Продовольственная безопасность Российской Федерации как часть обеспечения экономической безопасности в стране
Автор: Хрыков Иван Сергеевич
Журнал: Автономия личности @avtonomiya-lichnosti
Рубрика: Актуальные проблемы безопасности личности, общества и государства
Статья в выпуске: 1 (24), 2021 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассматривается продовольственная безопасность как часть обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации. Анализируются взгляды ученых на данную категорию, а также нормативная база правового регулирования, дается авторская позиция, касательно необходимости принятия Федерального закона «О продовольственной безопасности». Также в данной статье выявляются основные проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации. Автором перечислены международные правовые акты, закрепляющие основы обеспечения продовольственной безопасности, представлены наиболее действенные доктрины и методы, которые используются ведущими странами и мировыми сообществами. Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Продовольственная безопасность, экономическая безопасность, санкции
Короткий адрес: https://sciup.org/142229746
IDR: 142229746
Текст научной статьи Продовольственная безопасность Российской Федерации как часть обеспечения экономической безопасности в стране
Ретроспективный анализ позволяет говорить о том, что понятие «продовольственной безопасности» является относительно новым для мирового сообщества. Впервые оно было употреблено в 1974 году на Римской конференции, которая была посвящена проблема снабжения продуктами населения. Данное мероприятие было инициировано ООН в связи с резвившейся общемировой тенденцией по росту цен на зерновую продукцию. При этом, сама категория применялась там в выступлениях чиновников лишь как заранее определенная дефиниция, хотя до этого она нигде не раскрывалась. Именно поэтому этот год вряд ли можно назвать моментом полноценного внедрения понятия «продовольственной безопасности» в обиход. Оно было распространено и раскрыто значительно позже, уже в 90-е годы XX века. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности, принятая 13 ноября 1996 года странами ООН, закрепило исследуемую дефиницию и обозначило ее содержания. Согласно указанному нормативному акту под продовольственной безопасностью следовало понимать состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому отдельному гражданину предоставлен доступ к продуктам питания и питьевой воде в таком качестве и количестве, которое обеспечивает полноценное развитие (социальное и физическое) личности, а также способствует поддержанию здоровья и воспроизводству населения.
С этого момента понятие «продовольственной безопасности» прочно вошло в обиход большинства государств: оно использовалось как при составлении внутренних нормативных правовых актов, так и в научной литературе по экономическим и юридическим дисциплинам. При этом, хотелось бы обратить внимание на то, что несмотря на попытки разной трактовки указанной дефиниции, в большинстве источников она сохраняет свою суть: меняется лишь ее формулировки.
Так, Е. В. Серова определяет продовольственную безопасность через ее основные показатели, обращая внимание на широкое толкование – доступность продуктов, которые обеспечивают поддержание нормального уровня жизни. Такая формулировка позволяет избежать использования большого количества характеристик самой такой продукции, как в Римской декларации 1996 года, однако, оставляет определенную степень обобщенности и недосказанности [1, c. 44]. При этом, автор обращает внимание на то, что доступность продуктов определяется возможностью их получения основной частью населения, а не всеми подряд, как в международном правовом акте. Л. С. Чершинский, формулируя рассматриваемое понятие, обращается к категории «продовольственной потребности», то есть потребности населения в продуктах питания». По его мнению, под «продовольственной безопасностью» следует понимать именно гарантированное «насыщение» этой самой потребности. При чем, это должно осуществляться не только путем удовлетворения текущих запросов, но и будущих, с помощью создания резерва пищевой продукции. И, конечно, важнейшей характеристикой данного процесса Л. С. Чершинский называет безопасность потребляемых единиц. Б. А. Черняков значительно сужает рассмотренные ранее понятия, обозначая, что продовольственная безопасность определяется возможностью удовлетворения потребностей населения государства из собственных источников, то есть силами внутреннего производства. Такое понимание рассматриваемого понятия необоснованно сужено, так как не учитывает критерия импорта продукции, который для ряда стран, где не развит агропромышленный комплекс, должен в достаточной мере удовлетворять нужды в продовольствии.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на позицию А. А. Анфиногентовой, которая считает, что понятие продовольственной безопасности необходимо рассматривать на 3 уровнях:
-
- глобальный – характеризует тенденции в удовлетворении продовольственных потребностей на общемировом уровне – его следует оценивать по объему производства зерна и его запасам на душу населения в планетарном охвате. Нужно обратить внимание, что именно по таким показателям Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (далее – ФАО ООН) оценивает уровень мировой продовольственной безопасности сегодня;
-
- государственный – рассматривается, как характеристика для конкретной страны и оценивается по отношению объема импорта к собственному производству государства. Другими показателями в этой сфере являются: изменения дохода на душу населения, а также цен на продовольствие;
-
- региональный – определяется объемом потребления и доходами населения.
