Профессиональное сопровождение психологов — будущее или настоящее

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/149126314

IDR: 149126314

Текст статьи Профессиональное сопровождение психологов — будущее или настоящее

Как и в любой другой профессии, качество профессиональной деятельности психолог а ОВД достигается. несомненно. за счет его профессиональной грамотности, уровня базовых знаний, развитости профессиональных умений и навыков.

Вместе с тем. как показывает практика, нс каждый даже высокообразованный психолог, способен быть хорошим спе-циалисгом-практиком, так же, как и хороший специалист-практик нс всегда способен длительно поддерживать эффективность деятельности Под эффективностью мы понимаем продуктивность трудя количество и качество проводимых мероприятий;

  • -    профессиональный рост - развитие и совершенствование. которые невозможны без анализа деятельности и рефлексии;

  • -    профессиональное долголетне - способность сохранять собственное психическое здоровье, работоспособность и желание трудиться.

Изучая внутреннюю феноменологию другого человека, он сталкивается с собственными проблемами, внутренними переживаниями, защитными механизмами, те. со своей собственной внутренней феноменологией. Можно сказать, что основным инструментом в работе психолога является его собственная личность, собственная душа, состояние которой не всегда поддается пониманию, управлению и сознательному контролю. Специфика работы психолога в органах внутренних дел порождает и специфичность возникающих у нею психологических проблем.

Изучение деятельност и психологов райотделов и подразделений Краснодарского края в течение трех лет позволило нам выделить наиболее характерные из возникающих проблем

Прежде всего следует учесть, что МВД - силовая структура. в основе деятельности которой лежат власть и принуждение, что формирует у милиционера, в том числе и психолога. позицию “силы" (авторитарность, доминантность, агрессивность). нс соответствующую общепринятому представлению о психологе. При этом следует учитывать, что людям, облеченным властными полномочиями, характерен нарнисси-ческий тип развития личности, помогающий адаптироваться в силовой структуре, безболезненно переносить ситуации фрустрации, давления. Основной тип защиты "нарцисса" обесценивание, что может проявляться как со стороны сотрудников по отношению к психологу, так и со стороны психолога по отношению к сотрудникам и к самому себе

Профессия психолога, будучи гуманистической. - напротив. предполагает сохранение равноправной позиции, умение присоединяться, принимать другого таким, какой он есть, сензитивности, эмпатийности. В то же время искажение установки на “сверхгуманистическую направленность", “гиперподдержку и опеку", страх причинения “боли", делает их работу малоэффективной, разводит психолога и сотрудника в разные плоскости общения, создает ситуацию непонимания и неприятия друг друга, неудовлетворенности контактами. При этом психолог нс видит возможностей, "обессиливает клиента (сотрудника)", обращается с ним как с хрупким, слабым, что не соответствует представлению о сотруднике МВД.

Таким образом, психолог в системе ОВД попадает в ситуацию двойного связывания: противоречивость требований к нему (как к психологу и милиционеру одновременно) в любом случае делает действие психолога несоответствующим или одному, или другому требованию. Гуманистическая направленность психолога изначально по своей сущности неадекватна требованиям системы. Социальное поведение, задаваемое системой, неадекватно профессиональному статусу психолога.

Ситуация двойного связывания зачастую формирует у психологов чувство вины, собственной бесполезност и и никчемности, что является основой развития невротической симптоматики.

Психолог ОВД включен в жесткую иерархическую систему. его отношения с коллегами обусловлены субординацией Насколько бы ни был психолог профессионален, он всегда останется подчиненным для своего руководителя, что может влиять на результат профессионального контакта и степень удовлетворенности им как со стороны психолога, так и со стороны руководителя. Кроме того, психолог может стать объектом манипуляций как “сверху", со стороны вышестоящих руководителей, так и “снизу" со стороны сотрудников I{аходясь в системных отношениях, психологу крайне сложно удерживать нейтральную позицию и практически невозможно быть в роли эксперта системы, к которой он сам принадлежит. Так или иначе, у психолога формируется установочное восприят ие (позитивное или негативное).

