Профессионализм военнослужащего внутренних войск ОВД России
Автор: Камышанов А.А.
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Психологические аспекты профессиональной деятельности
Статья в выпуске: 2 (20), 2003 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14988478
IDR: 14988478
Текст статьи Профессионализм военнослужащего внутренних войск ОВД России
Канд. психол. наук А.А. Камышанов, преподаватель
Военный университет МО РФ, г. Москва
Каждый человек, сделавший сознательный жизненный выбор и посвятивший себя службе во внутренних войсках МВД России, безусловно, стремится к достижению соответствия уровня своего профессионализма требованиям этого вида воинского труда. Такое соответствие прослеживается во взаимосплетении общекультурной, военно-специальной и специфично-функциональной сформированности военнослужащего ВВ – солдата, сержанта, прапорщика, офицера, гeнeрaла. Следовательно, независимо от того, в каких условиях, на каких служебных участках и какие должностные функции выполняют военнослужащие, они осуществляют свой нелегкий воинский труд во вполне определенном деятельностном поле. Все эти измерения характеризуют объективную сторону самобытного труда представителя этой ответственной военной профессии.
Другая, субъективная сторона труда военнослужащего ВВ, проявляется в eго неповторимом образе профессионального деятеля, которому присущ собственный стиль жизни, повседневной службы, выполнения конкретных служебно-боевых задач. Именно сплетение всех отмеченных объективных и субъективных компонентов представляет собой профессиональный труд военнослужащего ВВ. Системообразующим звеном здесь выступает цель военной службы, которая материализуется в совокупном результате воинского труда.
Характер труда воина детерминирован многими, системно взаимосвязанными принципами и нормами, требования которых определяют и систему eго регламентации. В числе ведущих признаков оптимальности системы труда следует выделить удовлетворенность социальным статусом, профессиональную компетентность, долголетие, успешность труда и др. Указанные признаки базируются на нормативных государственных требованиях, целях службы и служебно-боевых задачах, решаемых конкретным воинским коллективом. Представляется важным выделить содержательные стороны каждого из признаков, которые характеризуют преимущественное их действие как детерминант.
-
1. Принцип удовлетворенности социальным статусом оказывает приоритетное влияние на формирование
-
2. Принцип профессиональной компетентности определяет то, что реализация должностных функций основывается на знании сущности социально-психологического явления (процесса) и особенностей eго проявления в конкретных условиях и ситуациях. Не менее важно иметь ясное понимание своих прав и обязанностей, возможностей и ограничений. Профессиональная компетентность в конечном итоге предполагает обязательность практического владения инструментарием, приемами и продуктивными технологиями реализации функциональных и более широких обязанностей.
-
3. Принцип долголетия предполагает полноценную и активную включенность во все жизнедеятельностные связи и отношения в условиях военной службы. Он предполагает: психофизиологическое долголетие – здоровье военнослужащего; профессиональное долголетие – способность эффективно выполнять служебные обязанности и функции; социальное долголетие – соответствие социальных связей и отношений интересам военной службы и собственным потребностям.
-
4. Принцип успешности воинского труда военнослужащего ВВ позволяет оценить эффективность eго связей и отношений в процессе военной службы. Совокупные результаты могут быть представлены: через результаты военно-профессиональной деятельности; состояние повседневных отношений; прежде всего – через морально-психологическое состояние и воинскую дисциплину.
-
5. Принцип субъектности в воинском труде предполагает целенаправленное и постоянное участие военнослужащего во всех сторонах жизни и деятельности, а также действенное влияние на весь уклад военной службы, в которую он включен. При этом важно определять свое отношение и активно влиять не только на формирование и развитие конструктивных структурных и функциональных компонентов воинского труда, но и на то, что мешает их проявлению. Здесь целесообразно не упускать блокаторы эффективной деятельности, отношений и реализации творческого потенциала военнослужащих, а также отклонения от психических и социальных норм.
всей структуры воинского труда – мотивационные, операциональные и результирующие компоненты. По своему составу он включает: нормативный статус, т.e. служебное положение; неформальный статус – реальное признание; субъективный статус – индивидуальные притязания. Совпадения нормативного, неформального и субъективного статусов военнослужащего определяют высокую мотивацию воинского труда. Степень их нeсо-ответствия указывает на противоречия в ратном труде и недостаточную eго мотивацию.
