Процессуальное положение подозреваемого в уголовном процессе

Автор: Попова Людмила Владимировна, Третьяков Юрий Владимирович

Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 1 (15) т.8, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы в нормах уголовно-процессуального права Российской Федерации, препятствующие полноценной реализации прав и законных интересов подозреваемого. Предлагается внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство в части, касающейся процессуальных прав и обязанностей подозреваемого.

Подозреваемый, статус, права, обязанности, задержание, сторона защиты

Короткий адрес: https://sciup.org/142237916

IDR: 142237916

Текст научной статьи Процессуальное положение подозреваемого в уголовном процессе

В России в настоящее время происходит непрерывное развитие социальной и общегосударственной жизни, а также сферы правового регулирования, реформируются нормы, выступающие регуляторами общественных отношений. Безусловно, и сфера уголовно-процессуального права Российской Федерации подвергается достаточно частому преобразованию и вызывает в юридическом сообществе ряд вопросов, связанных с применением тех или иных отношений, складывающихся между участниками уголовного судопроизводства. Это доказывается тем, что с момента принятия в 2001 г. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) без внимания не осталась практически ни одна его норма. Законодатель затронул и те статьи, которые регулируют правовое положение подозреваемого в уголовном судопроизводстве. Реализация идеи правового государства для рассматриваемого нами института означает как расширение процесса гарантий прав подозреваемого, особенно задержанного в порядке ст. 91 УПК РФ, так и соблюдение интересов государства и гражданского общества. Ст. 49 Конституции Российской Федерации декларирует правовые принципы невиновности обвиняемого, такие как необязательность доказывания своей вины, толкование сомнений в пользу обвиняемого, это относится и к подозреваемому.

Подозреваемый в настоящее время является участником, который выполняет определенную роль в расследовании уголовного дела, и его права должны соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации. Гл. 2 УПК РФ за- крепляет определяющие принципы уголовного судопроизводства, ставя первостепенной защиту прав и свобод населения страны, вовлеченного в этот процесс. Основополагающими являются, в частности, законность при производстве по уголовному делу, неприкосновенность личности, презумпция невиновности, состязательность сторон, обеспечение подозреваемому права на защиту, обжалование действий и решений участников процесса.

Зачастую правоприменители сталкиваются с проблемами практического исполнения положений института подозреваемого. Действующий УПК РФ содержит неточности и упущения в вопросах правового положения подозреваемого, реализации его законных интересов, определения процессуального момента приобретения лицом статуса подозреваемого, а также детализации отдельных направлений этого института. На наш взгляд, задачей законодателя является формулирование в УПК РФ максимально отвечающего потребностям практики регламента приобретения статуса подозреваемого, осуществления процессуальных действий и иных мероприятий с этим участником. И это понимание нормативного регулирования процессуального положения подозреваемого у разработчиков законопроектов присутствует, поскольку они периодически вносят и дополняют нормы УПК РФ, касающиеся института подозреваемого.

За 2021 г. в Российской Федерации количество уголовных дел, направленных прокурору с обвинительным заключением, возросло на 3,4%. Почти на 3% увеличилось число лиц, привлеченных по этим делам к уголовной ответственности1.

1 Сергей Лебедев подвел итоги деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России в 2021 г. URL:(дата обращения: 15.03.2023).

На этом основании и необходимо рассматривать процессуальное положение подозреваемого как самостоятельного участника уголовного процесса. Оно представляет собой систему взаимосвязанных элементов, каждый из которых образует структуру, состоящую из отдельных норм, регулирующих статус подозреваемого в определенный период производства по делу. Подозреваемому допустимо защищаться всеми не запрещенными законом способами. Мы разделяем понятие процессуального положения подозреваемого, данное С.И. Пономаренко: «Статус подозреваемого представляет собой систему правовых свойств лица, вовлекаемого в уголовное производство в связи с имеющимся в отношении него подозрением в совершении преступления, которое позволяет характеризовать его значение, место и роль в данном производстве на ос- 84 нове законодательного определения его понятия, наделение комплексом прав и обязанностей, которые обеспечивают защиту личных интересов и участие в уголовно-процессуальных отношениях» [1].

Положение подозреваемого имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Согласно ст. 22 Конституции РФ и процессуальному законодательству, лицо может находиться в положении подозреваемого в течение 48 часов, однако, согласно п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, возможно увеличение этого срока на 72 часа. При применении меры пресечения до предъявления обвинения лицо сохраняет статус подозреваемого до 10, а по некоторым преступлениям – до 45 суток (ст. 100 УПК РФ). Ходатайство о продлении срока задержания могут подавать как следователь (дознаватель), так и адвокат подозреваемого, суд не связан аргументами сторон. Защитник не может заранее знать о решении стороны обвинения, иными словами, он не знает, будет ли следователь ходатайствовать об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, однако, необходимо отметить, что если он применил ст. 91 УПК РФ, то, вероятно, будет требовать ареста обвиняемого. На этом основании адвокату при возможности сбора доказательств для аргументации необоснованности этой меры пресечения следует заранее подготовить ходатайство о продлении срока содержания под стражей. Закон не предусматривает предупреждение стороны защиты о вынесении ходатайства о продлении срока задержания и подозреваемый узнает об этом только в судебном заседании. На наш взгляд, такое положение несколько ущемляет право подозреваемого на получение копий документов о задержании, поэтому в п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ необходимо внести дополнение о праве получения уведомления о вынесении такого ходатайства не менее чем за 8 часов (как и при ходатайстве об аресте) до истечения срока задержания, а также копии постановления суда о продлении срока задержания.

