Проблемы внутренней и внешней трудовой миграции в России
Автор: Минаков А.В., Долгушина А.В.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 12-1 (118), 2024 года.
Бесплатный доступ
Миграционная политика в России сталкивается с проблемами регулирования миграционных потоков, социальной адаптации мигрантов, возникновением социальной напряженности в обществе, проблемами в правовой сфере. Цель исследования - изучение проблем внутренней и внешней трудовой миграции в России. Были исследованы основные тенденции и выявлены проблемы миграционной политики в РФ за 2019-2023 гг. Сделаны выводы, что в течение последних лет на масштабы миграционных процессов в РФ негативное влияние оказывало влияние распространение пандемии COVID-19 и геополитические процессы. В 2023 г. наметился тренд на рост внутренней и внешней миграции, числа выданных трудовых патентов для иностранных граждан, но в то же время выросло число нарушений миграционного законодательства. Для решения проблем внутренней и внешней трудовой миграции в России необходимо совершенствование миграционного законодательства, улучшение социальной интеграции мигрантов, улучшение структуры миграции и т.д.
Трудовая миграция, внешняя миграция, внутренняя миграция, миграционные потоки, проблемы миграции, миграционная политика
Короткий адрес: https://sciup.org/170208838
IDR: 170208838 | DOI: 10.24412/2411-0450-2024-12-1-159-167
Текст научной статьи Проблемы внутренней и внешней трудовой миграции в России
Совершенствование государственной миграционной политики способствует повышению уровня развития экономики, обеспечению ее качественным трудовыми ресурсами, решению вопросов нехватки рабочих рук, но одновременно и укреплению национальной безопасности. При этом, глобальные социально-экономические различия между территориями являются движущей силой миграционных потоков, которые, будучи как добровольными, так и вынужденными, обусловлены широким спектром факторов, включая экономические, экологические и социальные.
Надо отметить, что, хотя трудовая миграция стимулирует развитие стран-реципиентов, обеспечивая как приток необходимой рабочей силы, так и вклад высококвалифицированных специалистов в научно-технологический прогресс, она приносит в то же время и экономические выгоды странам-донорам посредством денежных переводов и трансфера знаний. Однако, неэффективная государственная политика в этой сфере влечет негативные последствия для рынка труда, может вызвать межэтническую напряженность, рост нелегальной занятости и теневой экономики. Именно поэтому интеграция миграционной политики в стратегию национального развития позволяет минимизировать риски и максимизировать выгоды от миграционных процессов.
Для России актуальным является решение проблемы дефицита кадров на рынке труда за счет трудовой миграции - как внутренней, так и внешней.
Миграция представляет собой пространственное перемещение населения, пересекающего административные границы территорий с целью смены места жительства, как постоянного, так и временного [1]. Согласно исследованиям С.Ф. Большенко и соавторов, миграционные потоки преимущественно направляются в регионы с высоким уровнем социально-экономического развития, обеспечивающие расширенные возможности в образовательной, профессиональной и культурнобытовой сферах, а также в здравоохранении [2].
Экономические соображения являются основным фактором миграционных перемещений. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года под трудовой миграцией понимается временное переселение с целью трудо-устройства[3]. В условиях глобализации, трудовая миграция выступает значимым фактором экономического развития и усиливаю- щейся взаимозависимости государств, оказывая воздействие на человеческий капитал как стран-доноров, так и стран-реципиентов мигрантов.
Определение трудового мигранта, как лица, осуществляющего оплачиваемую деятельность за пределами своей страны гражданства, принятое Международной организацией труда, дополняется Статистическим отделом ООН, согласно которому иностранный работник - это лицо, легально допущенное принимающим государством для выполнения оплачиваемой экономической деятельности на его территории [4, 5].
Внутренняя миграция, согласно М.А. Троянской, характеризуется перемещениями внутри страны, в отличие от внешней (международной), предполагающей пересечение государственных границ [6].
Ключевыми целями российской миграционной политики являются регулирование миграционных потоков и защита национального рынка труда.
Миграционные процессы в России регламентируются рядом нормативно-правовых актов, ключевыми из которых являются Конституция [7], согласно которой граждане страны свободны в выборе мест пребывания, Трудовой кодекс РФ [8], Федеральный закон
«О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» [9], Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [10], Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [11] и др.
Е.А. Долгих и Т.А. Першина отмечают тесную взаимосвязь трудовой миграции с региональными потребностями в рабочей силе, развитием инфраструктуры и уровнем жизни [12].
По мнению Р. Ульмасова и Н. Курбанова, современная российская экономика, особенно строительный и аграрный секторы, характеризуется значительной зависимостью от миграционного притока, обусловленного дефицитом низко- и среднеквалифицированных кадров [13].
Результаты исследования
Миграционные потоки в Россию в 2020 году существенно сократились под воздействием пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничений, а в 2022-2023 гг. - в результате геополитической нестабильности. Минимальный показатель миграционного прироста населения был зафиксирован в 2022 году, незначительное увеличение в 2023 году не компенсировало снижение по сравнению с 2019 г. и 2021 г. (рис. 1).

