Проблемы совершенствования организационного устройства и форм деятельности полиции на железнодорожном и водном транспорте
Автор: Мамлеева Дилара Радиковна
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Статья в выпуске: 4 (46), 2016 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена особенностям обеспечения правопорядка и общественной безопасности на речных, морских и железнодорожных коммуникациях. Рассматриваются основные проблемы совершенствования организации и деятельности органов полиции на транспорте во второй половине XIX столетия. Особое внимание уделено специфике кадровой политики устройства транспортной полиции, основным формам и методам ее работы. Рассматриваются специфические задачи и полномочия транспортной полиции. Автор исследует нормативную базу организации и деятельности транспортной полиции в рассматриваемый период, основные способы и приемы обеспечения правопорядка на транспортных магистралях страны. Анализируются особенности деятельности водной и железнодорожной полиции в борьбе с забастовочным и революционным движением. В статье раскрываются основы применения гласных и негласных методов работы транспортной полиции в преступной среде на объектах транспортной инфраструктуры.
Железнодорожные коммуникации, охрана правопорядка на транспорте, полицейский надзор, речная полиция, железнодорожные полицейские управления, портовые жандармские команды
Короткий адрес: https://sciup.org/142233852
IDR: 142233852
Текст научной статьи Проблемы совершенствования организационного устройства и форм деятельности полиции на железнодорожном и водном транспорте
Сложившаяся во второй половине XIX столетия особая внутриполитическая обстановка в стране, бурное строительство железнодорожного полотна, совершенствование водного транспорта и речного судоходства определили особое место и специфику организационно-

правового статуса транспортной полиции в системе других полицейских учреждений. Главная особенность данных подразделений заключалась в том, что они выполняли функции по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности в значительном отдалении от населенных пунктов [4, с. 145].
Высочайшим указом от 27.06.1867 г. было организовано структурное подразделение столичного полицейского управления - речная полиция, в ведение которой находились все реки и каналы России. Состояла речная полиция из управляющего, трех его помощников, необходимого числа нижних чинов по штату и команды матросов и морских унтер-офицеров сверхсрочной службы, ежегодно назначаемых Морским Министерством. Офицеры в основном были из бывших морских офицеров, по тем или иным причинам оставивших службу на флоте. Управляющий речной полиции назначался из штаб-офицеров флота по соглашению градоначальника с начальником главного морского штаба [11, с. 320].
В описываемый период, существовала необходимость в организации специального полицейского надзора в портах, на реках в городах, являющихся важными речными пристанями. Так, в 1885 г. прошла первая с момента создания Санкт-Петербургской речной полиции реорганизация в сторону увеличения ее штатной численности. Учреждена должность младшего помощника управляющего речной полиции, добавлены два старших и 10 младших городовых - матросов. А в 1887 г. компетенция речной полиции была распространена также на Морской канал и Новый порт Санкт-Петербурга. В дальнейшем последовали распоряжения об оказании первой помощи утопающим, несении постовой службы, об обязанностях речной полиции по тушению пожаров на воде.
В 1891 г. в портовых городах и приморских торговых портах была учреждена «портовая полиция», основная сфера деятельности которой была надзорная функция в отношении торгового мореходства и торговли на пристанях и морском побережье. Руководство портовой полицией было возложено на портовое управление, высшим должностным лицом которого был капитан над портом. В мае этого же года утверждается «Положение об административном заведывании портовым мореходством и о полиции в приморских торговых портах». Применительно к этому положению, составлены штаты портовых управлений в Риге (1893 г.), Одессе (1893 и 1894 гг.), Санкт-Петербурге (1895 г.). Расширены штаты речной полиции в Петербурге (1885 г.), Нижнем Новгороде (1882 и 1900 гг.) и Рыбинске (1885 г.) [5, с. 134].
В 1894 г. было принято «Положение о портовой полиции в военных портах Империи», согласно которому, для охраны адмиралтейств, верфей, гаваней, а также всех прилегающих объектов, зданий и сооружений в военных портах государства учреждалась особая портовая полиция, состоящая из портовых надзирателей, портовых старшин и портовых полицейских. К Положению была приложена особая инструкция, описывающая основные полномочия транспортной полиции непосредственно в портах Империи [7, с. 1-4].