У психолога ОВД нет четких границ “профессиональной территории", где бы он имел возможность реализовать собственные интересы и склонности, что нс позволяет удовлетворять потребность в самореализации, поддерживать свою ценность и значимость для окружающих.

Психологи часто высказывают свою неудовлетворенность работой: “Я должен быть во всем, а значит, ни в чем". "Я не могу ни на чем сосредоточиться, остановиться, выделить главное в своей работе", “Меня везде по чуть-чуть и нигде много”.

Уже при изучении должностных инструкций психолога ОВД четко вырисовывается проблема расширенности и многоплановости деятельности. Психолог органов внутренних дел - профессионал-универсал: диагност. эксперт, консультант, тренер, педагог, терапевт. Каждая из этих ролей требует разных позиций психолога по отношению к сотрудникам (“сверху", “на равных", “нейтральная"; “в интересах системы", “в интересах начатьства", "в интересах подчиненного" и тд.). что и и формирует различное отношение сотрудников к психологу.

Смешение функций психолога создает неопределенность в представлениях сотрудников о психологе: зачастую они воспринимают его как непонятного, а значит, небезопасного для себя специалиста. В этих условиях психолог стоит перед необходимостью постоянно пробиваться к личному составу через их зашиты, в буквальном смысле слова, завоевывай, доверие, но нс всегда эти усилия достигают цели, так как неопределенность роли психолога и отношения к нему функционально обусловлено.

Кроме этого, как и любой сотрудник ОВД. он несет на себе функции системы, тс. он милиционер. Причем часто универсал: кадровый работник, оперативный работник, боец (ОМОН, СОМ).

Эта '‘универсальность'', в отличие от психологов других структур (медицина, социальная зашита, спорт, производство), не позволяет выстраивать четкие рамки, создаст размытость границ позиции, функциональной и ролевой компетентности. На практике это создаст конфликт между потребностью психолога в стабильности. определенности позиции, места и роли в системе и требованиями реальности. Психолог постоянно находится в ситуации неопределенности, что нс позволяет реализовывать базовую потребность в безопасност и, поддерживает состояние напряженности.

  • 1 1с каждый психолог внутренне готов и способен отстаивать свои границы. Особенно остро это проявляется у начинающих специалистов в период адаптации и в ситуации недостаточной профессиональной компетенции. В этом случае психолог пытается ощутить свою значимость, ценность через выполнение любых поручений, взятии на себя несвойственных функций, что формирует со стороны сотрудников неверную установку Они нс видят в нем специалиста, воспринимая его как безотказного “адъютанта ", помощника кадровиков. “разнорабочего", что создает излишнюю загруженность и непродуктивность деятельности, а следовательно и чувство неудовлетворенности. Выйти изданной роли, не вступая в конфликт, психологу практически невозможно.

При изучении рейтинга данной категории психологов выявляется, что сот рудники относятся к ним как к “хорошим людям", друзьям, но нс воспринимают их как ценных сотрудников или как ценных специалистов-психологов У самого психолога это вызывает чувство обиды за нсоиснснность затраченных усилий.

Размытость профессиональных границ может создаваться и самими психологами. Чаше это выражается в расширении границ ответственности, гипертрофированном чувстве долга. стремлении брать на себя ответственность за судьбы других людей, а также неумении определить границы своей компетентности. наделении себя сверх возможностям и.

Существует также проблема прозрачности личных границ психолога, которая обусловливается открытостью, доступностью информации о личной жизни психолога для его “клиентов-сотрудников", что делает невозможным установление и поддержание терапевтических отношений психолога с сотрудниками: “Что ты мне говоришь, у самого-то...".

Как показывают результаты опросов, основным мотивом выбора профессии психолога являются, с одной стороны. интерес к специфике деятельности, потребность в самореализации, с другой стороны, потребность в признании и причастности, связанной с чувствами собственной значимости. ценности для других, самоуважения.

