Проблемы правовой регламентации производства неотложных следственных действий
Автор: Филиппова Н.В.
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики
Статья в выпуске: 9 (81), 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147149263
IDR: 147149263
Текст обзорной статьи Проблемы правовой регламентации производства неотложных следственных действий
Уголовно-процессуальный кодекс РФ сделал большой шаг вперед в вопросе регулирования производства неотложных следственных действий: впервые дано четкое понятие неотложных следственных действий, определены субъекты, уполномоченные на их производство, существенно расширены виды таких действий и т.д. Однако первое положительное впечатление от преобразований процессуального законодательства в части, касающейся неотложных следственных действий, быстро проходит при сопоставлении его с другими нормами УПК РФ, слишком много недоработок и противоречий.
Начать, безусловно, следует с понятия неотложных следственных действий. При этом следует указать на некоторую странность законодателя в выборе категорий, содержание которых он счел необходимым раскрыть в ст. 5 УПК РФ: так, в указанной статье раскрывается понятие «неотложные следственные действия», но при этом отсутствует общее определение следственных действий (предусмотрено лишь близкое по смыслу, но далеко не тождественное понятие «процессуальные действия»).
Грамотная формулировка понятия «неотложные следственные действия» позволит разрешить значительную часть проблем и спорных вопросов в теории и практике. Это особенно важно в связи с тем, что у большинства, в том числе и практических работников, неотложные следственные действия ассоциируются с первоначальными, независимо от того, кто их проводит и по какой категории дел. Единственный признак, которым определяется относимость любого следственного действия к неотложным, является только лишь безотлагательность их производства.
Пункт 19 ст. 5 УПК РФ определяет неотложные следственные действия как «действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования». Из определения следует, что неотложные следственные действия проводятся: 1) только органом дознания; 2) лишь после возбуждения уголовного дела; 3) по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
Однако последующие нормы УПК РФ позволяют нам оспорить объективность законодательного определения отдельных признаков неотложных следственных действий в приведенном понятии.
Так, например, в УПК РФ мы можем найти свидетельство того, что неотложные следственные действия могут проводиться не только органом дознания: ч. 3 ст. 40 УПК РФ предусматривает возможность производства таких действий капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств и консульских учреждений РФ; ч. 5 ст. 152 УПК РФ устанавливает такую возможность также для следователя и дознавателя.
Обязательным условием производства неотложных следственных действий является наличие возбужденного уголовного дела, а, значит, до этого момента орган дознания не вправе производить какие-либо следственные действия.
При этом не учитывается, что на практике возможны ситуации, требующие производства некоторых следственных действий (осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения экспертизы) еще до получения органом дознания согласия прокурора на возбуждение уголовного дела. Если строго следовать понятию неотложных следственных действий, то их проведение при таких обстоятельствах становится невозможным. Хотя целесообразность такого ограничения, на наш взгляд, весьма спорна.
Кроме того до недавнего времени сама процедура возбуждения уголовного дела применительно к ситуации, требующей произ- водства неотложных следственных действий, была весьма противоречива. До середины 2003 г. в соответствии со ст. 146 УПК РФ правом возбуждать уголовные дела были наделены лишь следователь и дознаватель с согласия прокурора и прокурор. Об органах дознания в данной статье ничего не говорилось, соответственно правом возбуждать уголовные дела они не обладали, а, значит, не вправе были производить и неотложные следственные действия до тех пор, пока дознаватель, следователь или прокурор не возбудят уголовное дело.
Необходимые дополнения в ст. 146 УПК РФ были внесены Федеральным законом от 4 июля 2003 г. в настоящее время перечень субъектов, уполномоченных на возбуждение уголовного дела расширен, помимо перечисленных в него включены и органы дознания1.
Сделанные дополнения тем не менее решают лишь половину проблемы, так как правом на возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий обладают также специальные субъекты, указанные в ч. 3 ст. 40 УПК РФ. Устранения данного пробела в обычном порядке, т.е. путем внесения дополнений в ст. 146 УПК РФ, как нам кажется, не совсем приемлемо. Регламентация процедуры возбуждения уголовного дела данными субъектами требует в УПК отдельного закрепления, так как обеспечение соблюдения общего порядка в подобных обстоятельствах весьма затруднительно.
Закрепление в определении неотложных следственных действий в качестве еще одного признака подследственности дела органам предварительного следствия также вызывает определенные вопросы: ч. 5 ст. 152 УПК РФ, предусматривая возможность производства неотложных следственных действий следователем, не связывает ее исключительно с категорией уголовных дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, следователь может провести неотложные следственные действия и по уголовному делу, подследственному органам дознания, так как единственный критерий, который указывается в ч. 5 ст. 152 УПК РФ, - уголовное дело не должно быть подследственно следователю. Это означает, что правильнее связывать категорию «неотложные следственные действия» с производством по неподследственной категории уголовных дел, чем с производством по делам, по которым предварительное следствие обязательно.
С учетом проведенного анализа необходимо несколько видоизменить формулировку понятия неотложных следственных действий и изложить ее в следующей редакции: «неотложные следственные действия - это действия, осуществляемые органом дознания, дознавателем или следователем по неподследственной им категории уголовных дел, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования».