Рис. 1. Динамика миграционного прироста населения в РФ [14]

Дальневосточный федеральный округ
■ Сибирский федеральный округ
-
■ Уральский федеральный округ
-
■ Приволжский федеральный округ
-
■ Северо-Кавказский федеральный округ
■ Южный федеральный округ
-
■ Северо-Западный федеральный округ
-
■ Центральный федеральный округ
Рис. 2. Динамика миграционного прироста за счет передвижений в пределах России по федеральным округам, тыс.чел. [14]
Если рассматривать внутреннюю миграцию по РФ, то наиболее привлекательными округами в 2019-2023 гг. были Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа. Здесь за анализируемый период времени число прибывших мигрантов превышало число выбывших. В 2023 г. впервые с 2019 г. округом с миграционным приростом за счет передвижений в пределах России стал
Уральский федеральный округ. Все остальные округа в течение последних 5 лет покинуло больше человек, чем въехало (рис. 2).
Что касается внешней миграции, то только в трех округах была зафиксирована миграционная убыль в Северо-Кавказском (в 2020 г., 2022-2023 гг.), в Сибирском (в 2022 г.), в Дальневосточном (в 2023 г.) (рис. 3).

■ Сибирский федеральный округ
■ Приволжский федеральный округ
■ Южный федеральный округ
■ Центральный федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
■ Уральский федеральный округ
■ Северо-Кавказский федеральный округ
■ Северо-Западный федеральный округ
Рис. 3. Динамика миграционного прироста за счет международных передвижений по федеральным округам РФ, тыс.чел. [14]
Значительная часть мигрантов меняют место жительств с целью трудоустройства и находятся в трудоспособном возрасте, однако их доля с 2019 г. по 2023 г. ежегодно снижа лась (рис. 4).


период
Рис. 4. Динамика доли мигрантов трудоспособного возраста в общей численности мигрантов в РФ, % [15]
Общее снижение показателя за 4 года составило 1,9 п.п.
Число трудовых мигрантов сменивших место жительства внутри страны росло в 2021 г.
и 2023 г. Максимальное значение показателя было зафиксировано в 2021 г. – 424,9 тыс. чел., а минимальное – в 2022 г. – 215,5 тыс. чел. (рис. 5).

Рис. 5. Динамика внутренней трудовой миграции в РФ, тыс.чел. [15]
В 2019 году в Россию прибыло 4,1 млн иностранных граждан с целью трудоустройства. После резкого сокращения этого показателя в первый год пандемии, к 2023 году наблюдалось его восстановление и превыше- ние допандемийного уровня. На протяжение всего анализируемого периода число выбывших иностранных работников из России было значительно меньше, числа приехавших, особенно в 2020 году (рис. 6).

Рис. 6. Динамика числа иностранных граждан, прибывших в Россию с целью работы, и выбывших из нее, чел. [15]
Среди иностранцев, прибывших в Россию с целью работы, преобладали граждане стран СНГ, что связано с безвизовым порядком въезда, причем их доля увеличилась с 92,8% в 2019 году до 96,7% в 2023 году (рис. 7).

100%
98%
96%
94%
92%
90%
88%

2019 г. 2020 г. 2021г. 2022 г.
период

2023 г.
-
■ граждане СНГ ■ граждане других стран
Рис. 7. Структура иностранных граждан, прибывших в Россию с целью работы, % [15]
Несмотря на временное снижение доли граждан стран СНГ среди выбывших работников с 75,6% в 2019 году до 70% в 2020 году, в последующие годы она значительно превзошла этот показатель, достигнув 96,4% в 2022 году и 94,9% в 2023 году (рис. 8).