Попадая в систему, нельзя быть в ней инородным телом, нужно обретать опыт, который позволяет быть сопричастным системе, иначе возникает угроза быть выброшенным из нее или проигнорированным ею. В этом случае формируется неверная установка, особенно у начинающих психологов в милиции. Чаше это проявляется у мужчин: “Я сам этого нс делал, как я могу с этим работать9 ", которые стремятся таким образом доказать свою состоятельность и испытать чувство равенства с другими сотрудниками системы. Это подкрепляется внешним воздействием: “Ты сам сходи и попробуй, тогда поймешь, как это", "Как вы можете об этом говорить, если сами нс прошли через это".

Особенно ярко это проявляется на примере служебных командировок в Чеченскую Республику, где психологи на рапных с другими участвуют в боевых ситуациях. Получая травматичный опыт в ходе выполнения служебных задач, психолог стоит перед необходимостью помогать другим. При этом, находясь в тех же условиях и нс имея возможности получить психологическую помощь, он попадает в “воронку травмы" вместе с теми, кому пытается помочь. Выталкивая из нес других, сам психолог остается в психологической травме

К сожалению, очень ограничена помощь психологам и по возвращению из командировки. Это обусловлено внешними факторами: отсутствием других психологов в подразделении, территориальной удаленностью от других органов внутренних дел, закрытостью системы, невозможностью поделиться травмирующей информацией с психологами других структур, а также внутренними: установкой, сформированной стерео типом представлений о психологе как совершенном, сильном человеке, способном справляться с любыми психологическими проблемами: “Психолог должен уметь помочь себе сам"

В течение трех лет в рамках комплексной программы психологической подготовки к служебным командировкам в Чечне с непосредственным участием психологов, имеющих опыт пребывания в зоне вооруженных конфликтов, мы часто сталкивались с имеющимся у них травматическим опытом. В ходе обучающих семинаров, которые, по сути, являются и терапевтическими, проводимыми в течение 1,5 лет специалистом по кризисной тералии О.И. Абдураштеговой (г. Санкт-Петербург). у психологов актуализируются проблемы как первичной травматизации, полученной при непосредственном участии в экстремальных ситуациях, так и вторичной травмы, полученной при проведении реабилитационных мероприятий, работе с кризисными состояниями и посттравматическими расстройствами сотрудников.

В этой связи хотелось бы отмстить. что профессия милиционера относится к профессиям с повышенной степенью риска для жизни и здоровья, особенно в связи с участием сотрудников в боевых условиях и приближенных к ним. Психолог ОВД зачастую встречается с глубинными проблемами сотрудников, связанными со страхом смерти, разрушением внутреннего и внешнего мира, потерями, что не может нс актуализировать собственные экзистенциальные, базальные страхи и проблемы. Нс имея достаточных навыков работы с острым горем, возможности индивидуальной психотерапии собственного опыта потерь, психологи, тем не менее, обязаны оказывать психологическую помощь в ситуации гибели, смерти, потери. Нс умея завяль профессиональную позицию помогающего специалиста, психолог попадает в ловушку собственных переносов и проекций, настолько присоединяется, проникается чужим горем, переживает сильные эмоции, что оказывается сам психологически травмирован

Аналогичная ситуация складывается и при раболе с другими, менее травматичными проблемами (развод, конфликт ит.д.), связанными с собственным нс проработанным негативным опытом. Попадая в порочный круг, обязан помогать - получаю вторичную психотравму (актуализация собственных проблем) - помочь нс могу - обязан помогать, психолог постепенно приходит к мощнейшему профессиональному “выгоранию”.

Таким образом, основные проблемы, как нам видится, порождаются объективными факторами:

  • -    противоречивостью требований силовой системы и гуманистической позиции профессии психолога:

  • в ключенностью в жесткую иерархию отношений, причастностью к закрытой системе;

  • -    расширенностью и размытостью ролевых функций:

  • -    открытостью и доступностью личной информации о психологе для сотрудников;

  • - отсутствием достаточных условий для получения психологической помощи самим психологом.

