Продовольственная политика большевиков в первые годы советской власти на Дону

Автор: Попова Наталья Андреевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Отечественный опыт

Статья в выпуске: 10, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются меры советского правительства по обеспечению населения продовольствием в стране, и в частности на Дону. Выявлены причины невыполнения планов по реализации продовольственного курса и недовольства населения политикой большевиков.

Продовольственная политика, большевики, донской край, хлеб, земля

Короткий адрес: https://sciup.org/170166096

IDR: 170166096

Текст научной статьи Продовольственная политика большевиков в первые годы советской власти на Дону

В 1918—1920 гг. экономика Советской России, так же как и ее регионов, находилась в состоянии разрухи. Росло недоволь-ство политикой «военного коммунизма» не только среди крестьян, но и среди рабочих, от имени которых осуществлялось строительство советского народного хозяйства.

В связи с этим главной задачей советского правительства стало обеспечение населения продовольствием, главным образом за счет крестьянства. Введенными декретами отменялась зависимость кре стьянина от государства, но он обязан был подчиняться государ ственным интересам, особенно в сфере решения продовольствен -ного вопроса. Согласно декрету о земле, последняя передавалась в общинную собственность и переходила в пользование трудового народа, но фактическое распоряжение ею было сосредоточено в уездных и губернских органах власти, которые самостоятельно определяли трудовые и потребительские нормы наделения землей. Земля оставалась в пользовании землевладельца только при усло-вии использования всей полученной площади при помощи личного труда, без привлечения наемной силы1.

На Дону вопрос распределения земли стоял особенно остро, т.к. основное население составляли казаки, владевшие 75% земли в округах. Фактически она им не принадлежала, но казаки обладали особым правом ее держания. Крупные земельные угодья находи -лись в собственности зажиточных казаков. По новому закону земли казаков - «помещиков» без всякой платы переходили к казакам -«труженикам», т.е. в малоземельные хозяйства2. Но у них не хватало тягловой силы, сельскохозяйственного инвентаря, семян для веде ния товарного хозяйства.

Население по - прежнему остро нуждалось в продовольствии. Норма хлеба по карточкам в промышленных центрах для рабочих сократилась до 50—100 г в день. Для решения этой проблемы совет -ское правительство ввело неэквивалентный натуральный обмен между городом и деревней. Однако в условиях инфляции крестьяне не желали продавать хлеб за обесцененные деньги. Первоначально правительство предлагало крестьянам сдавать хлеб в обмен на кви танции, позже — на необходимые в хозяйстве товары: ткань, нитки,

  • 1    Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. Р-130, оп. 1, д. 31, л. 41, 42.

  • 2    Венков А.В. Донское казачество в Гражданской войне. — Ростов н/Д, 1992, с. 19.

галантерейные товары, обувь, спички, мыло, свечи, керосин, сельскохозяйствен -ные орудия, железо, гвозди, посуду, табак, сахар, соль1. При этом глава правитель -ства В.И. Ленин видел в этой мере начало социализма, строящего республику труда.

Однако товарообмен не обеспечил заполнение продовольственного фонда. Необходимы были более радикальные меры. 10 июня 1918 г. на заседании ВЦИК нарком продовольствия А.Д. Цурюпа выступил с программой продовольствен ных реформ. Основные ее положения содержали пункты о товарообмене, вве дении твердых цен на предметы первой необходимости, об организации бедноты для изъятия излишек продовольствия у зажиточного крестьянства2. В состав со -здаваемых комитетов бедноты должны были войти только местные люди, «кото-рые знали, кто как живет, у кого есть излишки и сколько». При этом «всякий, кто имеет излишки и не сдал их на склад, должен быть подвергнут воздействию, а при отказе сдачи его продовольствие конфисковывалось»3. Эсеры не поддер -жали программу. Они считали, что борьбу с зажиточными крестьянами д олжн ы вести не бедняки, а сами Советы, иначе раскола в деревне не избежать. Несмотря на бурные споры и отказ эсеров голосо вать, программа была принята.

Параллельно с продовольственными реформами велось изменение налого вой базы. 30 октября 1918 г. СНК принял декрет об обложении сельских хозяев нату-ральным налогом в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов. Для контроля процесса сбора и выдачи продо вольствия были созданы государственные и кооперативные оптовые склады, а также интендантские склады, которые запол нялись товарами, предназначенными для обмена.