Для понимания феномена труда военнослужащего ВВ, прежде всего, важно уяснить специфику условий, в которых этот труд осуществляется. За время существования внутренних войск МВД России многие условия и факторы претерпели существенные изменения. При этом войска, созданные на лучших воинских традициях, вбирали драгоценное достояние опыта поколений, развивали и создавали тот уклад воинского труда, который обеспечивает успешное достижение целей безопасности Отечества.
Военнослужащие ВВ никогда не были избалованы комфортностью в несении военной службы. Здесь переплетаются многие факторы: природно-географичес- кие; экологические; социально-экономические; деятельностные; материально-бытовые и др. Абсолютное большинство офицеров ВВ, неоднократно меняя места службы, соприкоснулись с пестротой и экстремальностью их проявления.
Примечательно, что в динамичных, изменяющихся условиях профессиональный труд военнослужащего ВВ – это постоянная напряженная включенность в мобильные экстремальные и нестандартные деятельностно-развивающие связи и отношения. Их сердцевиной выступает служебно-боевая деятельность, интересам которой подчинен весь уклад службы и быта воинов, служебнобоевая подготовка, повседневная деятельность, морально-психологическое и иное обеспечение. Именно здесь присутствует тот не всегда признанный подвиг, которому они бескорыстно и самоотверженно отдают свои силы и лучшие годы жизни.
Представляется, что не будет лишним извлечь из этого и такой урок, который дал бы возможность добиться заметного повышения престижности труда военнослужащего и обеспечить ее соответствие реальной социальной значимости. Например, месячное денежное содержание командира дивизии соответствует выходу в ресторан среднего сотрудника коммерческой фирмы. Наблюдая удавшегося “нового русского”, военнослужащий вправе более чем кто-либо иной отнести себя к цвету нации именно новой формации. Однако при этом для него не становится идеалом “новый русский”, щеголеватый, самовлюбленный и высокомерный. Для воина неприемлемы и его бездуховность, и нравственная тлетворность, заключающаяся в отсутствии долга перед Родиной и любви к ней.
В этом свете еще более убедительным и ценным предстает все то, что сформировалось и признается всеми поколениями военнослужащих. Не порывом к благополучию, а высоким чувством долга перед Отечеством, собственным утверждением в компетентном труде будет признан и займет он высокое место в обществе. Именно этим критерием обязано руководствоваться общество, осуществляя дифференцированное расслоение своих членов по статусу, благосостоянию или другим основаниям.
Напряженный уклад военной службы во внутренних войсках оказывается, к сожалению, не всем по плечу. Поэтому не случайно, что наряду с теми, кто успешно развивает и задействует свой потенциал в ратном труде, есть и такие, кто для данной деятельности оказывается просто непригодным. Не все, конечно, следовали в воинском труде своему жизненному выбору, который обязывает человека в последующем действовать адекватно предъявляемым требованиям. Одни этого не воспринимали и уходили из армии, другие не принимают тех сложностей, которые, по сравнению с общими жизненными ценностями, кажутся непривлекательными и непрестижными, третьи оказались не признанными или не востребованными в армейской среде. Немало и таких, кто в силу индивидуальных особенностей не смог успешно нести службу в условиях напряженного воинского труда.
Можно отметить, что и на социальном уровне во внутренних войсках наблюдается не меньше издержек и нерешенных проблем, чем на уровне конкретных “че- ловеческих измерений”. К сожалению, не весь накопленный служебно-боевой опыт в современных условиях оказался поучительным. Все подразделения ВВ испытывают серьезные трудности в вопросах укомплектованности личным составом и техникой, в обеспечении различными видами довольствия и во многом другом, крайне необходимом для нормальной жизнедеятельности. Поэтому в условиях реформирования армии на труд воинов все больше оказывают влияние условия и факторы, приближающиеся по своим параметрам к экстремальным.
В целом профессионализм труда военнослужащих внутренних войск МВД России является ключевым вопросом приведения ВВ в соответствие с современными требованиями. Мощный конструктивный потенциал содержит в себе система воинского труда. В ее рамках представляется возможным продуктивное задействование творческого потенциала военнослужащих всех категорий. При этом важно сохранить те позитивные традиции, которые сформированы всеми предшествующими поколениями во ВВ и складываются в сегодняшние непростые дни, и на их основе обеспечивать достижение качественно новых изменений.
Список литературы Профессионализм военнослужащего внутренних войск ОВД России
- Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.
- Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
- Инженерная психология в военном деле. М.: Воениздат, 1983.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, 1998.
- Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.
- Психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.