Профессиональная и гендерная идентичность в контексте мотивации личности студентов-политологов

Автор: Ожигова Людмила Николаевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Психологические науки

Статья в выпуске: 12, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье описаны особенности профессиональной и гендерной идентичности студентов-политологов. Выявлено, что юноши и девушки по уровню самооценки не отличаются, но содержательно в своих самоописаниях юноши оценивают себя более позитивно. Уточнено, что наблюдаются различия между юношами и девушками в зависимости от мотивации личности. Юноши более эгоистичны и ориентированы на достижение результата деятельности, а девушки ориентированы на процесс деятельности и руководствуются альтруистическими побуждениями.

Профессиональная и гендерная идентичность, маскулинность, фемининность, личность политолога, мотивация, альтруизм

Короткий адрес: https://sciup.org/14933946

IDR: 14933946

Текст научной статьи Профессиональная и гендерная идентичность в контексте мотивации личности студентов-политологов

Профессия политолог относится к достаточно новым видам труда и занятости человека, так как система профессиональной подготовки политологов в вузах началась всего 15-20 лет назад. Тем не менее в России накоплен богатый опыт подготовки кадров в области политического управления, ранее осуществлявшийся в рамках советской партийной системы.

В 90-е гг. ХХ в. в ходе серьезных государственных, экономических и политических изменений возникла острая необходимость в подготовке профессионалов, обладающих расширенными политологическими знаниями, умеющими регулировать реформационные процессы и интеграцию России в мировое сообщество. В высших учебных заведениях тогда началась подготовка специалистов политологов.

В настоящий момент во многих вузах страны идет целенаправленная и комплексная подготовка политологов, существует широкая учебно-методическая, научно-производственная база, обеспечивающая подготовку политологов. Однако общей профессиограмы, комплексных исследований особенностей формирования профессионально-важных качеств и профессионального образа «Я» в настоящий момент недостаточно.

Социально-психологические исследования личности политологов в основном сфокусированы на создании социально-психологического и политического портрета политиков. Так, описаны портреты различных российских (М. Горбачева, Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, В.С. Черномырдина и др.) и зарубежных политиков, депутатов, президентов (Б. Клинтона, Дж. Буша и др.) [1]. Исследователи рассматривают различные компоненты, качества и составляющие личности политика -это потребностно-мотивационная сфера, межличностные отношения, эмоциональные особенности и т.д. [2]. Делаются выводы о том, что профессиональный политик должен обладать высокой мотивацией, зрелой Я-концепцией, иметь четкие эталоны результатов своей профессиональной деятельности [3]. Однако практически нет исследований, показывающих специфику личности молодых людей, обучающихся политологии. Какова мотивация молодых политологов? Каков их образ «Я»? Как соотносятся их личностные особенности и профессионально-важные качества?

Совершенно не рассмотрен исследователями вопрос о различиях в образах политиков и политологов мужчин и женщин. В то время как путь женщины в политике несколько отличается от мужской карьеры, так как до сих пор существуют различные стереотипы, помещающие женщину не в сферу публичной жизни, а в сферу приватной, частной жизни [4].

Отсюда актуальным становится изучение тех представлений, которые существуют в образе «Я» (идентичности) будущих политологов. Поэтому цель нашего исследования, заключается в изучении профессиональной и гендерной идентичности личности в связи с особенностями мотивации студентов-политологов.

Объект – гендерная и профессиональная идентичность личности

Предмет – особенности гендерной и профессиональной идентичности личности и мотивации у студентов-политологов.

Теоретической основой исследования выступают:

  • -    теория профессионального развития, рассматривающая профессиональное становление как частный случай более общей модели личностного развития (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, З.И. Рябикина и др.) [5; 6; 7; 8], где профессиональное развитие связано с изменением и переструктурированием образа «Я» и преодолением ряда личностных кризисов (Р.А. Ахмеров, Ф.Е. Василюк, Э.Ф. Зеер и др.) [9; 10; 11];

  • -    теория гендерной идентичности личности, рассматривающая гендерную идентичность как результат сложного биологического, социального и психологического развития личности в конкретных социальных условиях (Ш. Берн, Т.В. Бендас, И.С. Клецина, И.С. Кон, И.С. Клецина, И.Н. Тартаковская и др.) [12; 13; 14; 15].

В работе были использованы методики: методика диагностики самооценки С.А. Будасси; методика определения психологического пола личности С. Бем (О.Г. Лопуховой); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. Выборка составила 64 человека: девушек - 34 чел., юношей – 30 чел. Все студенты 2-4 курса специальности политология Кубанского государственного университета. Возраст 20-21 год.

В результате исследования получены интересные результаты, которые показали, что существуют гендерные различия в мотивации студентов-политологов, но не в гендерной и профессиональной идентичности.

Разъясним данный вывод на примере конкретных данных.

  • 1.    В целом и юноши, и девушки описывают свою гендерную идентичность позитивно. Но юноши более позитивно оценивают свою гендерную идентичность, так как их самооценка немного выше (более 0,6), чем у девушек (в среднем 0,4). Данное различие не является статистически достоверным, но существуют некоторые различия в содержании качеств, которыми описывают себя студенты. Юноши определили свою гендерную идентичность через 59 качеств. Наиболее часто встречающиеся характеристики: отзывчивый, умный, упрямый, ленивый, бескорыстный, вспыльчивый, грамотный, жизнерадостный, мужественный, ответственный, сильный, способный, честный, чистоплотный. Каждое качество встречалось не более 6 раз, то есть большинство качеств не повторялись. Девушки определили свою гендерную идентичность через 64 качества. Наиболее часто встречающиеся характеристики: добрая, ревнивая, целеустремленная, умная, активная, вспыльчивая, добросовестная, красивая, ответственная, отзывчивая, самокритичная, бескорыстная, вредная, решительная. Каждое качество встречалось не более 8 раз, то есть большинство качеств не повторялись.

