Процессы сакрализации власти средневековых правителей в трактовке англо-американских историков ХХ века

Автор: Шайхутдинова Елена Нургалиевна

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 8 т.11, 2012 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается проблема изучения англо-американскими историками ХХ в. способов сакрализации королевской власти в Средние века. Основной акцент сделан на интерпретации исследователями элементов коронационных ритуалов ввиду особой значимости коронации в формировании сакрального образа правителя.

Коронация, сакрализация власти, интерпретация, историческое исследование

Короткий адрес: https://sciup.org/14737912

IDR: 14737912

Текст научной статьи Процессы сакрализации власти средневековых правителей в трактовке англо-американских историков ХХ века

Изучение политической жизни эпохи Средневековья неразрывно связано с проблемой функционирования королевской власти и особенностями социального диалога между правителем и подданными. Средневековое общество представляло собой среду, в которой трактовка многих явлений и событий складывалась под влиянием ментальных связей и глубокой религиозности. На сегодняшний день большинство исследователей королевской сакральности, а также методов создания священного образа правителя, акцентируют внимание на роли церкви в оформлении сакрального характера власти монархов. Церковь определяла функциональную, смысловую нагрузки церемоний, связанных с утверждением и поддержанием авторитета королевской власти. Особенно данная закономерность заметна на этапе оформления ранней государственности.

Целью настоящего исследования является трактовки представителями англо-американской исторической науки ХХ в. процесса формирования королевской власти в эпоху Средневековья.

Исследователи-медиевисты, такие как В. Ульман, Э. Канторович, Р. Гизе, С. Ханли, Э. Хант и др. отмечают активное участие церкви в создании соответствующего авторитета власти [Kantorowicz, 1946; Giesey, 1960; Ullman, 1970; Hanley, 1983; Hunt, 2008]. Формирование ореола святости во- круг правителя и представлений о божественном происхождении его власти в эпоху Средневековья происходило в результате воздействия на сознание человека религиозных идей и концепций о том, что монарху возможность управления государством даруется Богом.

Прежде всего, источниками изучения ритуала коронации служили так называемые коронационные ордонансы, хвалебные песнопения и прочие литургические тексты, которые выступали в качестве своеобразного руководства для правильного проведения ритуала и соблюдения всех норм и традиций. С усложнением коронации появлялась необходимость фиксации процедуры возведения монарха на престол. Именно данные источники легли в основу исследования коронационных ритуалов англо-американскими учеными.

Период установления христианства в средневековых европейских государствах проходил под эгидой активного взаимодействия духовной и светской властей. Дохристианские традиции, связанные с восхвалением военного лидера (вождя, конунга и т. д.) и наделением его различными положительными качествами, отличавшими его от рядовых воинов, в условиях генезиса государственности приняли новую форму. Как полагают медиевисты, инициативу возвышения правителя взяли в свои руки лица, олицетворявшие новый культ – христианст-

ISSN 1818-7919. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Том 11, выпуск 8: История © Е. Н. Шайхутдинова, 2012

во. Теперь государь выступал в качестве государственного лидера, основной функцией которого было не только руководство военными кампаниями, а также создание системы контроля в рамках подчиненных ему земель (главенство в христианском сообществе, соблюдение законности и в целом усиление гражданского начала власти).

Безусловно, утверждение ученых о тесном взаимодействии церкви и государства в эпоху Средневековья, тем более в ранний ее период, является бесспорным. Для нас представляет интерес, какими методами пользовались прелаты для возвышения монарха и утверждения мысли о божественном происхождении его власти и как их интерпретировали современные англо-американские медиевисты. Самым популярным сюжетом для англо-американских исследователей являются коронационные процессии, которые самым непосредственным образом утверждали новый статус правителя – носителя Богом дарованной власти.

Изучение корней традиций сакрализации привело медиевистов к важному выводу о том, что ключевым мотивационным компонентом для представителей церкви в вопросе создания сакрального образа правителя выступало Священное Писание. Ветхозаветные сюжеты служили мощным фактором воздействия на сознание верующего большинства. Согласно мнению ученых, важны были параллели между библейской традицией и действиями, которые совершал король. Коронационный ритуал позволял реализовать данную идею в самом широком масштабе. Так, традиция помазания коронуемого священным елеем находит свое происхождение в сказании о помазании на царство царя Саула пророком Самуилом. Сюжет о юном претенденте на трон, Давиде, так и не выступившим против Саула, послужил основой идеи непротивления средневекового человека, его смирения и покорности перед носителем божьей власти. Первыми к детальному изучению этой проблемы подошли В. Ульман и Э. Канторович еще в 30–40-е гг. ХХ в. [Kantorowicz, 1946. Р. 73; Ullman, 1970. Р. 75]. Более того, Э. Кантрович видит в подобном непротивлении ветхозаветного героя прямое указание для подданных монарха: монарх священен, а любое неповиновение его воле противоестественно [Kantorowicz, 1946. P. 75].

