Профессиональное призвание: к вопросу о неэкономических факторах экономического роста

Бесплатный доступ

В статье обоснована актуальность социологического анализа феномена профессионального призвания. Профессиональное призвание рассматривается как характеристика человеческого потенциала. Предлагается рассматривать феномен призвания в числе неэкономических факторов экономического роста.

Профессиональное призвание, человеческий потенциал, социальное самочувствие, трудовая мотивация, инновационное развитие общества

Короткий адрес: https://sciup.org/147109653

IDR: 147109653   |   DOI: 10.15838/esc/2014.5.35.16

Текст научной статьи Профессиональное призвание: к вопросу о неэкономических факторах экономического роста

В условиях инновационного развития общества формируется понимание значимости человеческого потенциала, возрастает внимание к вопросам трудовой мотивации, стимулам творческой и профессиональной активности, механизмам, формирующим духовную и эмоциональную связь человека с профессией, понимание стратегических целей профессии и социальных ценностей общества. В качестве источника мотивации инновационной активности и «точки роста» человеческого потенциала рассматривается феномен профессионального призвания.

Феномен призвания привлекает к себе внимание широкого круга специалистов.

Это явление отражает духовную связь человека с профессией и ассоциируется с глубокой преданностью избранному делу, высокой ответственностью и самоотдачей, бескорыстием и творческим отношением к труду.

Обращение к феномену профессионального призвания и его роли в обеспечении экономического роста обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, социологическое изучение факторов экономического роста основано на понимании того обстоятельства, что модернизация – это процесс, прежде всего инициируемый и направляемый человеческой деятельностью.

Во-вторых, модернизацию следует воспринимать как творческий процесс. Н. Луман акцентирует внимание на неочевидности решений в русле модернизации, существовании рисков рассогласованности функциональных систем (политических, финансовых и др.), в том числе связанных с включением в «мировое общество»1. Модернизация не является понятным и однозначно позитивным процессом.

В-третьих, экономический рост не всегда выступает гарантом социального благополучия и психического здоровья. Э. Фромм приводит пример, когда на фоне экономического благополучия в США и ряде стран Западной Европы наблюдался высокий уровень самоубийств и убийств2. Возможность решения проблемы ученый видит в необходимости преодоления отчуждения в труде, создании такой обстановки на производстве, при которой труд имел бы смысл, а работник участвовал бы в принятии решений.

В-четвертых, наблюдается постарение населения – рост численности пожилых людей. Встает вопрос о переосмыслении социальной роли пожилого человека в современном обществе. В исследованиях, проведенных российским ученым В. До-брохлеб, показано, что в России определенная доля старших возрастных когорт сохраняет ресурсный потенциал (здоровье, высокий уровень образования, интеллект, потребность продолжать трудовую деятельность, участвовать в общественных делах)3.

В-пятых, обращает на себя внимание тот факт, что современные социогумани-тарные исследования в большей степени ориентированы на изучение девиаций, в то время как вопросам нормы не уделяется достаточного внимания. Складывается практика объяснения состояний общества, соответствующих норме, посредством понятий, объясняющих отклонения. Факторы роста представляют, на наш взгляд, не меньшую исследовательскую ценность, чем факторы деградации.

В современных зарубежных публикациях особое значение придается этическим аспектам призвания. В частности, существует точка зрения, согласно которой профессия, которую выбирают вопреки призванию, перестает соответствовать общественной потребности, в соответствии с которой она возникла, то есть перестает выполнять свою социальную функцию. Так, автор многочисленных работ в области теологической и прикладной этики James M. Gustafson отмечает: «Рассмотрение профессии как призвания выявляет две черты: 1) высокий уровень развития мотивации и 2) более глубокое видение целей, которым профессия служит»4. По мнению ученого, «у профессии без призвания нет моральных и гуманистических корней, она теряет гуманистическую сущность и ограничивает видение целей, которым она (профессия) служит»5.

Мы разделяем научную позицию М.К. Горшкова, согласно которой гуманизация экономики рассматривается в качестве основного императива, лежащего в основе моделей экономического роста, а успехи модернизации российского общества связываются с оздоровлением социальной среды, духовным развитием общества и нравственным состоянием людей6.

Профессиональное призвание рассматривается нами в качестве фактора экономического роста, духовного регулятора профессиональной деятельности и ассоциируется с нравственным и эмоциональным отношением к труду, развитой трудовой мотивацией и креативностью.

Методологическим основанием этих предположений явились теоретические положения работ классиков немецкой социологии М. Вебера, Г. Зиммеля и Ф. Тенниса, в которых раскрыты сущностные черты феномена профессионального призвания7.

Приведем некоторые результаты исследований, проведенных автором.

