Продажа алкоголя и эпидемиологические параметры алкоголизма в Беларуси

Автор: Разводовский Юрий Евгеньевич

Журнал: Тюменский медицинский журнал @tmjournal

Статья в выпуске: 4 т.18, 2016 года.

Бесплатный доступ

В настоящей работе проведен сравнительный анализ динамики уровня продажи различных видов алкогольных напитков и уровня эпидемиологических параметров алкоголизма в Беларуси в период с 2000 по 2015 годы. Результаты корреляционного анализа Спирмана выявили статистически значимую положительную связь между уровнем продажи плодово-ягодного вина и уровнем заболеваемости алкоголизмом (r=0,55; p

Алкоголизм, эпидемиология, продажа алкоголя, беларусь

Короткий адрес: https://sciup.org/140220099

IDR: 140220099

Текст научной статьи Продажа алкоголя и эпидемиологические параметры алкоголизма в Беларуси

Беларусь, также как и другие славянские республики бывшего Советского Союза страдает от тяжелого бремени алкогольных проблем [2, 5, 7-9, 13, 16-18]. Согласно экспертным оценкам, в Беларуси прямые экономические потери, связанные с алкоголем в 2008 году составляли 7,23% ВВП [2]. При этом соотношение доходов государства от торговли алкоголем к прямому экономическому ущербу, связанному с его потреблением составили 1:10, то есть, каждый рубль дохода от торговли алкоголем оборачивается десятикратным экономическим ущербом. Если же учесть многочисленные непрямые расходы, ассоциирующиеся с потреблением алкоголя, то соотношение может составить 1:20 [2].

Официальная государственная антиалкогольная политика Беларуси декларирует комплекс мер, направленных на снижение уровня потребления алкоголя и уровня различных проблем, ассоциирующихся с его потреблением [2, 10]. В частности, в течение последних пятнадцати лет были реализованы три государственные антиалкогольные программы. Постановлением Совета Министров Беларуси № 1332 от 23 августа 2000 г. была утверждена «Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2000-2005 гг.». Программа предусматривала сокращение объемов производства крепких алкогольных напитков (крепостью более 28% об.) и, одновременно, увеличение выпуска высококачественных вин, пива, а также безалкогольных напитков. Кроме того, предусматривалось введение запрета на рекламу алкогольной продукции.

Постановлением Совета Министров № 556 от 27 апр. 2006 была утверждена Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006-2010 гг. Особое значение в программе придавалось совершенствованию законодательства по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма и их последствий, ужесточению ответственности за распитие, реализацию алкогольных изделий несовершеннолетними. Программой также предусматривалось сокращение производства плодовых вин, включая винные плодово-ягодные изделия и др. дешевые спиртосодержащие изделия в среднем на 10% в год. Предусматривалось проведение комплексных проверок, направленных на выявление нарушений законодательства в сфере лицензирования оптовой и розничной торговли алкогольными изделиями. Программа включала широкий спектр мероприятий по повышению эффективности работы наркологической службы республики.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 27 от 11 января 2011 г. была утверждена Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы. Основной целью реализации Государственной программы являлось снижение уровня потребления алкоголя населением и уменьшение негативных последствий его потребления для общества. Данную цель планировалось достичь, главным образом, пропагандой здорового образа жизни включая: информирование населения о вредных последствиях употребления самогона, непищевой спиртосодержащей продукции; создание тематических рубрик, выпуск публикаций, телерадиопрограмм, пропагандирующих трезвый образ жизни; освещение в средствах массовой информации культурно-массовых и спортивных мероприятий, тематических вечеров и выступлений по вопросам профилактики пьянства и алкоголизма, правонарушений и преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.

В свете вышеизложенного представляется актуальным оценить эффективность реализации государственных антиалкогольных программ в Беларуси с использованием динамики косвенных индикаторов уровня алкогольных проблем.

Целью настоящей работы был сравнительный анализ динамики уровня эпидемиологических параметров алкоголизма и уровня продажи алкоголя в Беларуси в период с 2000 по 2015 годы.

Материалы и методы.

