Проблемы развития культуры насилия в интернет-пространстве

Бесплатный доступ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития деструктивных молодежных сообществ в виртуальном пространстве. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводится в научный оборот понятие культуры насилия, отражены основные черты данного феномена. На основании проведенного анализа молодежных субкультур, активно функционирующих в социальных сообществах в интернете, показано развитие современных молодежных движений, пропагандирующих культуру насилия, на примере таких культурных феноменов, как колумбайнеры и А.У.Е. В статье продемонстрированы каналы и механизмы развития и популяризации сообществ культуры насилия в молодежной среде, а также показаны потенциальные и реальные угрозы со стороны данных сообществ в направлении как психологической безопасности, так и общественной безопасности в целом.

Еще

Культура насилия, интернет-пространство, деструктивный контент, вопросы медиабезопасности, феномен а.у.е.

Короткий адрес: https://sciup.org/142228094

IDR: 142228094

Текст научной статьи Проблемы развития культуры насилия в интернет-пространстве

В настоящее время существенной проблемой в обеспечении общественной безопасности становятся объективно немотивированные вспышки насилия в подростковой среде. Они носят разнообразный характер: массовые драки, насилие одного субъекта по отношению к группе, насилие со стороны группы над одним субъектом, межиндивидуальное насилие и т. п.

Известно, что подростки подвержены формированию установок на агрессивное поведение, дополнительную опасность для них несут:

  • 1)    возможность целенаправленной пропаганды экстремального поведения в интернете;

  • 2)    разжигание агрессии посредством экстремистских лозунгов;

  • 3)    политизация социально-экономических проблем;

  • 4)    романтизация образов «отрицательных героев» (Эрик Харрис, Дилан Клиболд, Филипп Лис, лидеры экстремистских и террористических организаций и др.);

  • 5)    навязывание подросткам идей, пропагандирующих насилие в качестве социальной нормы, путем погружения их в деструктивные ин-тернет-сообщества.

Ряд социальных и политических организаций занимается сегодня целенаправленным формированием «культуры насилия» в подростковой среде.

«Культура насилия» характеризуется следующими чертами:

  • –    насилие рассматривается как не просто допустимый, но поощряемый и самоценный вид деятельности;

  • –    культ силы, лидерства (вождизма), авторитарного характера;

  • –    культ группы, сплоченности, единства (пренебрежение мнением члена группы);

  • –    любые проявления инаковости, несогласия, слабости воспринимаются в качестве причины для применения насилия.

  • –    публичные проявление агрессивности рассматриваются как желательные;

  • –    цель насилия может иметь вторичную значимость;

  • –    размер общественного ущерба не имеет значения.

Проведенное специалистами «Киберлаборатории по вопросам медиабезопасности»1 в 2017 г. исследование популярных аккаунтов и сообществ, пропагандирующих суицидальные идеи в социальной сети «ВКонтакт»2, зафиксировало процессы их трансформации в группы, занимающиеся изучением механизмов кодирования информации, движения, популяризирующие идеи сатанизма (публикация специфической символики и др.) и сообщества, пропагандирующие «культуру насилия» (публикации шок-контента, сцен насилия и др.), в том числе в расчете на подростковую аудиторию (развитие таких субкультур, как «колумбайнеры» и «А.У.Е.»).

Если вербовка в радикальные организации отличается индивидуальным подходом, то главной чертой деструктивных интернет-сообществ является их массовость (процесс обретает «вирусный характер»). Объекты вовлечения либо сами присоединяются к данным сообществам исходя из социально-психологических установок (мода, интересы, проблемы и др.), либо оказываются в зоне внимания кураторов сообществ благодаря размещению на своих страницах соответствующего контента (цитаты, мотиваторы и др.), либо приглашаются в данные сообщества друзьями.

Таким образом, после попадания в эти группы молодые люди уже оказываются внутри системного процесса манипулированием сознанием и поведением.

Мониторинг сообществ, активно популяризирующих идеи насилия среди подростков, позволил зафиксировать в июне — июле 2017 г. их активизацию: динамика прироста сообществ в этот период составляла в среднем от 30 до 90 и более человек за сутки. Уточним, что данные сообщества открыто функционировали с 2008 г. (с появлением и развитием социальных сетей), но ранее активно не занимались открытой саморекламой и не были нацелены на подростков.

В настоящее время «культура насилия» становится все более привлекательной для подростков. Этому способствует в том числе и активное развитие маркетинговых технологий данных сообществ. Например, «челлендж» — озвучивание (подборка в комментариях музыкального сопровождения) участниками сообществ контента, опубликованного администраторами. Зачастую данный контент содержит сцены убийств, терактов, пыток и др. Отметим, что подобный механизм позволяет не только вовлечь участника сообщества в данную группу, но и увлечь его той или иной тематикой, связанной с элементом насилия (подборка музыки требует неоднократного просмотра ролика).

Дополнительным механизмом закрепления подростков в данных сообществах становится предоставление им возможности бесплатно оформить свою «аватарку» — собственную фотографию в социальной сети, которая одновременно является рекламой интернет-сообщества и позволяет участнику выразить солидаризацию с идеями данного сообщества.