Характеризуя неоднозначность взглядов на исследуемое понятие, следует обратиться к единственному нормативному, а значит, официальному источнику, закрепляющему данное понятие на уровне нашего государства. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, принятая Указом Президента РФ от 21 января 2020 г., определяет продовольственную безопасность Российской Федерации как состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни. Неудачной видится формулировка «необходимой для активного и здорового образа жизни». Здесь видно, что законодатель подменяет научные понятия оценочными. Наиболее приемлемой характеристикой количества обеспеченности продукции является ее достаточность для гармоничного развития человека в соответствии с медицинскими, биологическими и т. п. нор-мами. В таком случае, мы имеем дело с конкретными показателями необходимого количества продуктов для того, чтобы человек мог поддерживать нормальную жизнедеятельность. При этом, такие показатели научно обоснованы, то есть выработаны на основе заключений экспертов в данной области. В свою очередь, понятие активного и здорового образа жизни является слишком оценочным.
Далее следует рассмотреть нормативную правовую основу обеспечения продовольственной безопасности в РФ. Наше государство является правовым, а значит, именно через юридизацию общественно важных процессов осуществляется управление в различных сферах жизнедеятельности страны. Безусловно, в первую очередь, здесь должны быть рассмотрены международно-правовые акты в рассматриваемой сфере, поскольку они фактически являются мировыми стандартами регу- лирования вопросов продовольственной безопасности. К этой категории относятся [3, c. 45]:
-
- Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания 1974 года;
-
- Римская декларация о Всемирной продовольственной безопасности 1996 года;
-
- Римская декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности 2009 года;
-
- Итоговый документ «Будущее, которого мы хотим» Конференции ООН 2012 года по устойчивому развитию и так далее.
Перечисленные международные правовые акты закрепляют основные вехи обеспечения продовольственной безопасности, а также определяет задачи и перспективы развития этого направления, в зависимости от текущего состояния основ-ных показателей. Невозможно не отметить значимость того, что общими усилиями стран мирового сообщества были признано наличие проблемы в изучаемой сфере и разработаны меры совместного урегулирования необходимых вопросов. При этом, следует обратить внимание и на то, что перечисленные документы носят, в основном, фундаментальный, общетеоретический характер, то есть по своей сути не закрепляет конкретных эффективных мер обеспечения продовольственной безопасности, особенно на уровне отдельных стран. Поэтому большее внимание следует уделять все же национальным системам законодательства в исследуемой сфере.
Начиная с 1950-х годов большинство западных стран активно занимаются правовым обеспечением вопрос продовольственной безопасности. Наиболее успешными в этом плане являются Соединенные Штаты Америки, которые проводят протекционистскую политику, касательно сферы сельского хозяйства. Уже с 1979 года здесь функционирует полноценный Закон «О продовольственной безопасности», который предусматривает реальную систему мер ее обеспечения. В первую оче-редь, нормы данного законодательного акта направлены на поддержание ферме-ров и сельского хозяйства, в целом, поскольку именно эта сфера создает устойчивую основу продовольственной безопасности в стране. Этот же Закон предусматривает также систему государственного резерва зерна, который пополняется путем покупки продовольствия с фермерских угодий: происходит одновременное создание запаса пищевых ресурсов и поддержка их производителей. В 1986 году также был принят новый закон «О совершенствовании продовольственной безопасности», который в разы увеличил эффективность уже имевшейся системы. Нововведения коснулись, в первую очередь, вопросов поддержки фермерских угодий. Закон предусматривал возможность формирования и выделения субсидий специального назначения для поддержания плодородия земель и повышения урожайности. США являются ярким примером грамотной и эффективной политики по последовательному созданию системы продовольственной безопасности в стране.
