Проблемы защиты прав женщин в среде коренных народов севера: опыт Канады

Автор: Бровко Владислав Игоревич, Дзись Юлия Ивановна

Журнал: The Newman in Foreign Policy @ninfp

Статья в выпуске: 62 (106), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье на примере Канады исследуются проблемы, с которыми сталкиваются женщины-представительницы коренных народов Севера. Подчеркивается отличное положение этой части населения. И, соответственно, описываются проблемы именно этой группы населения. Как результат, на основе канадского опыта приводятся возможные методы решения социальных и экономических проблем

Коренные народы севера, права женщин-представительниц коренных народов в арктике, канада, гендерные проблемы

Короткий адрес: https://sciup.org/14124179

IDR: 14124179   |   УДК: 396.21

Текст научной статьи Проблемы защиты прав женщин в среде коренных народов севера: опыт Канады

Активное хозяйственное освоение северных территорий, индустриализация и связанные с этим резкие изменения в общественной структуре коренных народов, которые накладываются на сложные географические и климатические условия приводят к тому, что образ жизни и, в целом, качество жизни коренных народов находится под угрозой. В связи с этим можно констатировать актуальность исследований, направленных на анализ проблем коренных народов, которые располагаются в гуманитарном измерении, а подобные проблемы нельзя назвать неактуальными так как их решение напрямую влияет на жизни людей.

При этом многообразие условий проживания коренных народов Севера приводит к внутренней дифференциации различных народностей и в целом автохтонного населения Севера. Что означает, что и при анализе проблем, и при выдвижении их решений необходимо учитывать то, что далеко не всякий рецепт, выработанный для специфики Северных народов в целом, будет эффективен для специфики проблем определенной социальной группы внутри одного из северных народов. Поэтому так важно обратить внимание на слои населения, чьи проблемы не привлекали значительного внимания общественности на протяжении долго времени. В частности, к таким категориям населения относятся в том числе и женщины-представительницы коренных народов Севера.

Проблемы прав женщин в двадцатом веке привлекли широкое внимание и значительный прогресс был достигнут в реализации гарантий этих прав, в том числе и в среде Северных народов. Но особый быт, предопределенный климатическими условиями и характером хозяйственной деятельности, соединяясь с традиционными проблемами защиты прав женщин, делает проблемы такой категории населения, как женщины-представительницы коренных народов Севера, стоящими особняком. И, в связи с этим, необходима узконаправленная социальная политика, нацеленная именно на эту категорию населения.

Актуальность этой проблемы обеспечивается еще и тем, что она стала привлекать внимание как экспертов, так и политиков относительно недавно, и до сих пор в некоторых странах нет специальных программ поддержки этой социальной группы. Для создания подобных программ и инициирования политики поддержки женщин коренных народов Севера желательно наличие некоторого опыта в организации поддержки Северных народов или защиты прав женщин в этой среде, который мог бы указать перспективные методы. И, в связи с этим, актуализируется опыт Канады, которая уже несколько десятилетий проводит политику, направленную на решение не только проблем Северных народов в целом, но и, в частности, проблем защиты прав женщин. Поэтому предлагается исследовать опыт Канады для выявления особенных проблем, присущих именно женскому населению коренных народов Севера и для определения наиболее результативных действий, способных улучшить положение этой части населения.

Канада является полиэтническим государством, на территории Канады проживает около 860 000 представителей коренных народов Севера или, как их именуют в Канаде, – представителей первых наций. И эта часть Канадского населения, которая составляет 2.6% от общего населения Канады

говорит на 11 языках, что еще раз напоминает об этническом разнообразии первых наций [1]. Данное Североамериканское государство имеет широкий опыт проведения политики, направленной на решение проблем малых народов Севера. В 1971 году Канада стала первой страной в мире, которая приняла концепцию культурного многообразия в качестве официальной политики, что только подтверждает особое внимание Канадского правительства к проблематике взаимодействия с коренными жителями Севера, а значит, и продолжительный опыт решения проблем, с которыми могут сталкиваться первые нации [2, с. 47]. Разнообразие народов и условий их жизни, вероятно, указывает на разнообразие методов решения их проблем. Но, принимая во внимание только этнический фактор, мы начинаем мыслить, абстрактно забывая о том, что первые нации внутренне неоднородны.

Конечно, проблема защиты прав женщин в среде коренных народов Севера является частью более широкой проблемы соблюдения прав женщин в целом. Но Канада занимается и этим вопросом в том числе, что и делает опыт Канады столь богатым для изучения. Канада активно занимается вопросом защиты прав женщин, достижения гендерного равенства, это доказывает тот факт, что Канада признала гендерное равенство одной из основных целей государственной политики. Но, в случае первых наций, эта проблема переносится на другие культурные, социальные и экономические условия. И проблема гендерного равенства должна решаться в этом случае особенным способом [2, с. 49].