Анализировались следующие показатели:

  • -    заболеваемость алкоголизмом (число впервые выявленных больных, страдающих алкогольной зависимостью в расчете на 100 тысяч населения);

  • -    заболеваемость алкогольными психозами (число впервые выявленных больных с алкогольными психозами в расчете на 100 тысяч населения);

  • -    болезненность алкоголизмом (число больных алкоголизмом, состоящих на диспансерном учете в расчете на 100 тысяч населения);

  • -    болезненность алкогольными психозами (число лиц с алкогольными психозами, состоящих на диспансерном учете в расчете на 100 тысяч населения);

  • -    число больных алкоголизмом и алкогольными психозами, пролеченных стационарно в расчете на 100 тысяч населения;

  • -    уровень продажи различных видов алкогольных напитков (в литрах абсолютного алкоголя на душу населения).

Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного пакета "STATIS-TICA".

Рис. 1. Динамика уровня заболеваемости алкоголизмом (ЗА), болезненности алкоголизмом (БА), числа пациентов, пролеченных по поводу алкоголизма (ПА) в Беларуси.

Рис. 2. Динамика уровня заболеваемости алкогольными психозами (ЗАП), болезненности алкогольными психозами (БАП), числа пациентов, пролеченных по поводу алкогольных психозов (ПАП) в Беларуси.

Результаты и обсуждение.

В период с 2000 по 2015 годы уровень заболеваемости алкоголизмом в Беларуси вырос на 29,2% (152,2 до 196,6 на 100 тыс. населения), уровень болезненности алкоголизмом вырос в 1,5 раза (с 1364,4 до 2038,1 на 100 тыс. населения), число пациентов, пролеченных стационарно по поводу алкогольной зависимости выросло на 9,8% (с 304 до 333,8 на 100 тыс. населения). В тоже время, уровень заболеваемости алкогольными психозами снизился в 3,6 раза (с 31,7 до 8,7 на 100 тыс. населения), уровень болезненности алкогольными психозами снизился в 1,8 раза (с 54,4 до 30,6 на 100 тыс. населения), а число пациентов с алкогольными психозами, пролеченных стационарно, снизилось в 2,1 раза (с 79,5 до 37,5 на 100 тыс. населения).

Графические данные, представленные на рис. 1 свидетельствуют о том, что уровень заболеваемости алкоголизмом линейно рос вплоть до 2006 года, после чего стал снижаться. Уровень болезненности алкоголизмом и число пациентов с алкогольной зависимостью, пролеченных стационарно росли вплоть до 2010 и 2011 гг. соответственно, после чего стали снижаться.

Показатели заболеваемости и болезненности алкогольными психозами, а также число пациентов с алкогольными психозами, пролеченных стационарно на протяжении рассматриваемого периода демонстрировали тенденцию к снижению, причем темпы снижения уровней данных показателей выросли после 2011 г. (рис. 2).

Динамика показателей заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами в период с 2000 по 2009 гг. воспроизводит описанные ранее «ножницы» [3-6]. По всей видимости, ключевым фактором роста уровня заболеваемости алкоголизмом в этот период было активное выявление и постановка на учет пациентов, страдающих алкогольной зависимостью. Как было показано ранее, уровень заболеваемости алкогольными психозами в меньшей степени подвержен влиянию такого рода факторов [1].

Уровень продажи алкоголя является одним из основных косвенных индикаторов, характеризующих алкогольную ситуацию в стране [8]. В рассматриваемый период общий уровень продажи алкоголя вырос на 2,3% (с 8,8 до 9,0 литра), уровень продажи водки вырос на 4,9% (с 4,1 до 4,3 литра), уровень продажи пива вырос на 125% (с 0,8 до 1,8 литра), в то время как уровень продажи плодово-ягодного вина снизился на 25,6% (с 3,9 до 2,9 литра).

