Проблемы управления социально-экономическими процессами (человеческим развитием) региона

Автор: Морозова Ирина Анатольевна

Журнал: Регионология @regionsar

Рубрика: Территориальное управление

Статья в выпуске: 2 (51), 2005 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме отставания уровня жизни населения от темпов экономического роста, а также точкам сопряжения экономической и социальной составляющих общественного развития на региональном уровне. Автор пытается осветить причины, определяющие многомерность векторов экономического развития и повышение качества жизни населения.

Короткий адрес: https://sciup.org/147222168

IDR: 147222168

Текст научной статьи Проблемы управления социально-экономическими процессами (человеческим развитием) региона

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ (ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ) РЕГИОНА

В последние годы наука уделяет большое внимание не только проблемам экономического роста, но и вопросам сопряжения роста экономических показа телей с улучшением социальной ситуации, качества жизни населения. С этих позиций управление регионом может рассматриваться как управление развитием социальной общности людей. Под последней мы понимаем население территории, объединенное социальными, экономическими, производственными, культурными и другими связями, условиями и качеством человеческой жизни, процессами человеческого развития на основе эффективного использования всех имеющихся в распоряжении региона ресурсов с учетом влияния базовых факторов, характеризующих общественное воспроизводство в регионе1 Главным компонентом социальной общности выступает человек как социальное существо, растущий и совершенствующийся как личность, имеющий в условиях конкретной территории соответствующие условия реализации своего развития. С рассматриваемых позиций региональное управление выступает как управление условиями человеческой жизни, направленное на эффективное использование всех видов местных ресурсов, которые следует рассматривать как базовые факторы, характеризующие взаимосвязь производства, воспроизводственной структуры и инфраструктуры. По значениям показателей, характеризующих эти факторы, можно судить об эффективности общественного воспроизводства в регионе, уровне и качестве жизни.

МОРОЗОВА Ирина Анатольевна, доцент кафедры экономики и менеджмента Волгоградского государственного университета, кандидат экономических наук.

Все базовые факторы можно условно разделить на две группы. К первой относятся человеческие, природные, технические, увязанные с особенностями территории и дифференцирующие регионы по природно-климатическим условиям и структуре производства. Ко второй группе — всеобщие факторы (индикаторы) — информационные, организационные и институциональные, действующие на любой территории независимо от уровня развития ее производительных сил и отражающие всеобщие связи. Это по природе своей интегрирующие факторы. Важно отметить, что все выделенные факторы имеют сложную причинно-следственную связь, а их комбинации предполагают возможность получения различных результатов при равных совокупных затратах, т.е. оптимизация их сочетания позволяет получить максимально высокий по эффективности результат. Кроме того, важна капитализация этих факторов в условиях современного развития. Причем все факторы становятся капиталом не по своей природе, а в силу освоения их человеком в процессе воспроизводства собственной жизнедеятельности. Так, например, человеческий капитал зависит от природного и технического факторов, выступающих его естественным и искусственным материальным базисом, но в такой же степени зависит от институционального, финансового и информационного капиталов, необходимых для его формирования.

Использовать эти факторы для оптимизации управления социально-экономическим развитием региона весьма продуктивно потому, что уровень социально-экономического развития региона, как и благосостояния (качества жизни) населения, невозможно в полной мере выразить тем перечнем показателей, который сегодня применяется. Так, например, такие показатели, как динамика номинальной и реальной заработной платы, лишь отчасти могут свидетельствовать о реальном уровне жизни населения. Валовой региональный продукт (ВРП) включает в себя всю совокупную стоимость продукции, созданной за год в регионе, но не является показательным для определения уровня жизни населения региона. Складывается впечатление, что данный показатель оценивает только вклад региона в экономику страны и мало влияет на рост благосостояния его населе- ния, что не может не подрывать экономических стимулов регионального развития. Другими словами, используемые сегодня показатели социально-экономического развития слабо коррелируют между собой экономические и социальные процессы, которые часто развиваются разнонаправленно.

Использование же метода многоцелевой оптимизации по предложенным социально-экономическим индикаторам для измерения уровня развития региона, особенно с учетом взаимовлияния и взаимозависимости этих целевых индикаторов, на наш взгляд, позволит более прочно увязать социальные и экономические процессы, происходящие на территории.

Наибольший интерес представляют человеческие факторы, поскольку именно они являются основополагающими для воспроизводственных процессов и непосредственно связаны с уровнем и интенсивностью человеческого развития. Подход к региону как к социуму выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры).

Для характеристики человеческих факторов могут быть использованы балансы населения, трудовых ресурсов, денежных доходов и расходов населения. Баланс населения основывается на движении населения в дотрудоспособ-ном, трудоспособном и послетрудоспособном возрастах. При построении баланса учитывается естественное и механическое движение населения. Баланс трудовых ресурсов определяется численностью трудоспособных в трудоспособном возрасте с поправкой на работающих пенсионеров. Расходная часть баланса — численность занятых. Показатель численности неработающего населения, пронормированный к численности экономически активного населения, может быть включен в основные индикаторы оценки развития региона. Баланс доходов и расходов населения включает доходы от трудовой деятельности, социальные трансферты, доходы от Центрального банка и пр. В расходах выделяются затраты на оплату товаров и услуг, обязательные платежи, сбережения. Результирующим показателем является превышение доходов над расходами.

