Проблемы профессиональной подготовки в малом государственном образовании

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/147135216

IDR: 147135216

Текст статьи Проблемы профессиональной подготовки в малом государственном образовании

Конечной целью профессионального образования всегда было обеспечение общества необходимыми по количеству и качеству специалистами. К отличительным требованиям нашего времени следует отнести необходимость формирования у профессионалов особого рода качеств, ранее бывших лишь желательными. Речь идет о противовесе профессионально-кастовой ограниченности и эгоизму — об обучении умениям и навыкам в области общей и расширительно понимаемой экологической культуры, „глобалистического** мировоззрения и т. д. Это те параметры личности специалиста, без которых невозможна реализация программ „устойчивого развития** или ее альтернатив, направленных на смену „европейской модели прогресса**, на предотвращение краха цивилизации. Выработке указанных качеств специалистов XXI в. служит гуманитаризация всего образования, и в частности профессионального, — устремление, всегда присущее русской образовательной парадигме.

Не требует доказательств, что все еще пренебрегаемый многими, в том числе зарубежными, образовательными системами данный культурно-воспитательный компонент обучения фактически предопределяет само существование человечества. Вопрос, быть ему или не быть, в конечном счете зависит от того, удастся или не удастся реализовать этот образовательный принцип в глобальном масштабе. С гуманитаризацией тесно связаны основные мировые тенденции образова ния. К ним, как правило, относятся: опережающее развитие, университетизация, а также сохранение баланса между необходимостью углубления специализации и интеграцией наук и дисциплин.

На упомянутые общие требования к образовательной стратегии в регионах накладываются собственные, зависящие от комплекса их специфических (этнических, хозяйственных, социальных, исторических и т. д.) особенностей. Моделью таких регионов с предельными условиями самостоятельности могут служить новые независимые государственные образования. Все особенности современных научно-образовательных проблем в таких государствах, очерчены наиболее резко и порой драматично.

Здесь мы сознательно обходим политические коллизии, связанные со становлением и сохранением независимости малых государственных образований. Мы рассматриваем Приднестровскую Молдавскую Республику в качестве модельного объекта некоего реально существующего общественно-экономического образования. В нем на протяжении пяти лет протекают процессы, как общие для-всего постсоветского пространства, так и специфические для региона с его государственной самостоятельностью. Рассмотрим последовательно характер и пути реализации основных мировых тенденций в' системе профессионального образования Приднестровья.

Принцип опережающего развития, как известно, можёт быть реализован на базе долгосрочного прогноза. Если такой

прогноз затруднен в глобальном или федеральном масштабе, то для малого государства постсоветского пространства он еще более сложен. Пресловутая социально-экономическая непредсказуемость здесь доведена до максимума. Мы можем в этой части опереться на „стратегию цивилизованного оптимизма" и полагать, что такие параметры региона, как природные условия, ископаемые, основной промышленный потенциал и обеспечивающие его жизнедеятельность кадры, этнический состав, не подвергнутся существенным изменениям. В духе этого же оптимизма можно крайне осторожно прогнозировать на период одного профессионально-образовательного цикла восстановление определенной части производства. Можно также быть достаточно уверенным в том, что, подобно любому региону постсоветского пространства, здесь будет происходить относительный рост численности жителей города и соответственно „городских" рабочих мест, особенно в сфере обслуживания. При этом, однако, темпы и сроки данных процессов не могут быть предвидены даже на полуколичественном уровне.

Из сказанного следует, что для того, чтобы малое государство могло рассчитывать на сохранение независимости в будущем, оно должно планировать подготовку специалистов с известной избыточностью. Становление естественных международных цен на интеллектуальный труд и продукцию приведет к существенному их повышению. Необходимость приглашения „дорогих" специалистов со стороны поставит перед обществом новые труднорешаемые проблемы.

Что касается перечня необходимых специальностей, то здесь мы вынуждены опереться на нынешнее количество рабочих мест (по профессиям) вне зависимости от того, функционируют они сегодня или нет. Годовая потребность в специалистах может исчисляться исходя из темпов естественной убыли работников. Это элементарное требование, хотя выполняется оно с трудом. Когда-то крупные специализированные отраслевые вузы и ССУЗы были ориентированы на всесоюзное или межреспубликанское распределение выпускников. Инерция огромных отраслевых заказов и субсидий еще жива и служит оправданием стрем лению этих учебных заведений к сохранению масштабов и номенклатуры выпускаемых специалистов. В то же время новая экономическая и общественная ситуация, в которой оказалось малое государство, требует незамедлительного отказа от идеологии преимущественно отраслевого профессионального образования и перехода к образованию рациональному, ориентированному на актуальные и прогнозируемые потребности конкретного региона, государства. Как известно, подобная переориентация происходит во всех обретших независимость или известную автономность субъектах постсоветского пространства.