Некоторые авторы предлагают в определении неотложных следственных действий закрепить конечный момент их производства, т.е. четко указать, что данные следственные действия проводятся «до момента передачи дела прокурору»2. На наш взгляд, в этом нет особой необходимости, так как, во-первых, это положение не отражает специфику неотложных следственных действий, позволяющую отграничить их от других следственных действий, а, во-вторых, это логично вытекает из содержания ч. 3 ст, 157 УПК РФ.
Кроме того существуют предложения о необходимости дополнения определения неотложных следственных действий признаком безотлагательности их производства. С этим также трудно согласиться, потому что безотлагательность - это категория, характеризующая в большей степени тактическую сторону следственного действия, нежели процессуальную, в связи с чем для нормативного акта, определяющего специфику процесса судопроизводства неприемлема.
К заслугам УПК РФ многие ученые относят и расширение перечня следственных действий, которые могут выступать в качестве неотложных. Если быть точнее, то речь идет не о расширении, а об отсутствии такого перечня и, как следствие, возможности производства любого следственного действия как неотложного. Это логично и, безусловно, правильно: неотложность следственных действий определяет не их вид, а характер следственной ситуации: в одном случае следственное действие будет неотложным, а при других обстоятельствах - обычным, не требующим неотложного реагирования. На практике в настоящее время, действительно, орган дознания может провести как неотложное любое следственное действие.
Однако между практикой производства неотложных следственных действий и содержанием процессуальных норм есть опреде- ленные несоответствия: целый ряд статей УПК РФ формально ограничивает перечень следственных действий, которые могут проводиться органом дознания в качестве неотложных:
-
- в соответствии со ст. 164 УПК РФ, основанием для производства следственных действий является постановление следователя или решение суда; о решении органа дознания в данной статье не говорится ничего, следовательно, орган дознания в качестве неотложных имеет право провести лишь те следственные действия, для которых не нужно ни постановления следователя, ни решения суда (осмотр места происшествия, допрос, предъявление для опознания, проверка показаний на месте и др.);
-
- ст. 165 УПК РФ в качестве субъекта, уполномоченного возбуждать перед судом ходатайство о производстве следственных действий, для которых необходимо судебное разрешение, предусматривает только следователя; если строго следовать указанной правовой норме, то получается, что данная группа следственных действий самостоятельно органом дознания проводиться не может;
-
- некоторые иные нормы УПК РФ, регламентирующие производство следственных действий, говорят исключительно о следователе и не упоминают ни орган дознания, ни дознавателя (например, ст. 173 - допрос обвиняемого; ст. 181 - следственный эксперимент, ст. 193 - предъявление для опознания и др.).
Указанные несоответствия во многом объясняются тем, что правовые нормы, регламентирующие производство следственных действий в основной своей массе сосредоточены в гл. 22 УПК РФ, посвященной вопросам производства предварительного следствия, и потому, характеризуя субъекта, уполномоченного принимать решение о производстве следственных действий, возбуждать перед судом ходатайство о производстве следственных действий, проводить следственные действия, говорят исключительно о следователе.
Хотя ст. 223 УПК РФ и оговаривает, что предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном, в том числе и гл. 22 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК РФ, такой лаконичной формулировки явно недостаточно для правильного понимания ее сути.
Если правила производства следственных действий являются общими и для следователя, и для дознавателя, и для органа дознания, правильнее было бы выделить их из гл. 22 «Предварительное следствие» и раскрыть в рамках отдельной самостоятельной главы, закрепив либо положение о том, что правила и процедура производства следственных действий распространяются в равной мере и на следователя, и на дознавателя, и на орган дознания (тем более, что это уже находит свое отражение в бланках процессуальных документов УПК РФ), либо в каждой из статей, затрагивающих подобные вопросы, четко определять круг уполномоченных субъектов, особо выделяя случаи, требующие производства неотложных следственных действий. При этом главы, посвященные предварительному расследованию и дознанию, содержали бы в себе лишь специфические положения, характеризующие только данный вид расследования.
Исследованными в данной статье аспектами не ограничивается круг проблем, связанных с институтом неотложных следственных действий. Тем не менее нам представляется, что вопрос о понятии и видах неотложных следственных действий является центральным и имеет определяющее значение для разрешения всех иных дискуссионных моментов этой достаточно узкой, но вместе с тем многогранной темы.
-
1 СЗ РФ. - 2003. - № 27 (часть I). - Ст. 2706.
-
2 Колесниченко А.Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. - Харьков, 1976. - С. 24.
-
3 Шабетя И.В. Теоретические основы производства неотложных следственных действий: учебное пособие. -Уфа. - 2003. - С. 14.
Список литературы Проблемы правовой регламентации производства неотложных следственных действий
- СЗ РФ. -2003. -№ 27 (часть I). -Ст. 2706.
- Колесниченко А.Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. -Харьков, 1976. -С. 24.
- Шабетя И.В. Теоретические основы производства неотложных следственных действий: учебное пособие. -Уфа. -2003. -С. 14