На рисунке 3 представлена динамика уровня продажи алкоголя, включая уровень продажи различных видов алкогольных напитков. Общий уровень продажи алкоголя демонстрировал тенденцию к росту с пиком в 2011 году, после чего стал снижаться. Уровень продажи водки рос вплоть до 2012 г., после чего также стал снижаться. Уровень продажи вина существенно снизился в 2005 г., после чего оставался относительно стабильным вплоть до 2010 г., а затем снова стал снижаться. Продажа пива, достигнув уровня двух литров на душу населения в 2008 г., оставалась стабильной до конца рассматриваемого периода.

Известно, что последствия употребления алкоголя в значительной степени определяются дозой, стилем, а также видом употребляемого алкогольного напитка [8, 12, 14]. Высокий уровень связанных с алкоголем проблем в Беларуси ассоциируется с употреблением крепких алкогольных напитков в течение короткого промежутка времени [14, 15]. Крепленые плодовоягодные винные напитки, содержащие 18 об% спирта, по причине своей дешевизны, пользуются популярностью у лиц, злоупотребляющих алкоголем и обычно употребляются без закуски с целью достижения алкогольной интоксикации [19]. В структуре продажи вина плодовоягодные вина занимают около 90% [11].

В рассматриваемый период существенно изменилась структура продажи алкоголя: вырос удельный вес водки и пива, в то время как удельный вес вина наоборот, снизился. Существенное снижение удельного веса вина в структуре продажи алкоголя произошло в период с 2010 по 2015 гг. По всей видимости, снижение уровня продажи плодово-ягодного вина после 2010 года было обусловлено снижением его экономической доступности [10].

Таблица 1

Связь между эпидемиологическими параметрами алкоголизма (заболеваемость алкоголизмом (ЗА), заболеваемость алкогольными психозами (ЗАП), болезненность алкоголизмом (БА), болезненность алкогольными психозами (БАП), число пациентов, пролеченных по поводу алкоголизма (ПА) и алкогольных психозов (ПАП)) и уровнем продажи алкоголя. Результаты корреляционного анализа Спирмана

Параметр

Всего

Водка

Вино

Пиво

r

p

r

p

r

p

r

p

ЗА

0,333

0,225

0,066

0,814

0,550

0,033

0,028

0,918

ЗАП

-0,732

0,001

-0,733

0,001

0,509

0,050

-0,898

0,000

БА

0,906

0,000

0,826

0,000

-0,148

0,597

0,805

0,000

БАП

-0,275

0,319

-0,604

0,016

0,880

0,000

-0,631

0,011

ПА

0,909

0,000

0,844

0,000

-0,169

0,546

0,829

0,000

ПАП

0,039

0,889

-0,047

0,866

0,363

0,182

-0,121

0,667

Кроме того, в 2011 г. в ряде регионов республики решением местных администраций проводились эксперименты по полному запрету продажи плодово-ягодных вин [10]. Учитывая тот факт, что основными их потребителями являются лица, злоупотребляющие алкоголем [19], можно сделать вывод, что данная категория потребителей чувствительна к снижению экономической доступности алкоголя.

Согласно результатам корреляционного анализа Спирмана заболеваемость алкоголизмом статистически значимо коррелирует с уровнем продажи вина (табл. 1).

Заболеваемость алкогольными психозами положительно коррелирует с уровнем продажи вина и отрицательно коррелирует с общим уровнем продажи алкоголя, а также с уровнем продажи водки и пива. Болезненность алкоголизмом прямо коррелирует с общим уровнем продажи алкоголя, а также с уровнем продажи водки и пива. Болезненность алкогольными психозами прямо связана с уровнем продажи вина и обратно связана с уровнем продажи водки и пива. Число пациентов, пролеченных по поводу алкоголизма, статистически значимо коррелирует с общим уровнем продажи алкоголя, а также с уровнем продажи водки и пива.

Результаты корреляционного анализа говорят о том, что заболеваемость алкоголизмом и алкогольными психозами, а также болезненность алкогольными психозами коррелирует с уровнем продажи вина, в то время как болезненность алкоголизмом и число пациентов, пролеченных по поводу алкогольной зависимости коррелирует с общим уровнем продажи алкоголя, а также с уровнем продажи водки и пива. Представленные данные могут указывать на то, что уровень эпидемиологических параметров алкоголизма зависит как от общего уровня продажи алкоголя, так и от структуры продажи. Наличие связи между заболеваемостью алкогольными психозами и уровнем продажи вина на популяционном уровне согласуется с результатами исследования на индивидуальном уровне, которые указывают на распространенность потребления плодово-ягодных вин среди пациентов, страдающих алкогольной зависимостью [19].