После того, как мы многократно подчеркнули специфику проблем этой группы, стоит перечислить основные направления, в которых еще не достигнут достаточный прогресс, но принимаются активные действия и дать характеристику проблемам, характерным для этих сфер. Начнем с того, что Канада является одной из первых стран, давших женщинам полный объём политических и гражданских прав, и сейчас проблема политического и юридического равенства практически не стоит. Но остается актуальным комплекс проблем из других сфер. Оставшиеся проблемы можно разделить на экономические, социальные, культурные.

В экономической сфере самой острой является проблема экономического неравенства, в Канаде в 2015 году средний доход представительницы первых наций был примерно равен 15 тыс. долларов, что на 5 тысяч меньше по сравнению с женщинами некоренного населения и на 3 тысячи меньше доходов мужчин-коренного населения [3, с. 24]. Далее, как сообщает Канадская Федерация Независимого Бизнеса, статистически женщинам чаще отказывают в предпринимательских кредитах, по мнению Канадской Федерации Независимого Бизнеса, даже в случаях, когда женщины предлагают бизнес-предложения аналогичные тем, что представляют мужчины [4]. Более того, сравнивая с аналогичными показателями для женщин, не относящихся к первым нациям, женщины- представительницы первых наций в два раза чаще живут в условиях бедности. Все это указывает на несправедливость положения, в котором сейчас проживает заметная часть населения Канады и, в частности, первых наций и, что современная экономическая структура, вытесняющая часть населения на периферию, нуждается в корректировке.

Что касается социальной сферы, то необходимо отметить, что женщины первых наций в 5 раз чаще подвергаются насилию со смертельным исходом, также статистика Канады показывает, что женщины в среде коренных народов Севера чаще подвергаются насилию со стороны своих бывших мужей [3, с. 39]. Как было отмечено, женщины часто становятся объектом стереотипизации, а это, в свою очередь, ведет с снижению их социальной значимости в глазах мужчин и уменьшению возможности женщин участвовать в принятии решений на уровне общины. Как мы отмечали, данные проблемы образуют комплекс, и социальные проблемы переплетаются с экономическими, меньшая финансовая обеспеченность ведет к уменьшению возможности женщин гарантировать свои права на представительство в советах общин, а традиционная социальная структура не способствует поддержке финансовых инициатив женской половины населения.

Отдельно необходимо обратить внимание на культурную сферу. Говорить об этой сфере сложнее всего, культурные явления как явления, связанные с ценностной структурой в наименьшей степени, могут быть эксплицитно выражены и зафиксированы с помощью количественных показателей, а значит, и диагностировать наличие некоторых трудностей для женщин-представительниц первых наций в этой области сложнее. При этом никто не говорит, что культура коренных

народов должна быть преобразована, наоборот, сохранение автономности и культурной идентичности предполагается результатом удачной деятельности, направленной на защиту быта и жизненных условий коренных народов. А опыт Канады в целом показывает, что существование анклавов традиционного общества с архаичной экономикой не сказывается негативно на развитии современного государства. Здесь, прежде всего, имеется ввиду то, что в обществе могут быть распространены стереотипы, вызывающие немотивированные ограничения возможностей реализации для части населения, и опять же, проблемы из культурной сферы могут проявить себя в других областях [5, с. 106]. Так, предположительно можно объяснить

вышеописанную тенденцию предпочтения одобрять предпринимательские кредиты преимущественно мужчинам, то есть эту тенденцию может объяснять наличие гендерных стереотипов, приводящих к формированию устойчивого маскулинного образа предпринимателя.

В ходе решения вышеописанных трудностей Канада создала достаточно богатый опыт, анализ эффективности которого может указать на наиболее результативные средства. Так, логически первой инициативой Канадского правительства, стоит назвать программу установления диалога федерального правительства Канады и представителей общин первых наций. Данная программа продолжает действовать на постоянной основе, а в 2004 впервые в одной из встреч участвовал премьер-министр Канады, что подтверждает заинтересованность в проведении активной политики по отношению к представителям первых наций. Создание института переговоров важно уже тем, что в результате переговоров властные органы получают актуальную информацию о трудностях, с которыми сталкиваются представители первых наций, в том числе и женщины. Далее: эта практика напрямую связана с рассматриваемой проблемой, во-первых, из-за того, что помогает федеральному правительству получить из первоисточника информацию о проблемах региона, во-вторых, для переговоров создаются и привлекаются женские объединения, что уже способствует тому, чтобы голос этой части населения был услышан [2, с. 49].