период
-
■ граждане СНГ ■ граждане других стран
Рис. 8. Структура иностранных граждан, выбывших из России с целью работы, % [15]

Рис. 9. Динамика количества трудовых мигрантов из отдельных стран, пересекавших границы РФ, тыс. чел. [15]
Основными странами – донорами международной трудовой миграции были Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. По всем этим странам наблюдалось сокращение потока трудовых мигрантов в период коронавирусной пандемии и рост – в течение 2021-2023 гг. (рис. 9).
В 2023 году прирост трудовых мигрантов из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии существенно превысил допандемийные показатели, демонстрируя соответственно 37%, 35% и 29% увеличение.
Основными документами, легализующими трудовую деятельность мигрантов, являются разрешения на работу и патенты. Число выданных патентов в 2023 году, хотя и превзошло показатели 2019, 2020 и 2022 годов, все же не достигло уровня 2021 года (рис. 10).

Рис. 10. Динамика количества выданных трудовых патентов для иностранных граждан в РФ, тыс. ед. [16]
Ежегодно росло количество выявленных нарушений миграционного законодательства (рис. 11).

Рис. 11. Динамика выявленных нарушений миграционного законодательства в РФ, тыс. ед. [16]
Доля нарушений установленного порядка осуществления трудовой деятельности составляет около 10% от общего числа нарушений миграционного законодательства в РФ (в 2023 г. – 56 тыс. нарушений).
Обсуждение
Наиболее привлекательными федеральными округами для мигрантов являются Центральный, Северо-Западный и Южный. Наиболее пострадавшими от миграционного оттока – Северо-Кавказский и Дальневосточный. Трудовая миграция в России, преимущественно представлена перемещением иностранной рабочей силы из-за рубежа. Среди иностранцев, прибывших в Россию с целью работы, преобладают граждане стран СНГ (Узбекистан, Таджикистан и др.). Начало пандемии коронавируса в 2020 г. и начало СВО в 2022 г. негативно влияли на миграционные процессы в РФ – замедлялась внутренняя и внешняя трудовая миграция. В 2023 году поток трудовых мигрантов восстановился в количественном отношении, однако в то же время выросло и количество выявленных нарушений миграционного законодательства.
Существует множество точек зрения на совершенствование системы управления трудовой миграцией в России.
Предложенные А.С. Брылевой меры по стабилизации миграционной ситуации включают расширение льгот и преференций для населения [17]. Р. Ульмасов и Н. Курбанов акцентируют внимание на необходимости профессиональной подготовки мигрантов, а также на усилении взаимодействия работодателей и органов власти с национальными диаспорами [18]. С. С. Шестаков предлагает ужесточение санкций против работодателей, использующих нелегальную рабочую силу, и совершенствование пограничного контроля [19].
По мнению автора, для решения актуальных проблем как внутренней, так и внешней трудовой миграции необходимо создавать условия для привлечения высококвалифицированных специалистов (как внутренних мигрантов, так и иностранных граждан) через налоговые льготы и другие экономические стимулы, внедрять более справедливые миграционные законы, обеспечивающие право- вую защиту мигрантов, упрощать процедуры получения виз, разрешений на работу и гражданства для квалифицированных специалистов, организовать программы по обучению языку и культуре для мигрантов.
Заключение
Обобщая полученные результаты, можно сделать определенные выводы. Трудовая миграция, при условии эффективного государственного регулирования, способствует экономическому и социальному развитию страны, обеспечивая макроэкономическую стабильность.
В РФ в течение последних лет на масштабы миграционных процессов негативное влияние оказывало влияние распространение пандемии COVID-19 и геополитические процессы. В 2023 г. наметился тренд на рост внутренней и внешней миграции, числа вы- данных трудовых патентов для иностранных граждан, но в то же время выросло число нарушений миграционного законодательства. Для решения проблем трудовой миграции в России, особенно в регионах с миграционным оттоком населения, необходимо создание условий для привлечения необходимых специалистов, улучшение социальной интегра- ции мигрантов, укрепление правопорядка в сфере миграции, противодействие незаконной миграции и преступности среди мигрантов.
Список литературы Проблемы внутренней и внешней трудовой миграции в России
- Симачев Р.А. Проблемы трудовой миграции в современной России // Caucasian Science Bridge. - 2022. - № 1. - С. 109-111. EDN: QHGLDH
- Большенко С.Ф., Горбунова В.Б., Кафидов В.В. Миграция как фактор прямого влияния на конкурентоспособность трудового потенциала региона: оценка и методы государственного управления // Проблемы межрегиональных связей. - 2021. - № 16. - С. 29-33. EDN: QUESPN
- Указ Президента РФ от 13.06.2012 № Пр-1490 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения 27.11.2024).
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ohchr.org (дата обращения 27.11.2024).
- Статистический отдел Организации Объединенных Наций. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unstats.un.org/UNSDWebsite/(дата обращения 27.11.2024).