Обеспечение региона необходимыми для его хозяйственной, культурной и административной деятельности специалистами уже не может и не будет происходить по указанию центра. Это — предмет заботы самого региона, и только его. Наиболее выражен данный процесс в малом самостоятельном государстве: подготовка специалистов не может происходить по разнарядкам отдельных ведомств, а становится общегосударственным делом, делом руководства страны. Происходящее влечет за собой необходимость перестройки системы управления и контроля за деятельностью образовательных учреждений. В малом государстве принципиально невозможно создание при ведомствах авторитетных и компетентных советов и управлений учебными заведениями. Последние, потеряв привычную опеку со стороны подобных центральных ведомственных инстанций, утрачивают стимул к поддержанию и тем более к повышению уровня подготовки выпускника. Превращение их в „монополистов" становится опасным с точки зрения невозможности общественного контроля за качеством работы.

Принцип университетизации образования может решить все возникшие здесь проблемы. Речь идет о создании вокруг государственных университетов региональных научно-образовательных комплексов (объединений). Возникает возможность концентрации профессионалов-педагогов различных специальностей в общественные междисциплинарные руководящие органы — ученые советы, научно-методические, научно-координационные вузовские и факультетские советы, коллегии и т. п. Подобные учебные объ- единения естественным образом формируются преимущественно в ранее существовавших или вновь организуемых университетах. Таким образом, создаются условия необходимого методического обеспечения и интеграции всех профессиональных учебных заведений среднего, высшего и постдипломного звена. Подобные объединения, как известно, созданы и успешно функционируют в Мордовии, Бурятии, Удмуртии, Новгородской области и других регионах РФ.

Общемировая тенденция университе-тизации образования находит у нас прямую и естественную реализацию. Эта тенденция в качестве одного из велений времени определяется не только организационно-методическими потребностями учебных заведений региона. Центральные вузы с их мощным полем влияния становятся центрами профессиональноинтеллектуального обеспечения цивилизованного развития территории малого государства или региона. Соответствующий университет — это центральное учреждение, научная деятельность которого одновременно — стимулятор постоянного повышения качества подготовки специалистов всех уровней. Университет становится также центром культуры региона. Создание такого центра невозможно при ведомственной раздробленности научнообразовательного дела по мелким и неизбежно слабым, достаточно изолированным ведомственным учебным заведениям.

Очевидно, что именно университетская система по самой своей сути наилучшим образом соответствует еще одной важной общественной тенденции — профессиональной специализации и интеграции. Этот двуединый процесс в настоящее время заявляет о себе все громче. В современном мире, в науке и производстве, невозможно получение сколько-нибудь значимых результатов вне глубокой и утонченной специализации. С другой стороны, верность выбора направления развития, перспектива получения результатов на „перекрестках" отраслей знания немыслимы без их глубокой интеграции. Только университет с его мно-гопрофильностью, мультидисциплинар-ностью может обеспечить полноценную реализацию этой важнейшей характеристики современной науки и практики. Он оказывается центром пересечения и притяжения свмых различных течений, подходов, решений. Здесь органично реализуется еще один аспект „избыточности" профессионального образования — укрепление практики подготовки по нескольким специализациям.

И, наконец, последнее и, может быть, самое главное — осуществление актуальнейшей цели профессионального образования — его гуманитаризация. Это глубокое осознание будущими специалистами того, что от характера их деятельного отношения к окружающему миру, его прошлому и будущему зависит либо выживание и расцвет, либо гибель цивилизации. Данное важнейшее требование к профессионалу XXI в. может быть удовлетворено только в рамках многопрофильного вуза, способного обеспечить на максимально высоком для данного региона уровне информирование и убеждение учащихся в абсолютном значении общей гуманитарной культуры. Вне ее самая виртуозная профессиональная деятельность может приобрести и приобретает отрицательный знак. Таким образом, региональные образовательные системы, поскольку они хотят стать частью цивилизованного мира, не могут обойти требования времени в опережающем развитии, гуманитаризации и университети-зации.

Система профессионального образования в Приднестровье формировалась в русле мировых тенденций, в силу объективных „региональных" обстоятельств. Так, многопрофильное учебное заведение, созданное в г. Тирасполе, не располагало материальной базой и учебными площадями, а ранее существовавший пединститут располагал ими в избытке. Таким образом, первый шаг к университетизации — слияние двух вузов — был естественным и вынужденным актом. Несколько сложнее протекает интеграция с университетом ряда средних учебных заведений (колледжей, лицея). Такому объединению препятствуют преимущественно субъективные факторы. Самое больное место — это статус юридического лицея, с которым руководство довузовских и послевузовских учебных заведений не желает расстаться. В качестве компромиссного варианта рассматривается возможность сохранения

^е*^^™ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ я административно-хозяйственной автономии подобных подразделений при условии строжайшего контроля со стороны университета их учебно-методической деятельности. Эта естественно складывающаяся схема предполагает различные степени автономии для входящих в университетскую систему учебных учреждений и подразделений.

Создание единого и по возможности крупного, мощного и авторитетного государственно-университетского объединения станет результатом всех центростремительных усилий культурной прослойки края. Системообразующим фактором, цементирующим данный научно-образовательный комплекс, должна стать постоянно совершенствующаяся методическая система, ориентированная на мировые стандарты и чутко реагирующая на их динамику.