В соответствии с инструкцией чины портовой полиции несли охранную службу в пределах установленной компетенции. К основным ее направлениям деятельности относились охрана общественного порядка и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на определенных участках порта, обеспечение безопасности и сохранности государственного и частного имущества, находящегося во вверенной им территории, производство дознания по преступлениям и правонарушениям в адмиралтействе или гавани, принятие необходимых мер по спасению людей, судов и груза при кораблекрушениях, принятие необходимых мер как к исполнению установленных узаконений и распоряжений, так и к пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, разрешение гражданских споров по торговому мореходству и морским промыслам, а также принятие мер по предупреждению и тушению пожаров [1, с. 6-8]. В целом, водная полиция представляла собой особый, возможно «специфический» полицейский орган, деятельность которого направлена на выполнение определенных функций как на водном пространстве, так и на прилегающей портовой территории.
Охрану общественного порядка на железнодорожных коммуникациях обеспечивали жандармские полицейские управления железных дорог. С этой целью для полицейского надзора по линиям железных дорог создавались особые полицейские управления. Состав управления включал начальников полицейских управлений, участковых обер-офицеров и нижних чинов, в установленном для каждой линии количестве. Штаб и офицерские чины полицейских управлений назначались и увольнялись по распоряжениям Шефа жандармов, а нижние чины – Штабом Корпуса жандармов. Офицеры отбирались из числа тех, которые получили достаточное образование, владеющие знаниями иностранного языка, так или иначе отличающиеся своими профессиональными способностями и благонадежностью [2, л. 85–86].
Жандармские полицейские управления железных дорог являлись органами, контролирующими и обеспечивающими, прежде всего, охрану общественного порядка на железнодорожных магистралях. Несмотря на то, что управления эти входили в состав Отдельного корпуса жандармов, бывшего полицией политической, они выполняли функции общей полиции. Вследствие активного развития железнодорожной сети жандармские полицейские управления железных дорог к концу XIX столетия стали самыми крупными подразделениями Корпуса жандармов. Данное обстоятельство основывалось на том, что, во-первых, по численности личного состава они в несколько раз превосходили все остальные части Корпуса вместе взятые, во-вторых, по объемам территориальности – их деятельность охватывала территории нескольких губерний, отведенные под железные дороги.
К середине 1867 г. было сформировано 22 жандармско-полицейских управления на железных дорогах, но, а к концу столетия происходит увеличение как штатной численности, так и самих железнодорожных полицейских управлений и охрану порядка на транспорте осуществляли 29 жандармских управлений с отделениями на крупных станциях.
Важное внимание в деятельности транспортной полиции уделялось вопросам противодействия революционным волнениям в государстве. Самодержавие переживало острый и глубокий кризис, выразившийся в его неспособности управлять страной через существующие органы. С этого момента, на министра внутренних дел возлагалось заведывание Отдельным корпусом жандармов на правах шефа жандармов [5, с. 110–111]. В сложившейся кризисной общественно-политической ситуации правительству необходимо было определить основы применения транспортной полицией более гибких форм и методов деятельности в борьбе с революционным и забастовочным движением. Возрастает роль и значение негласных методов работы транспортной полиции в преступной среде на транспортных магистралях страны.
Важное внимание в деятельности транспортной полиции уделялось противодействию революционным выступлениям. В 1878 году были утверждены Правила по принятию необходимых мер в целях обеспечения общественного спокойствия и безопасности, которые предоставили чинам транспортной полиции право ареста лиц, подозреваемых в государственных преступлениях и привлекаемых за участие в объединениях, имеющих политический характер. С этой целью, чинами транспортной полиции осуществлялось агентурное наблюдение за деятельностью различных форм организаций, интеллигенции, а также набиравшим активность рабочим движением. В этот период организационно оформилась партия «Народная воля», взявшая на вооружение индивидуальный террор как главное средство борьбы. Росло число покушений на императора и других государственных деятелей [6, с. 14].
Данные обстоятельства вынудили власть объединить усилия всех жандармско-полицейских органов для борьбы с революционным движением, а также принять решение о расширении компетенции полицейских органов. Царским правительством был принят ряд законов, направленных на подавление роста революционного движения в России, что в значительной мере отразилось и на положении Отдельного корпуса жандармов в целом и его со-
ставной части – транспортной жандармерии. Так, 14. 08. 1881 г. Комитетом министров было принято «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» [8, с. 223]. Его нормы наделили сотрудников транспортной полиции правом осуществления наблюдения за железнодорожными станциями во время остановок поездов, а также правом на арест лиц, вызывающих подозрение в причастности к государственным преступлениям. Согласно Положению устанавливался правовой режим усиленной и чрезвычайной охраны, объявляемый в случае необходимости в отдельных местностях или на территории всей Империи [9, с. 320]. На территории, которая объявлялась как «положение усиленной охраны», чинам транспортной полиции предоставлялись широкие полномочия, в число которых входило право арестовывать, штрафовать и высылать в административном порядке «подозрительных лиц».