Большевики взяли курс на хлебную монополию. 11 января 1919 г. был принят декрет о разверстке между губерниями, производящими зерновой хлеб и фураж, которые подлежали отчуждению в распо ряжение государства. Хозяева, не сдавшие к установленному сроку хлеб и фураж, под -вергались безвозмездному принудитель ному отчуждению обнаруженных у них запасов. К «злостно скрывающим» запасы применялись суровые меры, вплоть до конфискации имущества и лишения сво боды по приговорам народного суда. Как и предполагалось, продразверстка прово-дилась силами комбедов и продотрядов, сформированных из городских рабочих партийцев. В.И. Ленин в то время писал: необходимо «...помочь собрать у кулаков излишки хлеба, а не производить (как пытаются наши враги заранее запугать этим деревню) в ней какой -то грабеж всех и вся... За хлеб будут обязательно предо -ставлены мануфактура, нитки и предметы домашнего и сельскохозяйственного оби хода. Будет сделано так, чтобы: к посылае-мым в деревню отрядам не смогли пристать хулиганы и жулики, всегда стремящиеся половить рыбку в мутной водице. Лучше посылать туда поменьше людей, но чтобы они были подходящими для этого»4.

В продовольственных органах было установлено военное положение, упро щавшее порядок прохождения грузов в распределительные пункты, при этом зна чительно сократился штат. Для контроля была создана Верховная продовольствен ная контрольная комиссия, состоящая из 3 человек и имевшая возможность в 24 - часовой срок запросить любой отчет от продорганов, привлечь нарушителей к от ветственности и при необходимости снять их с должности.

Однако отсутствие четких инструкций для комитетов бедноты из центра и ста бильной власти на местах приводили к фактическому грабежу населения. Так, из циркуляра Царицынского губревкома от 18 ноября 1919 г. установлено, что на местах «при заготовке продуктов, фуража, хлеба продорганы совершенно не учитывают, у кого они берут. Получается, что наиболее имущие и зажиточные крестьяне и кулаки являются менее пострадавшими от рекви зиций, а бедняки и семьи красногвардей цев обираются дочиста»5. Наряду с излиш-ками хлеба изымались и семенные запасы. В результате крестьяне стали сокращать посевные площади.

В целях разрешения усугубляющейся проблемы 17 января 1920 г. СНК издает постановление об увеличении посевной площади: «...все земли, пригодные для посевов хлебов и не находящиеся в насто -ящее время в пользовании отдельных лиц или коллективных хозяйств, поступают в распоряжение государства для органи -зации на них посевов хлебов. Из указан -ного фонда земли могут предоставляться в личное или коллективное пользование в 1920 году только с разрешения Народного комиссариата земледелия и его местных органов. Поля, находящиеся в пользо-вании отдельных лиц и коллективных хозяйств (коммун, трудовых товариществ и артелей) и не могущие быть засеянными в 1920 году, причисляются временно к фонду земель для государственного посева хлебов»1. Однако попытки расширить пло -щади посева не были осуществлены из за отсутствия семенного фонда.

Были предприняты дополнительные шаги по охране продуктов от расхищения: склады начинают охраняться, количе ство продуктов — строго фиксироваться. Но работники, претворявшие в жизнь на местах меры правительства, часто обви нялись населением в злоупотреблениях. Например, «на хуторе Сенном и в станице Раздорской один руководитель... при -своил себе 10 пудов пшеницы и был ули чен населением, а продагентура станицы Етеревской и хутора Ильменского выка-чивала из сыпного пункта хлеб, варила из него самогон и занималась пьянством»2. Крестьяне не хотели сдавать выращенный хлеб тем, кто не обеспечивал его сохран ность и использование по назначению. К тому же продовольственные органы под держивали конфликты между зажиточ ными казаками и бедными крестьянскими массами. Все это делало продовольствен -ный курс большевиков неэффективным.

Годы Гражданской войны нарушили естественный уклад жизни населения. Экономика Донского края, как и всей страны, оказалась в кризисном положении. Был нанесен огромный урон народному хозяйству края, выразившийся, прежде всего, в уничтожении материальных цен ностей, спаде производства, развале эко номики, ухудшении жизненного уровня населения. После войны демилитаризация Советской России проходила под знаком нараставших хозяйственно политических трудностей, результатом которых стал тяг чайший кризис, разразившийся весной 1921 г.3 Все сильнее звучали голоса недо-вольных, требовавших свержения боль шевистской власти. Проявление полити ческой напряженности в Донском крае («уголовный бандитизм во 2 м Донском округе принимает характер определенно политический»4) было своеобразной реак-цией на экономическое неблагополучие, отражением усилившегося недовольства населения.

Статья научная