В целом условия автономии ставят перед регионами образовательные задачи, сложность которых пропорциональна степени независимости. Для самостоятельного государства, обладающего полным суверенитетом, теоретический и юридический выбор путей развития неограничен. На деле же организаторы образования, связанные реальной ситуацией в регионе, оказываются вынужденными действовать строго определенным образом. Им приходится преодолевать не только кризисные явления, общие для постсоветского пространства, но и специфические трудности, связанные с изоляцией и относительной маломощностью материальных и интеллектуальных ресурсов.

Особенно остро стоит проблема подготовки специалистов редких профессий. Создавать соответствующие подразделения вузов (факультеты, отделения, кафедры) для подготовки в год одного-двух выпускников — экономически абсурдно. Выходом из данной ситуации можно считать дифференцированные системы подготовки специалистов различных категорий по степени массовости. Все множество специалистов условно разделяется на три категории в зависимости от численности их в хозяйстве страны. 1-я — специалисты массовых специальностей, численность которых в республике измеряется сотнями и тысячами; 2-я — специалисты немассовых специальностей численностью, измеряемой десяткам;

и, наконец, 3-я — специалисты редких специальностей, потребность в которых составляет единицы.

Соответственно этому подразделению устанавливаются различные принципы подготовки в ССУЗах и вузах. Для 1-й категории — это классические факультеты или отделения, в которых ежегодные планы приема и выпуска достаточно постоянны. Для 2-й категории предусматривается прерывистый целевой набор студентов в специальные группы, в зависимости от возникающей и/или планируемой потребности. В таких случаях проведение занятий по специализации поручается штату совместителей из числа высококвалифицированных специалистов-практиков соответствующего профиля, постоянно поддерживающих связь с университетом, работающих почасовиками и участвующих в научной и научно-методической работе кафедр. Для 3-й категории центр тяжести подготовки приходится перенести на доучивание и специализацию на последних курсах в учебных заведениях других стран. Такое дробление учебного процесса по двум вузам или направление на учебу за рубеж осуществляется на основе межвузовских соглашений.

Предусматривается также три основных варианта постдипломного обучения. Для специалистов 1-й категории создается постоянно действующая система постдипломного образования на базе кафедр и циклов высших и средних учебных заведении.

Для специалистов 2-й категории организуются циклы переподготовки (повышения квалификации) при упомянутых подразделениях вузов и ССУЗов. Работа циклов и программы, сроки проведения занятий и т. д. определяются конкретной ситуацией и актуальной потребностью народного хозяйства и учреждений республики. Такие циклы организуются и совместно с ведущими вузами зарубежья, в особенности России, в очном и дистанционном вариантах обучения. Совместная подготовка проводится на основании договоров с выдачей сертификатов соответствующих зарубежных вузов.

Для специалистов 3-й категории, которым не может быть обеспечена квалифицированная постдипломная подготовка силами ученых, преподавателей и высо-

^квалифицированных специалистов Приднестровья, предусматривается соответствующее постдипломное обучение в вузах за пределами республики по согласованию с ними в очной и дистанционной формах за свой счет или счет учреждений, предприятий и/или ведомств, в которых работает специалист.

В то же время нужно отметить, что привязанность нашей системы образования к российским стандартам должна быть слабее, чем для субъектов РФ. В связи с этим крайне важно понятие „федеральной составляющей" этих стандартов. Какими бы расплывчатыми ни были его границы, они должны быть обозначены. Это очень важно для субъектов РФ и совершенно необходимо для культурных анклавов, малых государств, стремящихся к сохранению интеграции и принадлежности к научно-культурно-образовательному пространству России.

Для того чтобы сохранить и укрепить свое положение в указанном пространстве, Приднестровью следует принять именно „федеральную составляющую", т. е. основную часть госстандартов РФ. Механическое же перенесение всех требований в наших условиях нецелесообразно и затруднительно. По ряду позиций приднестровцы вынуждены придерживаться некоей программы-минимума. По другим, относящимся преимуществен но к гуманитарной сфере, наоборот, добавляют актуальные регионально-специфические требования. Таким образом, адаптированные стандарты одновременно могут быть базой конвертируемости дипломов и отвечать локальным требованиям.

Особое место среди проблем специального образования в Приднестровье занимает возможность введения принципа государственного кредитования профессиональной подготовки. Согласно соответствующей законодательной инициативе предлагается гарантия всем гражданам однократного кредита на получение специального образования (среднего и высшего). Возврат этого кредита должен реализоваться за счет обязательной работы выпускника в течение 2 — 4 лет по месту предприятия либо оплаты стоимости завершенного обучения частным предприятиям или фирмам. Такое правовое положение, по мнению его авторов, может существенно повысить ответственность обучающихся и обеспечить госсектор хозяйства специалистами на нужных местах в нужное время.

Можно надеяться, что поиски и решения в области организации профессионального образования в Приднестровье окажутся полезными для других регионов, поставленных перед необходимостью самостоятельно решать аналогичные проблемы.

Статья