К техническим факторам следует относить производственные ресурсы региона, объем производственных мощностей (объем основных фондов, инфраструктуру, научно-технический потенциал региона, систему материально-технического снабжения, отраслевую структуру территории). В качестве основных индикаторов в этой группе могут быть использованы параметры и коэффициенты объемов выпуска продукции в регионе; конечного спроса в регионе; продукции, которая может быть получена с имеющихся в регионе мощностей; локализации (специализации) производства в регионе; душевого производства; дефицитности мощностей.

При рассмотрении природных факторов региона в их состав обычно включают экономико-географическое положение, локализованные ресурсы (минерально-сырьевые, энергетические, биологические, водные), климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка.

К основным интегрирующим факторам, отражающим всеобщие связи хозяйственной деятельности, предлагается отнести в первую очередь информационные, институциональные и коммутативные (инфраструктурное обеспечение). Институциональная составляющая регионального развития — это институты регулирования. Институциональный капитал социализирует человека, определяет его поведенческие нормы и ценности. Рыночная экономика вызвала к жизни огромное разнообразие институциональных форм жизнедеятельности, часто основанных на взаимодействии субъектов различных территорий. Сегодня именно это многообразие (единство общественных форм и специфических (региональных)) во многом определяет устойчивость регионального развития. Информационные факторы обеспечивают качественное преобразование общества в информационное, а экономику — в экономику «знания» на основе получения, передачи и переработки информации о новых знаниях и технологиях. Одной из приоритетных задач сегодня становится формирование общедоступного рынка информационных ресурсов как на государственном, так и региональном уровне.

Выше уже подчеркивалось, что все видовые формы рассмотренных факторов приобретают форму капитала в силу общественной необходимости их участия в процессе общественного воспроизводства. На наш взгляд, наиболее важно, что эти факторы как части одного целого капитала оказывают непосредственное влияние на сам человеческий капитал, его воспроизводство, формирование, сохранение и развитие. То есть человек не только создает сегодня новые формы капитала, но и постоянно преобразует и совершенствует их в процессе собственного развития. Все это лишний раз подтверждает необходимость поиска новых подходов к региональному развитию.

Причин, объясняющих нескоординированность, а часто и разнонаправленность векторов экономического роста и качества жизни, достаточно много. Наиболее существенными, на наш взгляд, являются: во-первых, увеличение прожиточного минимума как в целом по стране, так и в регионах, повысило порог бедности, что увеличило долю населения с доходами ниже прожиточного минимума; во-вторых, агрессивная политика естественных монополий и неспособность власти защитить население, в значительной степени пострадавшее от этой политики; в-третьих, рост производства носит компенсационный характер, так как уровень его развития составляет сегодня не более 60 % от уровня 1991 г.; в-четвертых, сохранение практики чрезмерного вмешательства государства в те сферы, где его контроль не нужен, и отсутствие контроля там, где он «жизненно необходим».

Исходя из вышесказанного возникает, на наш взгляд, необходимость формирования механизма сопряжения социальной и трансформационной сфер, который основывался бы на признании приоритетности достижения положительной динамики в качестве жизни населения над простым ростом экономического потенциала территории2

Кроме того, необходима четкая корреляция выделения средств на функционирование социальной сферы из реальной экономики, при которой эти средства выделялись бы только под решение строго определенных задач. Близкую позицию высказывает Р.И.Шнипер, говоря о том, что в основе механизма регионального развития должны находиться социальные программы3

Экономический рост в регионе зависит от факторов предложения и спроса. Как правило, действие одних ин- дикаторов детерминировано действием других. Это часто приводит к тому, что усиление действия одного из индикаторов в значительной степени может ухудшить показатели другого. Исходя из этого следует стремиться к тому, чтобы конкретные их сочетания максимизировали конечный результат при прочих равных условиях. И, конечно, необходимо помнить, что конечный результат — это создание наилучших условий жизнедеятельности человека, а также благоприятных предпосылок развития человеческого потенциала региона и сохранения совокупного человеческого капитала. Таким образом, для достижения устойчивого экономического роста в регионе необходимо построение такого механизма управления имеющимся ресурсным потенциалом, который в полной мере учитывал бы специфику процессов социализации, гуманизации местного сообщества и процессов воспроизводства совокупного человеческого капитала.

Образование макрорегионов в рамках федеральных округов — новое для современной России явление. Макрорегионы становятся интегрированными единицами нового деления отечественного хозяйственного пространства. Их основная задача — координация деятельности и формирование общей политики хозяйственных субъектов различного уровня развития. Так был образован и Южный федеральный округ (ЮФО). Он обладает значительным, но неоднородным потенциалом социально-экономического развития, который используется далеко не в полной мере. Анализ качественных показателей факторов, о которых шла речь выше, относительно других макрорегионов Российской Федерации показывает преобладание экстенсивного использования потенциала, отставание в характеристиках, составляющих прогрессивные компоненты роста и развития (табл. 1).

