Продолжение классических традиций изображения "простых людей" в тюремной прозе К. Ярмыш
Автор: Толстошеева Д.Б.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 2 (65), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается система персонажей как канал литературной традиции, вызывающий в памяти читателя знакомые тексты и тем самым выводящий его на более глубокое понимание смысла новых произведений. При этом необязательно воспроизводить систему персонажей классического произведения со всеми элементами и подробностями: порой достаточно сохранить «рамку» - суть взаимоотношений героев из разных социальных групп. В наиболее читаемых произведениях на тюремную тему, в частности, большое значение имеют отношения условно «простого» (или «маленького») человека с «благородным» (образованным) или политическим заключенным. Для классической русской литературы, придерживающейся ценностей «христианского реализма», характерно построение образа «простого человека» как героя духовно самоценного, равного автору и читателю, несмотря на объективирующий взгляд на него других персонажей. В тюремной прозе советского периода (например, в творчестве А.И. Солженицына) степень субъектности таких героев несколько снижена, но отнюдь не исключена - они по-прежнему сохраняют свое внутреннее «я» свободным и нетронутым. Именно эту особенность изображения взаимодействия героев, остающуюся вполне актуальной, и подхватывает современная литература в лице К. Ярмыш. В романе «Невероятные происшествия в женской камере № 3» главная героиня склонна воспринимать своих соседок по камере поверхностно и относиться к ним свысока, однако эта тенденция в ходе повествования преодолевается авторской волей.
"простые люди", тюремная проза, система персонажей, субъектность персонажа, ярмыш
Короткий адрес: https://sciup.org/149143099
IDR: 149143099 | DOI: 10.54770/20729316-2023-2-146
Список литературы Продолжение классических традиций изображения "простых людей" в тюремной прозе К. Ярмыш
- Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. 480 с.
- Гузаевская С.Н., Родин К.А. Писатель и свидетель (рецепция "Записок из Мертвого дома" Ф.М. Достоевского в литературе о каторге и ГУЛАГе) // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12. № 1. Ч. 2. С. 216-231.
- Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 3. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. 510 с.
- Есаулов И.А. "Простые люди" у Толстого, Достоевского и Солженицына: к постановке проблемы // Л.Н. Толстой и А.И. Солженицын: диалоги в непрошедшем времени. Материалы Всероссийской научной конференции. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. С. 26-32.
- Казанцев Н.С. "Дисциплинарные пространства" М. Фуко: Тема паноптизма в современном социальном понимании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3 (53). Ч. III. C. 69-72.
- Михновец Н.Г. Роман Л.Н. Толстого "Воскресение" как эпический: авторский подход к изображению фактов современности и их оценка // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26. № 2. С. 132-138.
- Ружицкий И.В. Текстообразующая функция слова "вдруг" в произведениях Достоевского // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2011. № 3. C. 18-25.
- Толстой Л.Н. Собрание сочинений: в 22 т. Т. 13. М.: Художественная литература, 1983. 485 с.
- Ярмыш К. Невероятные происшествия в женской камере № 3. М.: Издательство АСТ; CORPUS, 2021. 448 с.