Проблемы психологии и ценностно-мировоззренческих установок в современном обществе

Автор: Коськов Сергей Николаевич, Серегина Тамара Владимировна

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Философия и культурология

Статья в выпуске: 1-2 (39-40), 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена осмыслению постулатов христианского мировоззрения как основы формирования идентичности европейской культуры. Раскрывается содержание такой категории философии, как мировоззренческая программа, представляющей собой органическое единство теоретического мировоззрения и социальных технологий его реализации. Дается общий анализ мировоззренческой программы, а также разнообразные конкретные проявления в современных социальных технологиях. Социальные сети и их информационные потоки вовлекают в свою зону воздействия все больше и больше людей разных национальностей, разного возраста, разного уровня образованностей, разного типа мировоззрения, с большим различием интересов и их многообразием. Проблема осложняется тем, что современная европейская культура находится в кризисе. Кризис - это не только трудности в экономическом и социальном плане. Кризис культуры - это прежде всего неработоспособность прежних мировоззренческих программ и смыслов, интенсивный поиск новых духовных оснований культуры. Этот процесс переосмысления прежних фундаментальных мировоззренческих ориентиров европейской культуры требует внимательной и глубокой рефлексии лежащих в ее основе христианских ценностей. Поскольку духовным источником христианской мировоззренческой программы является Библия, постольку анализ ее основных положений составляет важнейшую и необходимую часть создания современной мировоззренческой программы, в которой должно быть органически соединено религиозное, философское и научное знание.

Еще

Мировоззрение, мировоззренческая программа, ценности, мировоззренческие смыслы, духовный кризис

Короткий адрес: https://sciup.org/14117499

IDR: 14117499

Текст научной статьи Проблемы психологии и ценностно-мировоззренческих установок в современном обществе

Кризисы, протекающие в различных областях социальной жизни, их возрастающая темпо-ральность, полинарность [3, 4] вызывают различные дискуссии о судьбах общества, культуры, и в первую очередь европейской. Так сложилось, что под европейской культурой преимущественно понимается западноевропейская культура. Для этого достаточно просмотреть хотя бы структуру наших школьных и вузовских учебников по истории и культурологии. В данной статье под европейской культурой понимается не просто культура континента под названием Европа, а гораздо шире: так, европейская культура (по мнению авторов) — это культура, основанная на христианской системе ценностей. Географическая привязка носит условноисторический характер.

На европейском континенте становление культуры, основанное на системе христианских ценностей, шло более демонстративно. Этот процесс наиболее бурно происходил в позднюю античность и в средние века. Так что для авторов данной статьи такие выражения, как «христианская культура», «европейская культура» и «средневековая культура» звучат как синонимы. Человек «европейской культуры», человек «христианской культуры», человек «средневековой культуры» — данная синонимичность вызывает массу недоумений вплоть до обид. В силу каких-то ценностно-психологических соображений кажется очень обидным такое причисление современных людей к людям средневековой европейской культуры [3]. Если иметь в виду бытовые привычки и конкретные исторические условия жизни, то они, конечно же, правы. Но если иметь в виду основополагающую систему ценностей, определяющую мировоззренческие ценностнопсихологические установки, то, конечно же, нет. К словам Экзюпери «все мы родом из детства»

хочется добавить «все мы родом из средневековой европейской культуры». Именно в этот период и произошло становление христианской системы ценностей как основополагающей для всей европейской культуры. Процесс становления оказался очень трудным, сложным, неоднозначным, но это исторический процесс, а в истории по-другому не бывает. В силу своей историчности этот процесс не завершен, он происходит и в наши дни и будет происходить, пока будет существовать человеческое общество.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Материалами исследования являются мировоззрения, функционирующие в обществе и оказывающие существенное влияние на ход социальных событий. Методы исследования, используемые в статье, следующие: сравнительно-исторический, системно-структурный, рациональная реконструкция, логическая рефлексия, экспликация и герменевтический подход.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Христианство обычно упрекают в том, что оно постоянно находится в кризисе. Упрек совершенно справедливый — это наблюдается и в относительно благополучные времена, и в кризисное время, но в любом из случаев это реально работающая система ценностей. Находиться в кризисе для христианства — это его способ быть. Переживем и этот кризис.

Если было бы иначе, мы, грешные люди на этой грешной Земле, давным-давно жили бы как на Небе. Тогда бы первое пришествие Христа одновременно было бы и вторым. Свобода и заповедь любви оказались для человека очень трудным служением — «простым» или «сложным» здесь явно не подходят.