Следователь обязан предоставить суду 84 постановление о возбуждении ходатайства о взятии под стражу подозреваемого, его домашнем аресте и запрете определенных действий с согласием лишь руководителя следственного органа. Если обвинение не предъявлено, значит, либо не все достаточные доказательства собраны, либо следователь упрощает свою работу, откладывая вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого по причине нехватки времени или отсутствия адвоката. На наш взгляд, получение согласия прокурора на избрание этих мер пресечения позволит разобраться в наличии доказательств и активизирует работу в этом направлении, дисциплинирует как следователя, так и защитника. На этом основании, на наш взгляд, целесообразно внести дополнение в ч. 3 ст. 108 УПК РФ о возбуждении ходатайства об аресте в отношении подозреваемого только с согласия прокурора.

В процессуальном законе отсутствует норма, регулирующая допрос подозреваемого, то есть отсутствует специальная процедура, как это устанавливает ст. 173 УПК РФ. Указывается только о необходи- мости допроса задержанного подозреваемого в течение 24 часов с момента, когда с ним начало общаться должностное лицо по поводу предполагаемого совершения преступления. В ходе допроса подозреваемый может давать показания не только по обстоятельствам подозрения, но и по поводу личности других участников (потерпевшем, свидетеле, представителе, соучастнике) об имеющихся доказательствах. Это имеет значение для дальнейшего процессуального решения следователя, например, в выборе меры пресечения. Закон не требует предупреждать подозреваемого об ответственности за ложную информацию. Сам по себе отказ давать показания не может служить косвенным подтверждением виновности. Обязанность доказывания вины подозреваемого лежит на органах, предполагающих подозрение, хотя закон не запреща-85 ет ему дать свое видение расследуемых событий. Версия подозреваемого подлежит проверке. На наш взгляд, разрешение возникающих в ходе допроса подозреваемого вопросов должно быть облечено в процессуальную форму. На этом основании, на наш взгляд, необходимо либо ввести самостоятельную норму, регламентирующую допрос подозреваемого, либо четко указать в ч.4 ст.92 УПК РФ на необходимость проведения допроса в порядке, установленном для допроса обвиняемого, поскольку положения ст. 189 УПК РФ, на которую дает ссылку законодатель, указывая на порядок допроса подозреваемого, не дают процессуальных гарантий, положенных этому участнику.

Закон определяет некоторые особенности в процессуальном положении отдельных категорий подозреваемых: допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. Законный представитель такого подозреваемого присутствует при допросе, обязательно участие психолога или педагога. Задержание несовер- шеннолетнего в порядке ст. 91 УПК РФ возможно лишь по преступлению, максимальное наказание по которому в санкции статьи превышает 5 лет лишения свободы. Подозреваемый, страдающий психическим заболеванием, в судебном порядке может быть помещен в стационарную психиатрическую медицинскую организацию. Ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве может подать лишь подозреваемый в преступлении, подследственном следователю, уголовное дело в отношении него выделяется в отдельное производство. Подозреваемый в преступлении экономической направленности имеет возможность удостоверить предпринимательские интересы путем встречи с нотариусом в месте его содержания. Закон не ограничивает количество и продолжительность таких встреч, однако в период пандемии COVID-19 эту возможность реализовать 85 практически не представляется возможным в связи с карантинными мерами в ИВС и СИЗО.

В действующем УПК РФ предусмотрено приостановление расследования и в отношении подозреваемого, в том числе из-за невозможности его участия в процессе.

Таким образом, подозреваемый, заболев COVID-19 в легкой или средней форме или находясь на самоизоляции, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями не должен встречаться с другими участниками судопроизводства. Следовательно, расследование приостанавливается и процессуальные сроки могут быть продлены на неопределенное время.

Модернизация института подозреваемого не требует значительных расходов, финансируемых из федерального и регионального бюджетов. Предложенные в статье изменения и дополнения, по нашему мнению, будут способствовать устранению имеющихся пробелов в уголовно-процессуальных отношениях, регулирующих участие в деле лиц, вовлеченных в статус подозреваемого.

Список литературы Процессуальное положение подозреваемого в уголовном процессе

  • Пономаренко С.И. Общетеоретические основы процессуального статуса подозреваемого // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 (58). URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21380.
Статья научная