Анализ графических данных говорит о том, что на фоне тенденции к снижению в 2011 году отмечался незначительный всплеск уровня забо- леваемости и болезненности алкогольными психозами, что соотносится с ростом уровня продажи алкоголя, обусловленным ростом его экономической доступности (рис. 2). В пользу того, что этот всплеск не является артефактом, говорит то обстоятельство, что в 2011 году уровень смертности от причин, непосредственно связанных с алкоголем (острые алкогольные отравления, хронический алкоголизм, алкогольный психоз, алкогольная болезнь печени) на фоне тенденции к снижению существенно вырос в 2011 году [10]. Так же как и уровень смертности от других причин, уровень алкогольной смертности существенно снизился после 2011 года [10].

Следует отметить важное ограничение настоящего исследования, которое заключается в отсутствии данных общего уровня потребления алкоголя. В проведенных ранее исследованиях было оценено, что теневой оборот алкоголя в Беларуси достигает 25% от уровня официальной продажи [9]. В этой связи, потребление незарегистрированного алкоголя может быть неучтенной переменной, оказавшей влияние на динамику уровня эпидемиологических параметров алкоголизма в рассматриваемый период. Вместе с тем, учитывая резкое снижение уровня всех эпидемиологических параметров алкоголизма, являющимися чувствительными индикаторами уровня алкогольных проблем, снижение уровня продажи алкоголя в Беларуси после 2011 года не сопровождалось ростом уровня потребления незарегистрированного алкоголя.

Таким образом, три государственные антиалкогольные программы, реализованные в Беларуси на протяжении последних пятнадцати лет, не достигли своей главной декларируемой цели – снижения уровня продажи алкоголя. Вместе с тем, в рассматриваемый период отмечалось значительное снижение уровня одного из самых надежных косвенных индикаторов алкогольных проблем – уровня заболеваемости алкогольными психозами. Результаты настоящего исследования позволяют говорить о том, что существенное снижение уровня эпидемиологических параметров алкоголизма после 2011 года явилось следствием снижения уровня продажи алкоголя, что, в свою очередь, было обусловлено снижением уровня его экономической доступности. Учитывая результаты корреляционного анализа, выявившего тесную связь меж- ду уровнем заболеваемость алкоголизмом, алкогольными психозами и уровнем продажи вина, можно предположить, что существенное снижение уровня эпидемиологических параметров алкоголизма после 2011 года в значительной степени было обусловлено снижением уровня продажи плодово-ягодного вина. В за- отравления и эпидемиологические параметры алкоголизма в  России // Российский медико

Список литературы Продажа алкоголя и эпидемиологические параметры алкоголизма в Беларуси

