусмотренные ст. 187 УК РФ (на директоров реальных организаций, которые отправляли деньги на обналичивание и снижали тем самым свою налогооб‐ лагаемую базу по НДС); 3) предусмотренные ст. 199 УК РФ (на директоров реальных организаций, которые отправляли деньги на «обнал» и снижали тем самым свою налогооблагаемую базу по НДС, при условии достаточности суммы по недоимке по НДС); 4) предусмотренные ст. 193 и 193.1 УК РФ (когда условия репатриации денежных средств или поставка товаров на терри‐ торию Российской Федерации не были выполнены).

Таким образом, происходит реализация оперативной информации в виде раскрытия преступлений.

Со стороны прокуратуры Нижегородской области были случаи отмены постановлений о возбуждении уголовных дел по данному кругу взаимосвя‐ занных преступлений. Однако в целом данная схема уголовного преследо- вания лиц за преступления в финансово-кредитной сфере актуальна. Мы продолжаем работать по этой схеме и надеемся, что позиция прокуратуры и суда со временем изменится.

Противодействие рассматриваемым преступлениям составляет важ‐ нейшую часть деятельности оперативного и следственного аппаратов орга‐ нов внутренних дел. Причем именно преступления, предусмотренные ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность), представляют основу обвинений, предъявляемых лицам, причастным к преступной деятельности в финансово-кредитной сфере.

Действия по обналичиванию денежных средств от преступной дея‐ тельности направлены не только на искусственное преобразование источни‐ ка их происхождения, но и на сокрытие лиц, заинтересованных в получении этих средств (бенефициаров). В целях повышения результативности в предупреждении, выявлении, раскрытии преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 172, 173.1, 173.2 УК РФ, разработан алгоритм взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при поступлении ин‐ формации, свидетельствующей о возможных фактах незаконного образования юридического лица (индивидуального предпринимателя), незаконного использования документов для образования юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Одним из наиболее актуальных вопросов в практике противодействия преступлениям, совершаемым в финансово-кредитной сфере, является «бумажный НДС», когда денежные средства по расчетным счетам между организациями не проходили, однако в отчетности по НДС (квартальные) такие операции отражаются. Согласно НК РФ организации вправе сдавать уточненные налоговые декларации по НДС с отражением операций (поставок товаров) в течение трех лет с момента осуществления реальной/мнимой сделки.

Сложился целый бизнес по предоставлению субъектам предпринима‐ тельской деятельности услуг по «бумажному НДС» в интересах реальных контрагентов (организаций). На наш взгляд, такие действия подпадают под состав преступления, предусмотренного ст. 172 УК РФ. Судебной практики и квалификации действий лиц, которые предоставляют услуги по «бумажному НДС» в интересах реальных контрагентов (организаций), по России нет. Следователи и прокуроры воздерживаются от выдвижения обвинения против таких лиц по ст. 172 УК РФ.

В настоящее время прослеживается тенденция увеличения количества совершаемых преступлений с использованием информационно‐телекомму‐ никационных технологий. Особенностью таких преступлений является межрегиональный характер, то есть возможность совершения их лицами, находящимися на территории другого региона России или на территории ино‐ странного государства, либо регистрация домена в компании, представительство которой находится за рубежом.

На наш взгляд, уголовное, уголовно-процессуальное и иное законодательство должно меняться, чтобы у правоохранителей была более стабильная правовая база противодействия преступлениям в финансово‐кредитной сфере.

Статья научная