Значимую роль в совершенствовании деятельности транспортной полиции занимали «Полицейские железнодорожные правила» [10, ст. 692]. Основное назначение Правил заключалось в обеспечении безопасности движения поездов на железных дорогах. В них ясно и детально определялись функции чинов транспортной полиции, направленные на наблюдение за железнодорожными сооружениями и недопущение к ним посторонних лиц, а также оказание помощи пострадавшим лицам при крушениях поездов, проверка качества продуктов, продававшихся в стадионных буфетах и надзор за продажей газетных изданий на станциях. В итоге, в целях качественного выполнения установленных задач чины транспортной полиции должны были практически все свое время на службе находиться в разъездах по объектам строительства. Прибыв на место, они тщательно знакомились со своим участком по плану и на местности, объезжали участки прокурорских, следственных и судебных властей для организации с ними взаимодействия. На основании Правил был расширен круг обязанностей и начальников жандармских полицейских управлений железных дорог. Им предписывалось устанавливать паспортные правила для всех участников строительства, издавать необходимые обязательные постановления по устройству и содержанию помещений для работы, о времени и порядке денежного расчета со строителями, о санитарных мерах, о врачебной помощи.
Говоря о совершенствовании организационной структуры железнодорожной полиции, необходимо отметить, что раздел IV Свода военных постановлений 1869 г. установил общее построение Корпуса жандармов и, соответственно, службы полиции на транспорте. Согласно ст. 285 данного документа в составе Отдельного корпуса жандармов, помимо железнодорожных полицейских управлений, существовали конно-полицейские части, дивизионы и конные городские команды, обязанностью которых являлось несение патрульно-постовой службы в столице, а также на стратегически важных объектах транспорта. В случаях сложной оперативной обстановки в городе в помощь транспортной полиции выделялись пешие или конные жандармские патрули, как правило, несшие службу на наиболее сложных маршрутах [12, с. 2– 3]. В целом, в рассматриваемый период завершилось структурное построение железнодорожной полиции. Ее организация стала выглядеть следующим образом: главенствующее место в иерархичной системе транспортной полиции занимало жандармское полицейское управление железных дорог, которое являлось управлением военного министерства и находилось в составе Отдельного корпуса жандармов; общее руководство деятельностью жандармских полицейских управлений осуществлял командир Корпуса; ниже расположились отделения жандармских полицейских управлений; и самыми небольшими подразделениями были установлены унтер-офицерские пункты. В составе унтер-офицерского пункта находились два и более унтер-офицера, которые несли самостоятельную службу [3, с. 190–191].
Одним из основных элементов эффективной деятельности транспортной полиции являлась тщательно продуманная и скоординированная кадровая политика организации железнодорожной жандармерии и речной полиции. Подбор кадров этого времени осуществлялся «Положением о Корпусе жандармов» (1867 г.); «Правилами для определения в Корпус жандармов вновь поступающих лиц» (1871 г.) и отличался особой жесткостью. На службу в транспортную полицию принимались лица православного вероисповедания, в возрасте не моложе двадцати четырех лет, не имеющие судимости и денежных долгов. Высший начальствующий состав назначался приказами по военному ведомству, а остальных офицеров распределяли по распоряжению командира Корпуса. Отбор кандидатов для последующего назначения в железнодорожные управления осуществлял лично шеф жандармов. О каждом принимавшемся в железнодорожные полицейские управления офицере собирались подробные сведения относительно благонадежности, прежнем месте службы и личных качествах. Анкетные данные жандарма должны были быть безупречными.
Таким образом, на данном этапе завершается формирование организационной структуры транспортной полиции, форм и методов ее работы. Принимаются нормативно-правовые акты, определяющие специфику службы в полиции ведомственного предназначения. Определяется круг решаемых транспортной полицией задач на основных направлениях транспортных магистралей России.
Список литературы Проблемы совершенствования организационного устройства и форм деятельности полиции на железнодорожном и водном транспорте
- Временное Положение об управлении Одесским портом и о портовой полиции. Одесса, 1890.
- ГАРФ, ф. 110, оп. 2, д. 2276, л. 85-86.
- Литвинов Н.Д. Борьба с терроризмом на железнодорожном транспорте Российской империи. Воронеж, 2000.
- Мамлеева Д.Р., Мугинова З.Р. Особенности компетенции и структуры органов полиции на транспорте в первой половине XIX века / Правовое государство: теория и практика. 2014. № 3 (37). С. 144-148.
- EDN: SNJZTF
- Министерство внутренних дел. 1802-1902. Исторический очерк (репринтное издание). М., 2002.