  • Авербах Я.К. Шамота А.З. Потребление алкоголя и некоторые показатели алкоголизации населения//Вопросы наркологии. -1992. -№ 2. -С. 32-37.
  • Медведев А.С., Кралько А.А., Разводовский Ю.Е., Статкевич Д.А., Щербицкая Е.С. Медико-социальные и социально-экономические последствия употребления алкоголя в Республике Беларусь. -Минск, 2013. -157 с.
  • Разводовский Ю.Е. Алкоголизм и алкогольные психозы в Беларуси в период 1970-1999 гг.//Журн. невролог. и психиатр. им. С.С. Корсакова. -2002. -№ 10. -С. 58-63.
  • Разводовский Ю.Е. Заболеваемость алкогольными психозами как индикатор уровня алкогольных проблем//Здравоохранение. -2002. -№ 11. -С. 14 -15.
  • Разводовский Ю.Е. Эпидемиология алкоголизма в Беларуси. -Гродно, 2004.
  • Разводовский Ю.Е. Заболеваемость алкоголизмом в Беларуси и России//Здравоохранение. -2008. -№ 10. -С. 26-29.
  • Разводовский Ю.Е. Эпидемиология алкогольных психозов в России и Беларуси, 1980-2005 годы//Медицина. -2008. -№ 3. -С. 72-75.
  • Разводовский Ю.Е. Алкоголизм: медицинские и социальные аспекты. -Berlin: LAP Lambert Academic Publishing Gmb & Co. KG, 2012. -294 c.
  • Разводовский Ю.Е. Алкогольные проблемы в Беларуси: эпидемиологический анализ. -LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG: Saarbruken, 2012. -237.
  • Разводовский Ю.Е. Алкогольная ситуация в Беларуси в контексте алкогольной политики//Вопросы организации и информатизации здравоохранения. -2016. -№ 1. -С. 35-42.
  • Разводовский Ю.Е. Крепленые плодово-ягодные вина как фактор алкоголизации населения//Собриология. -2016. -№ 3. -С. 55-60.
  • Разводовский Ю.Е., Зотов П.Б. Алкогольные отравления и эпидемиологические параметры алкоголизма в России//Российский медикобиологический вестник имени академика И.П. Павлова. -2016. -№ 2. -P. 64-67.
  • Уманский М.С., Зотов П.Б. Потребление алкоголя в России//Академический журнал Западной Сибири. -2006. -№ 3. -С. 34-35.
  • Norström T., Razvodovsky Y.E. Per capita alcohol consumption and alcohol-related harm in Belarus, 1970-2005//European Journal of Public Health. -2010. -Vol. 20, № 5. -P. 564-568.
  • Razvodovsky Y.E. Alcohol affordability and epidemiology of Alcoholism in Belarus.//Alcoholism. -2013. -Vol. 49, № 1. -P. 29-35.
  • Razvodovsky Y.E. The effect of beverage type on alcoholic psychoses rate in Russia//Alcohol & Alcoholism. -2015. -Vol. 50, № 2. -P. 200-205.
  • Razvodovsky Y.E. Alcoholism and alcoholic psychoses trends in late-Soviet and post-Soviet Russia//International Archive of Addiction Research and Medicine. -2016. -Vol. 2, № 2. -P. 1-3.
  • Razvodovsky Y.E. Alcoholic Psychoses in Russia and Belarus: A Comparative Analysis of Trends//J. Alcohol Drug Depend. -2015. -Vol. 3. -P. 1 -5.
  • Razvodovsky Y.E. Unrecorded alcohol consumption among alcohol dependent patients//Journal of Addiction Medicine and Therapeutic Science. -2015. -№ 1. -С. 1-4.
  • Umansky, M. S., Zotov P. B. Consumption of alcohol in Russia//Academic Journal of West Siberia. -2006. -№ 3. -Р. 34-35. (In Russ)
  • Norström T., Razvodovsky Y.E. Per capita alcohol consumption and alcohol-related harm in Belarus, 1970-2005//European Journal of Public Health. -2010. -Vol. 20, № 5. -P. 564-568.
  • Razvodovsky Y.E. Alcohol affordability and epidemiology of Alcoholism in Belarus.//Alcoholism. -2013. -Vol. 49, № 1. -P. 29-35.
  • Razvodovsky Y.E. The effect of beverage type on alcoholic psychoses rate in Russia//Alcohol & Alcoholism. -2015. -Vol. 50, № 2. -P. 200-205.
  • Razvodovsky Y.E. Alcoholism and alcoholic psychoses trends in late-Soviet and post-Soviet Russia//International Archive of Addiction Research and Medicine. -2016. -Vol. 2, № 2. -P. 1-3.
  • Razvodovsky Y.E. Alcoholic Psychoses in Russia and Belarus: A Comparative Analysis of Trends//J. Alcohol Drug Depend. -2015. -Vol. 3. -P. 1 -5.
  • Razvodovsky Y.E. Unrecorded alcohol consumption among alcohol dependent patients//Journal of Addiction Medicine and Therapeutic Science. -2015. -№ 1. -С. 1-4.
Еще
Статья научная