Платон называл Аристотеля жеребенком, лягающим свою мать: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать» [4]. Так и в наши дни христианство подвергается не просто критике, но и обструкции.

Принцип толерантности, возведенный в абсолют, не только может привести, но и приводит к парадоксальным ситуациям. Полный отказ от христианской системы ценностей означает полный отказ от европейской системы ценностей. В таком случае от Европы останется лишь природное географическое образование, экономический регион, один из политических центров и не более того.

В Лиссабонской хартии Европейского союза, принятой в 2005 году, нет даже намека на основы европейской культуры. При подготовке данного документа старательно вычеркивались даже намеки на христианские ценности, опять-таки в угоду всё тому же принципу толерантности. Толерантность в данном случае трактуется как отказ, но это уже не толерантность. Толерантность должна начинаться с признания, а не с отрицания. Старательное вычеркивание на бумаге даже намеков на ценности христианства не означает исчезновенья их в реальной жизни, но за этим стоит политика и соответствующие социальные технологии; старательная многолетняя деятельность по выдавливанию традиционных духовных ценностей из самого процесса жизни. Рождественская мишура и распродажи, конечно, остаются, потому что за этим стоит дополнительная прибыль (бизнес-шоу), но если они не будут приносить прибыль, то исчезнут. Пример абсурда: в Париже прекратили раздачу голодающим бездомным чечевичной похлебки с ломтиком свинины в Рождественскую ночь, так как среди голодающих могут оказаться мусульмане, а это может оскорбить их религиозные чувства. Произошел отказ от доброй старинной традиции — человеколюбия.

С духовными ценностями дело обстоит иначе, поскольку для этого нужно полностью раздавить личность, но это, конечно же, грубо, не толерантно, но можно попытаться изменить содержание личности, и здесь уже все средства хороши. Примеры известны: терпимость к гомосексуализму, поклонение идолу потребительства, игровое отношение к жизни, распространение нетрадиционных религий, культ тела и другие мощные манипуляторы, рассчитанные на подмену традиционных христианских ценностей.

За 70 лет это не удалось сделать советской власти. Для этого советские деятели были по-просветительски простодушны и прямолинейны. Современные политические манипуляторы — это совершенно иная генерация, но и им тоже не удастся. Для этого нужно полностью вытравить личностное начало в человеке.

Христианская система ценностей обладает той удивительной особенностью, которая позволяет развиваться внутри европейской культуры другим формам культуры и религиозным конфессиям. Эта система ценностей может приниматься или отвергаться, полностью или частично. Для кого-то она является внутренним кодексом поведения, а для кого-то чисто внешним. В любом из случаев она выступает как работающая система ценностей — своеобразной системой отсчета.

Вопросы о том, что такое христианские ценности, каковы они, сколько их, крайне сложные и неоднозначные. Проблематичность этой темы представлена в статье Д. Щербина «Христианские ценности. Что же это такое?» [11]. Неоднозначность этого вопроса определяется разнообразием христианских церквей, различным пониманием Бога, самой христианской церкви, церковных таинств. К этому необходимо добавить, что носителем этих ценностей в практической жизни является человек, который в силу своей сложности, склонности, неоднозначности своего сознания и духовной практики может быть носителем разных типов мировоззрения, в своих интенциях и обыденных поступках может ориентироваться на совершенно различные ценности.

«Бедный я человек! — восклицает апостол Павел. — Что хочу, не делаю. Что не хочу, делаю» [6] (Рим. 7:19, 24). Идеальная конструкция человека оказывается невозможна даже на бумаге. С иронией, доходящей до сарказма, описал А. Чехов в произведении «Человек в футляре» попытку втиснуть человека в идеальную конструкцию. У В. Набокова в «Отчаянье» показана преступная подоплека попытки сделать из себя новую самостность. Данная тематика имеет достаточно много аспектов для того, чтобы претендовать на глубину и полноту изложения. Необходимо выделить один из аспектов, к примеру, мировоззренческий. Из этих позиций следует рассмотреть христианские ценности как работающую систему жизненных ориентиров и приоритетов как на уровне интенции, так и на уровне практической деятельности.