Безусловно, основным документом в отношении любого юридического акта в нашей стране является Конституция Российской Федерации 1993 года. В контексте исследуемого вопроса, можно выделить статью 7 – которая закрепляет статус России в качестве социального государства, которое обеспечивает возможности для всестороннего и гармоничного развития личности. Также статьи 17 и 18 Конституции РФ устанавливают статус прав человека как незыблемых, основополагающих, непосредственно действующих и т. д. Нужно отметить также, что после внесения попра-вок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году международные нормы, в случае их противоречия национальному законодательству, имеют меньшую юридическую силу. Таким образом, если общемировые стандарты в сфере продовольственной безопасности когда-либо пойдут в разрез с отечественными, это не будет означать, что Россия будет в обязательном порядке подстраиваться под первые, меня внутреннее нормативное обеспечение, это особо актуально в связи с перспективами продления и ожесточения санкций со стороны европейских стран, которые ожидаются в 2021 году [2, c. 13].
На уровне федерального законодательства вопросы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации не урегулированы. Проблема необходимости принятия полноценного Закона «О продовольственной безопасности», на примере США, обсуждается в нашем государстве с самого момента его образования в 1991 году. В 1997 и 2005 годах предпринимались попытки принятия такого нормативного акта, однако, оба раза они отклонялись в Государственной Думе Российской Федерации. Многие эксперты-правоведы считают, что такой подход руководства государства обусловлен тем, что существует Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ. В свою очередь, продовольственная безопасность, является частью общей системы обеспечения безопасности в нашем государстве, а как известно, частные вопросы, не раскрытые в федеральном законодательстве, подлежат рассмотрению в рамках подзаконных правовых актов. В случае с рассматриваемой категорией, это Указы Президента. Именно в такой форме закреплена Стратегия продовольственной безопасности Российской Федерации. Хотя, ради сравнения, следует обозначить то, что вопросы обеспечения национальной безопасности (частью которой, исходя из пункта 6 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, является и продовольственная безопасность) своего отражения в отдельном законе также не находит. И вопреки множеству сторонников принятия подобного нормативного правового акта, существует позиция современного законодателя, который такой акт принимать не спешит. Продовольственная безопасность – категория, которая раскрывается в определенных показателях. Для федерального законодательства Российской Федерации не свойственно закрепление конкретных цифр, необходимого уровня и тому подобное. Для этого и принимаются подзаконные нормативные акты в разных сферах. Например, нормы отстрела животных в сезоны охоты, нормы отлова рыбы, нормы производ-ства и тому подобное. Кроме того, большинство федеральных законов используют классическую структуру нормы права (гипотеза-диспозиция-санкция). Подобная структура построения в вопросах обеспечения продовольственной безопасности попросту не нужна.
Вместе с тем, стоит заметить, что отдельные направления обеспечения продовольственной безопасности все же возведены на уровень федерального закона. Это, например, Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N 29-ФЗ, Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 N 264-ФЗ и т. п. Но и здесь следует понимать, что указанные направления получают подобный статус ввиду своей многообразности. Если говорить о сельском хозяйстве, то оно является важной частью обеспечения продовольственной безопасности, но это не единственная его роль. Оно связано и с вопросами гражданско-правового, трудового регулирования и т.п. Именно поэтому такие сферы государственной деятельности находят свое отражение в федеральном законодательстве.
Список литературы Продовольственная безопасность Российской Федерации как часть обеспечения экономической безопасности в стране
- Казанская А. Ю. Продовольственная независимость РФ в условиях антироссийских санкций: динамика производства сельскохозяйственной продукции // Международный научно - исследовательский журнал. 2018. № 10-2(76). С. 43-49.
- Серова Е. В. Агропродовольственная политика России и ее влияние на эффективность сектора // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 6. С. 11-14.
- Чернова О. А., Степаненко В. Е. Продовольственная безопасность: научно - теоретические подходы к определению терминологии // Юридический мир. 2016. № 10. С. 44-48.