  • 1.    Изучение распространенности призвания как идентификационной характеристики индивида показало высокую распространенность призвания как идентификационной характеристики индивида8.

При ответе на вопрос: «Соответствует ли Ваша профессия (основная деятельность) Вашему призванию, способностям и склонностям?» чаще других отмечали соответствие профессии (основной деятельности) призванию, способностям и склонностям руководители и служащие (в % от числа опрошенных):

руководители

  • •    высшего звена – 94,0;

  • •    среднего звена – 79,8;

  • •    низшего звена – 57,9;

служащие, специалисты

  • •    производственной сферы – 65,5;

  • •    непроизводственной сферы – 75,9; дипломированные специалисты

  • •    с высшим образованием – 63,2;

  • •    со средним специальным образованием – 49,8.

Реже других отмечали соответствие профессии (основной деятельности) призванию, способностям и склонностям (в % от числа опрошенных):

  • •    безработные – 23,2;

  • •    домохозяйки – 22,9.

  • 2.    Результаты исследования, проведенного в 2011 году9, показали, что выбор профессии в соответствии со способностями, склонностями и призванием ассоциируется с более высокими показателями

    Таблица 1. Значение Индекса удовлетворенности при ответе на вопрос: «Соответствует ли Ваша профессия (основная деятельность) Вашим способностям и склонностям?»

    Удовлетворены ли Вы?..

    Индекс удовлетворенности

    Соответствует ли Ваша профессия (основная деятельность) Вашим способностям и склонностям?

    Да, соответствует

    Нет, не соответствует

    Затрудняюсь ответить

    Состоянием своего здоровья

    0,424

    0,329

    0,385

    Своим материальным положением

    -0,341

    -0,635

    -0,422

    Своей работой

    0,428

    -0,373

    0,009

    Взаимоотношениями в семье

    0,729

    0,473

    0,609

    Своей жизнью в целом

    0,640

    0,507

    0,486


    Таблица 2. Значение Индекса удовлетворенности при ответе на вопрос: «Соответствует ли Ваша профессия (основная деятельность) Вашему призванию?»

    Удовлетворены ли Вы?

    Индекс удовлетворенности

    Соответствует ли Ваша профессия (основная деятельность) Вашему призванию?

    Да, соответствует

    Нет, не соответствует

    Затрудняюсь ответить

    Состоянием своего здоровья

    0,472

    0,229

    0,453

    Своим материальным положением

    -0,308

    -0,575

    -0,417

    Своей работой

    0,506

    -0,236

    0,094

    Взаимоотношениями в семье

    0,728

    0,562

    0,638

    Своей жизнью в целом

    0,667

    0,529

    0,547

    где А – частота ответов «удовлетворен»;

    В – частота ответов «не удовлетворен».


удовлетворенности жизнью, работой, материальным положением, более высоким уровнем профессионального оптимизма. Индексы удовлетворенности в группе молодежи в возрасте 20–29 лет представлены в таблицах 1 и 2 .

Индекс удовлетворенности может принимать значения от «1» до «-1», при этом значение индекса со знаком «+» показывает численный перевес положительных ответов, со знаком «-» – отрицательных. Значение индекса равное «1» соответствует 100% частоте ответов «удовлетворен», соответственно «-1» – 100% частоте ответов «не удовлетворен».

Индексы удовлетворенности рассчитаны по формуле:

Иудовл = (А – В)/100,

Изучение показателей субъективного благополучия во взаимосвязи с индикаторами профессионального призвания показало эвристичность предложенного подхода и значительные возможности его практического использования.

Формат статьи не позволяет в полной мере представить результаты исследования.

В то же время масштабы распространенности феномена, устойчивость данных от исследования к исследованию, значительная ценностная нагруженность понятия «профессиональное призвание» позволяют предложить его к рассмотрению в рамках аксиоматического подхода.

Shukhatovich V.R.

Professional vocation: on the subject of non-economic factors in economic growth

Список литературы Профессиональное призвание: к вопросу о неэкономических факторах экономического роста

  • Модернизация/Н. Луман, А. Антоновский, Б. Скуратов, К. Тимофеева//Самоописания: пер. с нем. -М.: Логос, ИТДГК «Гнозис», 2009. -С. 233-239
  • Фромм Э. Здоровое общество. -ООО «Издательство ACT», 2005
  • Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России//Социологические исследования. -2008. -№ 8. -С. 55-61
  • Gustafson J.M. Professions as “Callings”//The Social Service Review. -1982. -Vol. 56. -No. 4. -P. 509
  • Gustafson J.M. Professions as “Callings”//The Social Service Review. -1982. -Vol. 56. -No. 4. -P. 501.
  • Горшков А.К. Об аксиоматической трактовке влияния неэкономических факторов на экономический рост//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2014. -№ 3 (33). -С. 46-48.
Статья научная