Основными проблемами, тормозящими процесс модернизации хозяйственной системы на Юге страны, являются значительная дифференциация хозяйствующих субъектов по уровню социально-экономического развития, наличие депрессивных, стагнирующих регионов (республики Северного Кавказа и Калмыкия), чем обусловлен «неровный» характер экономического пространства региона. Показатель

Таблица 1

Рейтинг факторов развития Южного макрорегиона России относительно других макрорегионов РФ4

Показатели развития факторов

Рейтинг среди макрорегионов

Человеческий фактор

Экономически активное население3

Плотность населения2

Коэффициент естественного прироста4

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении2

Среднедушевые денежные доходы7

Площадь жилья, приходящаяся на одного жителя5 — 6

Удельный вес городского населения в общей численности7

Природный фактор

Лесные ресурсы7

Площадь сельскохозяйственных угодий4

Выбросы загрязненных веществ в атмосферу7

Добыча нефти4

Добыча газа3

Технический фактор

Уровень износа основных фондов5

Густота железнодорожных путей2

Густота автодорог с твердым покрытием3

Внутренние затраты на НИОКР6

Затраты на технологические инновации7

Институциональный фактор

Уровень безработицы7

Удельный вес убыточных предприятий7

Численность студентов вузов4

Число зарегистрированных преступлений на 100 000 жителей5

Организационный фактор

Число предприятий и организаций3

Объем продукции, произведенной малыми предприятиями6

Число крестьянских (фермерских) хозяйств1

Информационный фактор

Наличие квартирных телефонов5

Уровень информационной активности организаций7

Количество комьютеров на 100 работающих6 — 7

инвестиционной обеспеченности региона в расчете на душу населения в 1,54 раза ниже среднего по Российской Федерации (5,273). В ЮФО самый низкий в РФ уровень до- ходов населения вследствие безработицы, деградации человеческого капитала и политических конфликтов. Так, доля населения с доходом ниже прожиточного минимума в Дагестане составляет 63 %; Ингушетии — 95,1; Калмыкии — 78 % (при 29 % в среднем по России). Имеет место значительная инерция в процессах инновационной модернизации основного производства и инфраструктурных отраслей (транспорта и связи). Даже у «инновационного лидера» Юга России — Волгоградской области — доля инновационной продукции в общем ее объеме не превышает 2,3 %. Значителен уровень декапитализации основных отраслей экономики, который характеризуется старением и износом основных фондов (табл. 2), разрывом технологических и хозяйственных цепочек, оттоком высококвалифицированных специалистов из промышленности по причине низкой оплаты труда.

Таблица 2 Уровень износа основных фондов по отраслям экономики на начало 2004 г., %5

Территория

Всего

Промышленность

Сельское хозяйство

Строительство

Транспорт

Связь

ЮФО

46,5

52,7

51,5

45,5

52,2

39,4

Республика

Калмыкия

36,9

52,3

48,2

50,5

19,4

54,2

Астраханская обл.

43,6

38,3

49,3

47,5

53,9

34,9

Волгоградская обл.

50,8

56,7

52,9

54,8

57,7

39,9

Ростовская обл.

49,9

53,0

54,7

44,9

57,6

44,7

Кроме того, в числе основных негативных моментов, сдерживающих уровень социально-экономического развития ЮФО, можно назвать низкий уровень развития инфраструктурной составляющей, воспроизводство институциональных противоречий, сохранение социальной напряженности и точек генерации конфликтов.

Учитывая эти проблемы и опасные тенденции, мы видим возможность и необходимость дальнейшего развития региона с учетом соблюдения некоторых императивов. Любое преобразование должно, как минимум, не ухудшать достигнутых параметров социального развития и стандартов уровня жизни населения. Стратегия развития должна осно- вываться на обеспечении конституционных основ социально ориентированной рыночной экономики. Социально-экономическое развитие должно обеспечивать такой режим генерации новых поколений, который позволит перейти к воспроизводству качественно нового человеческого капитала региона.

Необходимо не жесткое управление с точно поставленными целями, а направление естественных процессов самоорганизации в желаемое русло развития, которое обеспечит стабильность общественной жизни и поступательность социально-экономического роста.

Список литературы Проблемы управления социально-экономическими процессами (человеческим развитием) региона

  • Шишаков О.В., Гузев М.М., Ломовцева О.А., Попов Р.А. Социо-природохозяйственные контуры регионального человеческого развития. Волгоград, 2001. С. 6.
  • Мироедов А.А. Необходимость повышения координирующей роли регионального управления. Владимир, 2001. С. 84.
  • Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск, 1996. С. 27.
  • Шишаков О.В. О стратегии развития Южного макрорегиона России. Волгоград, 2003. С. 34.
  • Таблица составлена по данным журнала «Эксперт» за 2003-2004 гг.
Статья научная