Проблемы принятия наследства в Российской Федерации
Автор: Масалимова А.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 11-4 (62), 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена принятию наследства путем совершения конклюдентных действий. Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с действиями наследников, возникающими в процессе фактического принятия ими наследства, его оформлением, анализируются действия, свидетельствующие о его совершении. Проводится правовой анализ фактического принятия наследства как одного из способов его принятия.
Наследование, принятие наследства, фактическое принятие наследства, односторонняя сделка, конклюдентные действия
Короткий адрес: https://sciup.org/170192708
IDR: 170192708
Текст научной статьи Проблемы принятия наследства в Российской Федерации
Способы принятия наследства традиционно классифицируют на «формальные» и «неформальные» [7, с.168]. В обоих случаях принятие наследства лицом, призванным к наследованию, осуществляется путем совершения односторонней сделки, «при этом сделка порождает правовые последствия только потому, что лицо их желало» [8, с.340]. Именно формальному способу принятия наследства прежде всего отдает предпочтение законодатель. Применительно к реализации данного способа здесь все предельно ясно – воля наследника четко определена исходя из его действий, совершаемых в рамках такого способа и имеет своей целью приобретение всей наследственной массы. Процедура формального принятия наследства, четко определена в нормах специального законодательства. Так в статье 62 Основ законодательства РФ о нотариате описаны обязанности нотариуса по принятию заявления от наследника по месту открытия наследства [2].
Фактическое же принятие наследства представляет собой альтернативный формальному способу принятия наследства, презюмируемого при совершении наследником в течение установленного законом срока действий, свидетельствующих об отношении фактического наследника к наследству как к своему собственному имуществу. Это может выражаться в молчаливом действии, которое подтверждает намерении лица вступить в правоотноше- ние и заменяющее словесное соглашение на совершение сделки. Исходя из положений статьи 158 ГК РФ, конклюдентные действия напрямую связаны именно с устной формой сделки [1].
Заметим, что в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ о наследовании, такой перечень практически согласуется с положениями ГК РФ, однако трактуется несколько более широко. В частности Верховный Суд РФ указывает на любые действия позволяющие говорить об отношении наследника к наследственному имуществу как к собственному [3].
Многочисленная судебная практика по вопросам фактического принятия наследства свидетельствуют о том, что одной из важнейших проблем в этой области является правильное определение наследником тех необходимых действий с его стороны, которые в конечном итоге повлекут за собой желаемый результат — возможность оформить право собственности на наследуемое имущество. Учитывая, что действия по фактическому принятию наследства носят оценочный характер, судам необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию.
При этом, судом принимаются любые доказательства для установления факта принятия наследства, но непосредственно на наследника, заявляющего такой иск о признании за ним прав на спорное наследство, возлагается обязанность доказывания такого рода действий, свидетельствующих о факте принятия им наследства. Так, например, принимая решение об установлении факта принятия наследства по положениям п.2 ст. 1153 ГК РФ, суд оценил действия потенциального должника как «фактическое принятие наследства». Таковым действием, суд в частности, признал факт обращения с иском в суд о признании договора купли-продажи квартиры недействительным [5].
Довольно часто вступление во владение определенным наследственным имуществом, явлется подтверждением факта принятия наследства. Тем не менее, четкие требования к осуществлению владения наследником в целях приобретения наследства не выработаны ни на законодательном уровне, ни исходя из судебных решений [4].
Исходя из пункта 36 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г. № 9, чтобы подтвердить фактическое принятие наследства, «наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя и иные подобные документы» [3].
При этом выявлены некоторые разночтения в судебных решениях с позициями отраженными в Постановления Пленума ВС № 9. Так в одном из судебных разбирательств, суд не счел факт регистрации наследника по месту жительства в квартире наследодателя через три месяца после открытия наследства, достаточным доказательством факта принятия наследства [6].
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется либо путем прямого волеизъявления, либо путем совершения наследником действий, из содержания которых можно сделать вывод о его намерении принять наследство. Несмотря на то, что законодательство предоставляет весьма широкие возможности для подтверждения факта принятия наследства, судебная практика изобилует рас- хождениями в своих решениях по такого рода делам, что свидетельствует об отсутствии единой сформировавшейся позиции по вопросам фактического принятия наследства.
Список литературы Проблемы принятия наследства в Российской Федерации
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья) от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ (ред. от 18 марта 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. № 49 ст. 4552.
- Основы законодательства РФ о нотариате, утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ред. 2 июля 2021 г.) // Российская газета от 13 марта 1993 г.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (ред. от 23 апреля 2019 г.)// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012 г. № 7.
- Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 31 июля 2015 г. по делу № 33-5083/2015// [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
- Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 9 октября 2018 г. по делу № 33-11970/2018// [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
- Апелляционное определение Московского городского суда от 28 августа 2019 г. по делу № 33-36099/2019 // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
- Серебровский В.И. Очерки советского наследственного права. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 240 c.
- Тузов Д.О. Теория недействительности сделок: опыт российского права в контексте европейской правовой традиции. М.: Статут, 2007. 602 c.
- EDN: QXMRKL