Логика текста требует дать определение понятиям «ценность», «мировоззрение», «мировоззренческая программа». Отдавая себе отчет в рискованности данного предприятия, предложим следующее: мировоззрение — это совокупность принципов и понятий, образов и представлений, которых и через которые человек осознает себя, мир и свое место в этом мире [7, 8]. Ценность — мировоззренческие смыслы, установки, конституирующие личность и ее социальные связи. Чтобы представить христианские ценности не как застывшие формы, а как работающие социальные ценности и константы бытия, необходимо представить их как процесс: и функционирование как процесс, и становление как процесс, потому что жизнь — это тоже процесс (что является предметом отдельной темы).

С этой целью предлагаем ввести новое понятие — мировоззренческой программы. Мировоззренческая программа — это основные мировоззренческие положения в своем становлении и развертывании, сопряженные или предполагающие определенные цели: критика вкуса или незаинтересованность эстетических суждений у Канта [9], незаинтересованность в литературной критике и в критике вообще как рефлексии культуры, достижения объективности в науке, эффективности в прикладных исследованиях, беспристрастность в оценках себя, других людей, событий; в обыденной жизни — жить без трудов и забот, стать большим и добрым начальником, заниматься творческой работой, человеколюбие, попасть в рай... Эти цели могут служить критериями эффективности в различных областях деятельности, так, например, в обыденной жизни — успешности, в прикладных исследованиях — полезности, в предпринимательской деятельности — прибыльности и т. д. В идеальных случаях — полные совпадения такого рода положений, целей и критериев эффективности.

Понятие «мировоззренческая программа» можно определить и следующим образом: мировоззренческая программа — это мировоззренческие идеи и социальные технологии их реализации (воспитание, обучение, воцерковление, агитация, пропаганда, идеологическая работа, информационные потоки, сети социальных коммуникаций и т. д.). Так, к примеру, в тоталитарных сектах применяются социальные технологии на уровне сетевого маркетинга и поварских рецептов до обидного эффективно, и достаточно быстро происходит разрушение личности [12].

ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вышеприведенным разрушительным процессам в обществе могут противостоять традиционные, веками накопленные христианские ценности, мировоззренческие смыслы и духовные константы личностного бытия.

РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ)

В переломные эпохи, а наша эпоха относится именно к переломной и имеет переходный характер, всегда предъявляются повышенные требования к личности человека и для его самосохранения именно как личности. Привлечение внимания читателей к этим вопросам и этой проблематике было главной целью, поставленной в данной статье.

Список литературы Проблемы психологии и ценностно-мировоззренческих установок в современном обществе

  • Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское Общество, 1995. - 1375 с.
  • Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Критика способности суждения / И. Кант. - М., 1994.
  • Коськов С. Н. Мировоззренческая программа, методологическая программа и развитие эпистемологии / С. Н. Коськов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 2. - С. 31-37.
  • Коськов С. Н. Мировоззренческая программа и философия науки / С. Н. Коськов // Среднерусский вестник общест венных наук. - 2014. - № 3. - С. 14-18.
  • Коськов С. Н. Начало и истоки конвенционалистской методологии науки / С. Н. Коськов // Новое в психологопедагогических исследованиях. - 2009. - № 3. - С. 21-28.
  • Коськов С. Н. Единство мировоззрения и методологии - телеологический подход / С. Н. Коськов, С. А. Лебедев // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - № 4-2. - С. 13-19.
  • Коськов С. Н. Конвенционализм как синтез рациональности и антропологичности научного знания / С. Н. Коськов, С. А. Лебедев // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 2009. - № 5. - С. 93-98.
  • Лебедев С. А. Онтология научных теорий / С. А. Лебедев, С. Н. Коськов // Известия Российской академии образования. - 2017. - № 1(41). - С. 20-40.
  • Лосев А. Ф. Платон. Аристотель / А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Молодая гвардия, 2005.
  • Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб., 1994.
  • Щербин Д. Христианские ценности. Что же это такое? / Д. Щербин // IMHOclub.LV, 2014. - URL: http://imhoclub.lv/ ru/material/3177 (дата обращения: 20.02.2016).
  • Коськов С. Н. Ценностно-психологические и мировоззренческие установки христианства как целевые ориентиры адаптации личности к системе европейских ценностей / С. Н. Коськов, Т. В. Серегина, В. В. Чернышенко // Мир образования - образование в мире. - 2017. - № 1(65). - С. 131-140.
  • Коськов С. Н. Субъект познающий и субъект волящий / С. Н. Коськов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2009. - № 4(13). - С. 32-36.
Еще
Статья научная