Настораживающей тенденцией 2017 года является то, что во многих сообществах, посвященных идеям «культуры насилия» (шок-контенту, «хоррору» и др.), стали активно распространятся видео- и фотоматериалы, посвященные массовым школьным дракам, насилию и издевательству над одноклассниками, оскорблению учителей и др.), где в качестве зачинщиков, «палачей» и участников выступают сами подростки. Отметим, что направленность большинства групп связана не только с распространением идей «культуры насилия», но и с популяризацией псевдоисламской террористической культуры, о чем свидетельствует, например, демонстрация сцен казней, организованных запрещенной в РФ террористической организацией ИГИЛ.

Аналогичным образом в данных сообществах происходит солидаризация с представителями националистических течений (например, «Белый сектор»), что делает потенциально возможным всплеск насилия по признаку расовой неприязни с трансляцией издевательств и пыток в онлайн-режиме (при поддержке администрации данных групп и их участников).

Таким образом, анализ деятельности социальных сообществ в интернете показал увеличение количества групп, популяризирующих идеи «культуры насилия» среди молодежи. Следует отметить, что параллельно с данными сообществами в настоящее время активно развиваются и такие субкультуры, как А.У.Е.3 (трактуется как «арестантский уклад един», равно как «арестант-ско-уркаганское единство») и колумбайнеры, которые также популяризируют идеи насилия и агрессии по отношению к другим (учителям, одноклассникам, правоохранительным органам).

После событий в школе «Колумбайн» в 1999 г. в подростковой среде (вначале в США, а затем и в других странах, включая Россию) начинает формироваться субкультура поклонников Эрика Харриса и Дилана Клиболда (колумбайне-ры). Представители колумбайнеров стремятся воссоздать внешний образ и поведение своих лидеров; оправдывают их действия и формируют мифологию, связанную с событием в школе «Колумбайн». Основные мотивы мифологии:

  • 1)    преступление было возмездием «элитарным» группировкам в школе и отмщением за всех непопулярных в школе учеников4;

  • 2)    преступление было бунтом подростков против несправедливого мира5;

  • 3)    «дело колумбайнеров должно быть продолжено»6;

  • 4)    подобные акции — быстрое решение всех подростковых проблем и отмщение всему несправедливому миру (при мгновенном обретении популярности и «социальной значимости»).

Наиболее радикальные сторонники субкультуры колумбайнеров осуществили впоследствии ряд насильственных акций. Отметим, что всплеск подобных актов в мире наблюдается с 2013 г. (только в США в период 2013–2015 гг. произошло более десяти подобных инцидентов, в которых подростки прямо воссоздавали детали стрельбы в школе «Колумбайн» либо адаптировали модель этого происшествия).

Существует крупное международное сообщество (аналоги которого активно функционируют в отечественном интернете), посвященное массовым убийствам, серийным убийцам и похожим преступлениям; оно называется TCC — True Crime Community. Среди участников этого сообщества популярны не только преступники «Колумбайна», но и убийцы, такие как Чарльз Мэнсон или Джеффри Дамер (убил 17 человек с 1978 по 1991 гг.), из современников — Адам Лэнза, Джохар Царнаев и Дилан Руф, фанаты которого называют себя руфизами (roofies).

Поклонники колумбайнеров постепенно прочно вошли в группу TCC. Ее участники восхищаются прежде всего Диланом, трагическим депрессивным мальчиком 7.

В рунете движение колумбайнеров стало активно развиваться после ряда нападений в школах России (Пермь, Бурятия, Челябинск). Подражать фигурам данной субкультуры становится модным, о чем свидетельствует появление многочисленных «мотиваторов» с призывами к солидаризации с идеями движения, смена собственных имен на имена лидеров (Эрик Харрис, Джеффри Дамер и др.), появление тематических сообществ.

Параллельно с движением колумбайнеров в интернет-пространстве развивается субкультура А.У.Е. Она получила широкую огласку в отечественных СМИ за последние полтора года. В настоящее время можно утверждать, что феномен А.У.Е. представляет молодежную полукрими-нальную сетевую структуру, отдельные элементы которой (вплоть до конкретных «ячеек» и даже отдельных исполнителей) могут существовать автономно (и даже не догадываться о существовании друг друга). Данная субкультура активно развивается на просторах социальных сетей и представляет феномен «толпы без лидера».

Отметим, что в отличие от движения ко-лумбайнеров, сторонники А.У.Е. в достаточно мягкой версии пропагандируют идеи насилия, самосуда, нетерпимости в отношении с правоохранительными органами, что в дальнейшем может вылиться в акты агрессии со стороны молодежи к представителям государственной власти, а также использоваться в качестве механизма-агрессора на различных акциях, связанных с протестными движениями.

Таким образом, проведенный анализ развития феномена «культуры насилия» в интернете показал планомерный рост числа данных сообществ в молодежной среде, что потенциально несет угрозы как со стороны психологической безопасности самих подростков, так и со стороны общества (перенос виртуальных идей насилия на реальную жизнь) в целом.

Список литературы Проблемы развития культуры насилия в интернет-пространстве

  • http://resurs-center.ru/analiticheskiy-doklad-kanaly-i-mehanizmy-propagandy-suicidalnogo-povedeniya-sredi-podrostkov-v-seti
  • интервью: https://meduza.io/feature/2018/01/19/povtoryayaimya-ubiytsy-mydelaem-iz-nego-zvezdu
Статья научная