выделяет ежегодно около 55 миллионов субсидий женским экономическим проектам, что представляется эффективной практикой, так как по своей сути эти деньги используются не для компенсирования издержек существующей экономической структуры и обеспечения минимального приемлемого уровня жизни, а для корректировки самой экономической структуры, нивелирования тех факторов, которые привели к тому, что различные гендерные группы получили разный доступ к капиталу [6, с. 57].

Как отмечалось, проблемы женщин-представительниц первых наций имеют комплексный характер и социальные и экономические проблемы ввиду этого, должны решаться также комплексно, в частности, положение, которое женщины занимают в социальной структуре, часто определяет их дальнейшие экономические перспективы. Поэтому особенно интересны две Канадские программы. Первая программа - это составление руководства по организации и ведению бизнеса, которая компенсирует недостаток знания в области финансов, который может наблюдаться у женщин этой группы населения и, который вызван неравным доступом к образованию в этой сфере. В свою очередь, повышение финансовой грамотности приводит к лучшим возможностям женщин успешно вести бизнес и к повышению их трудовой конкурентоспособности. Вторая программа также направлена на исправление этой ситуации, она состоит в создании образовательных курсов, повышающих трудовую квалификацию женщин [6, с. 60]. Улучшение финансовой грамотности вместе с наличием государственных инвестиций может стать основой улучшения экономического положения женщин, а затем и социального. При этом указанные суммы, затраченные на эти программы Канадского правительства, трудно назвать критическими для Канадского бюджета, хотя стоит отметить, что эта стратегия является легко осуществимой в случае небольшого удельного веса представителей коренных народов. Также в случае Канады реализация этих программ облегчается относительно высокой для развитой капиталистической страны степенью вмешательства государства в экономику.

В социальной сфере реализуются

Переходя к другим инструментам,

схожие программы, направленные на например, для решения экономических задач, достижение    гендерного    равенства    и следует сказать, что Канадское правительство равноправного гендерного представительства в самоуправлении общин [7]. Целью таких программ в социальной сфере является содействие участию женщин в решении общих проблем на уровне общин, создание потенциала для женских организаций первых наций, борьба с домашним насилием, решение вопросов права супругов на недвижимость.

Для предотвращения формирования подчиненного,    суплементарного    образа женщины по отношению к образу мужчины Канада проводит, например, месяц женской истории, главной темой которого иногда может быть вклад женщин-представительниц первых наций в историю Канады [8, с. 248].

Предполагается,    что    изменение экономического и социального положения женщин первых наций приведет к изменению восприятия женщин внутри народов Севера. Борьбе со стереотипами может способствовать канадская практика месяца женской истории и другие    мероприятия,    способствующие гендерному равенству и при этом сохраняющие традиционную культуру первых наций.

Подводя итог, следует отметить, что, несмотря на вышеперечисленные решения, проблемы    защиты    прав    женщин- представительниц первых наций все еще 25     существуют. Однако канадское правительство уверенно развивается с фокусом на гендерной модернизации общества и основным приоритетом считает достижение гендерного равенства. На пути к такому обществу основными    рекомендациями    являются:

введение субсидий для женских бизнес-проектов, повышение финансовой грамотности и рабочей конкурентоспособности, содействие организации   женских представительных организаций, а также организация мероприятий направленных  на продвижение ценностей гендерного равенства.

Список литературы Проблемы защиты прав женщин в среде коренных народов севера: опыт Канады

  • Official website of the Government of Canada [Electronic resource]. - Access mode: https://women-gender-equality.canada.ca/en.html.
  • Шведова Н. А. Гендерные проблемы коренных малочисленных народов: опыт Канады [Текст] // Россия и Америка в XXI веке. № 3. 2014. С. 43-49.
  • Исраелян Е.В. Проблемы гендерного равенства в Канаде: внутриполитические и международные аспекты [Текст] // США и Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 3 С. 24-41.
  • Canadian federation of independent business [Electronic resource]. - Access mode: https://www.cfib-fcei.ca/en.
  • Чуракова О. В. "Символические репрезентации женского в традиционных культурах Европейского Севера. Проблема сохранения этногендерной идентичности северянок" [Текст] //Международный журнал исследований культуры, № 1, 2010, с. 106-111.
  • Шведова Н.А. Женщины в Канаде: как действует механизм гендерного равенства [Текст] //Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. №2, 2008. C. 57-67.
  • Statistics Canada [Electronic resource]. - Access mode: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/ tv.action?pid=1410028701.
  • Сорокина С.А. Мужские и женские табу у народов Сибири [Текст] //Гендерные разночтения. Материалы IV межвузовской конференции молодых исследователей "Гендерные отношения в современном российском обществе". - СПб.: Алетейя, 2005. С. 235- 257.
Еще