  • 2.    Различия в профессиональной идентичности также не проявились в достаточной мере. Уровень профессиональной самооценки у юношей и девушек проявляется на среднем (0,3) и высоком уровне (0,7), а содержательные характеристики во многом совпали. Юноши определили свою профессиональную идентичность в целом через 57 качеств. Наиболее часто встречающиеся характеристики: настойчивый, умный, добросовестный, коммуникабельный, ответственный, целеустремленный, активный, деловой, самокритичный, эрудированный, влиятельный, инициативный, интеллигентный, компетентный. Каждое качество встречалось не более 11 раз, то есть большинство качеств не повторялись. Девушки определили свою гендерную идентичность через 57 качества. Наиболее часто встречающиеся характеристики: умная, целеустремленная, добросовестная, коммуникабельная, способная, упрямая, честная, разносторонняя, организованная, общительная, начитанная, креативная, грамотная, активная. Каждое качество встречалось не более 3 раз, то есть большинство качеств не повторялись.

  • 3.    Существенные различия между юношами и девушками политологами выявлены не в особенностях гендерной и профессиональной идентичности, а в особенностях мотивации. Так, важнейшей особенностью мотивации личности юношей-политологов является то, что они более эгоистичны и ориентированы на достижение результата деятельности. Девушки - политологи мотивированы в деятельности на процесс и осуществляют ее, руководствуясь альтруистическими побуждениями (t=0,0004 для р <0,05). Это значит, что в профессиональной сфере девушки, скорее всего, будут больше внимания уделять процессуальным характеристикам, этапам деятельности и множеству деталей, которые сопровождают эту деятельность, включая человеческие отношения. Юноши, скорее всего, будут игнорировать детали и отношения для достижения полученного результата деятельности.

Юноши описывают себя чаще через традиционные маскулинные качества, в то время как девушки используют и маскулинные, и фемининные характеристики, то есть их гендерная идентичность может быть определена как андрогинная (или сочетающая в себе различные качества).

Восемь из 14 качеств у юношей и девушек совпадают, то есть они более единодушны в описании своей профессиональной идентичности, чем в описании своей гендерной идентичности. Причем отрицательные качества не являются часто встречающимися в самоописаниях студентов.

Таким образом, в гендерной позиции юноши и девушки более вариативно описывают себя и видят свои положительные и отрицательные качества, но в профессиональной, которая только формируется, не допускают проявления некоторых отрицательных свойств. Если вспомнить, что профессиональная самооценка у юношей несколько выше, чем у девушек, то можно констатировать, что как профессионалов юноши оценивают себя более позитивно.

Таким образом, полученные результаты позволяют обозначить особенности гендерной и профессиональной идентичности студентов-политологов и увидеть, какое влияние эти особенности могут оказывать на более общие структуры и свойства личности, в нашем исследовании это мотивы. Интерпретация результатов позволяет предположить, что у студентов-политологов достаточно устойчивое и позитивное осознание своего гендерного и профессионального образа «Я», юноши и девушки очень близки в описании своих профессиональных черт, но в профессиональной деятельности ориентируются на различные цели: юноши на результат и собственный интерес, девушки – на процесс и поддержку других.

Это значит, что в практике психологической работы необходимо обратить особое внимание на коррекцию профессиональных и личных мотивов девушек, которые, «увлеченные» альтруистическими мотивами, могут отходить от получения конкретного результата и переживать негативный опыт в случае недооценки со стороны окружающих их деятельности и усилий. В то время как юноши также нуждаются в некоторой коррекции профессиональных мотивов, так как, следуя за собственными интересами, не всегда будут руководствоваться профессиональными компетенциями или интересами других.

Ссылки:

  • 1.    Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник для студентов вузов. М., 2007.

  • 2.    Самаркина И.В. Политическая картина мира. Краснодар, 2011.

  • 3.    Политическая психология: хрестоматия. Учебное пособие / составитель Е.Б. Шестопал, 2002.

  • 4.    Гнедаш А.А. Политико-административные элиты постсоветской России: гендерное измерение: автореф. … канд. полит. наук. Краснодар, 2006.

  • 5.    Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. М.,1987.

  • 6.    Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.

  • 7.   Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.

  • 8.  Рябикина З.И. Смысл жизни, жизненный сценарий и выбор профессии в условиях новой социальной реальности //

    Психологические проблемы самореализации личности: сборник научных трудов. Краснодар, 1997. Вып. 2.

  • 9.    Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. М., 1994.

  • 10.    Василюк Ф.Е. Психология переживания. М, 1984.

  • 11.    Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2003.

  • 12.    Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. СПб., 2005.

  • 13.    Кон И.С. История и теория «мужских исследований» // Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под общ. ред. М.М. Малышевой. М., 2001.

  • 14.    Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998.

  • 15.    Тартаковская И.Н. «Несостоявшаяся маскулинность» как тип поведения на рынке труда // Посиделки: информационный листок. СПб., 2002. № 3.

Статья научная