Ряд ритуальных элементов заимствовался прелатами-католиками у представителей православного христианства. В силу более богатого опыта взаимодействия византийского императора с отцами церкви, Восточная Римская империя служила источником идей о проведении коронационного ритуала для английских монархов [Ratcliff, 1936. P. 35]. Многие элементы облачения монарха были переняты у Византии. Одежды, расшитые золотом и драгоценными каменьями, в которые облачался коронуемый, символизировали претензию английского короля на статус императора. Именно в таком одеянии восходил на трон глава византийского государства. Как отмечает историк, декор коронации во многом унаследован от византийской традиции. Строгие правила ношения коронационного наряда, элементы украшений, символика вышитых на одежде эмблем и узоров – все это перешло с берегов Средиземного моря на Британские острова [Ibid. P. 35]. Автор оговаривается о присутствии изменений и неких искажений в интерпретации ряда символов и знаков, однако не сводит со счетов значения данного факта заимствований.

Как отмечают Э. Канторович, М. МакКормик, Э. Хант и другие исследователи, принципы осуществления церемониала и сами ритуалы не были самобытным достижением представителей католической церкви. Многие традиции обрядово-ритуальной жизни правящих персон были почерпнуты из римской традиции. [McCormick, 1986. P. 21]. Именно Античность с ее ореолом императорской власти являлась ориентиром для франкских и англо-саксонских монархов. Представители церкви оказывали светской власти существенную поддержку в осуществлении подобных практик и создании авторитета государственных лидеров. Теория преемственности элементов ритуалов и церемоний, формировавших возвышенный образ правителя и презентовавших власть как явление, имевшее божественное происхождение, является ключевой в рассуждениях современных историков о развитии процессов сакрализации королевской власти в Средние века [Kantorowicz, 1946; Giesey, 1960; Бак, 2000; Hunt, 2008].

Еще одним способом формирования особого статуса короля в процессе коронования было использование представителями церкви процедур, применяемых при определе- нии в сан церковных прелатов. Исследователи сходятся во мнении, что делали они это целенаправленно для усиления эффекта ритуала и полноценного оформления идеи о даровании монарху власти Богом. Так, Я. Бак называет использование подобных элементов «конституированием» [2000. С. 45]. Фигурирование в коронации предметов, которые также использовались в интронизации прелатов церкви, сказывалось и на формировании сакрального образа правителя и однозначно закрепляло за ним авторитет носителя дарованного свыше права стать главой государства. «К числу “конституирующих” инсигний принадлежали прежде всего корона, скипетр, держава, имперский меч, королевский плащ (мантия), иногда также и соответствующая обувь» [Там же].

Ученые отмечают глубокую традиционность и каноничность процессии. Они полагают, что только исключительные причины влияли на внесение дополнений либо изменений в четко утвержденную процедуру принятия правителем статуса носителя власти, дарованной Богом. Так, с укреплением государственности и упрочнением национального духа европейские королевства привнесли в каноническую традицию коронования монарха свои особенности и нововведения. С XIV в., как показывают исследования Э. Канторовича и Э. Хант, отмечен отход от ведения ритуальной службы на латинском языке. Исполнители культа стали вести литургию на национальном языке. Постепенно начала выстраиваться четкая структура коронации согласно традициям, заложенным в конкретной стране и конкретными людьми. Лицами, влиявшими на изменения в процедуре, выступали прелаты церкви. Ярким примером вмешательства в традицию стала реформа Генриха VIII [Hunt, 2008. P. 187]

Т. Бут полагает, что теологический текст вербализировал ритуальное событие. Сочетание жестов и произносимых слов в процессе коронации приводило к достижению необходимого эффекта: приданию власти священного характера и созданию образа правителя – главы государства, ратующего за своих подданных. Так, клятва Елизаветы I заботиться о своих подданных и о процветании королевства может являться ярким примером сочетания емкой фразы и четко исполненного жеста. Она концентрированно передала весь смысл ритуала – использовать дарованную Богом верховную власть на благо подданных и всего королевства [Booth, 2011. P. 176].

Таким образом, мы можем отметить существенный вклад англо-американских историков ХХ в. в разработку вопроса влияния церкви на формирование священного образа монарха. Исследователи данного вопроса, англо-американские медиевисты ХХ в., выделили ряд особенностей и факторов, которые, по их мнению, служили мощными рычагами воздействия на сознание верующего большинства. Это – обращение к Священному Писанию и византийским традициям, проведение параллелей с религиозными ритуалами, авторитет церкви как таковой. Все эти факторы, по замечанию исследователей, способствовали созданию сакрального характера власти и освящению персоны короля. Эти тенденции настолько универсальны, что о них говорил практически каждый из историков и, так или иначе, обращался к ним в рассуждениях о процессах сакрализации власти, ритуальнообрядовой жизни правителей и проблемах поддержания авторитета власти в глазах подданных.

В процессе изучения путей сакрализации королевской власти англо-американские медиевисты показали истоки идей о божественном ее происхождении, определили принципы преемственности от античных и византийских традиций, обозначили эволюцию методов и подходов к освящению персоны правителя. Наибольшей изученностью отличается коронационный ритуал в силу своей значимости в оформлении сакрального образа короля и формирования его авторитета в плане носителя светской власти и власти, данной свыше.

THE SACRALIZATION PROCESSES OF THE MEDIEVAL RULERS POWER ACCORDING TO THE VERSION OF THE ANGLO-AMERICAN SCIENTISTS OF THE XX CENTURY

Статья научная