Субъективными факторами являются:

  • -    отсутствие достаточных профессиональных навыков и умений;

  • -    противоречивость внутренних установок;

  • н еумение определять границы компетентности и профессиональной ответственности;

  • - получение и накопление личного травматическою опыта; подверженность профессиональной деформации и вы-।оранию.

В связи с этим мы считаем, что для решения выявленных проблем необходима система профессионального сопровождения деятельности психологов органов внутренних дел, которая включала бы в себя:

  • I.    Профессиональный отбор на основе профсссиотрам-мы психолога ОВД.

  • 2.    Стажировку на базе структурного подразделения психологов ГУВД.

  • 3.    Сопровождение и помощь в процессе адаптации молодого специалиста к условиям службы и коллектив)’.

  • 4.    Профессиональное обучение:

При от боре кандидатов на должность психологов в органы и подразделения внутренних дел Краснодарского края мы обращаем внимание не столько на знания и умения, сколько на их мотивацию, в том числе потребность к достижению, толерантность к условиям системы (социально-психологическую гибкость и мобильность, устойчивость к стресс-факто-рам и фрустрации, сочетающуюся с рефлексивностью, способностью к эмпатии). При подборе мы делаем ставку не на готовых профессионалов, а на потенциально способных стать таковыми.

На наш взгляд, основная задача стажировки - в ходе обучения основным формам и методам работы помочь начинающему специалисту сформировать представления о профессиональных, функциональных и ролевых границах психолога ОВД, определить рамки компетенции и ответственности, занять свою нишу.

Паш опыт показывает, что на этапе адаптации важно научить молодого психолога удерживать свои профессиональные границы, найти индивидуальный стиль в работе, сформировать позитивный имидж на основе склонностей и возможностей.

  • -    через систему зональных (кустовых) семинаров:

  • -    через систему общскрасвых семинаров;

  • -    через систему тематических и специализированных семинаров;

  • -    через систему самообразования (методический день); через обмен положительным опытом, воркшопы.

  • 5.    Система супервизии:

В течение трех лег данная система обучения существует в ГУВД Краснодарского края. Основная идея ее заключается в том. что она позволяет учитывать при составлении обучающих групп уровень профессиональной подготовки, индивидуальные склонности и интересы психологов, способствует их самореализации и последующей презентации накопленного опыта. К обучению психологов края мы стремимся привлекать специалистов высокой категории, что позволяет осуществлять сертификацию по отдельным направлениям или методам и служит для психологов одним из сильнейших стимулирующих факторов в работе.

  • -    процесс-анализ профессиональных случаев;

  • -    балентовскис группы;

  • - супервизия терапевтических отношений;

  • - личная психотерапия.

  • 6.    Система реабилитации психологов, побывавших в экстремальных ситуациях:

  • - санаторно-курортное лечение:

  • -терапевтические группы;

    -дебрифинг.

  • 7.    Система контроля и своевременного реагирования:

Создание системы супервизии и реабилитации стало объективно необходимым в связи с быстрым профессиональ ным ростом психологов края, что повысило их активность в работе с психотравмой, горем, потерей, другой тяжелой проблематикой и повлекло их вторичную психотравмати-зацию. Данная система супервизии и реабилитации в настоящий период находится в стадии становления, но уже сейчас она позволяет нам сохранять профессиональное здоровье наших психологов, предупреждать их профессиональное выгорание.

  • -    комплексная проверка, целевая (тематическая) проверка;

  • -    в рамках служебной проверки СПК: изучение в коллективе, комплексная инспекторская проверка, оказание практической помощи.

  • 8.    Система аттестации психологов. Она находится в настоящее время в стадии разработки. В данный период нами проводится работа по изучению профессионального статуса и отношения личного состава к психологам в органах и подразделениях внутренних дел края. Анализ полученных результатов позволит нам выработать критерии оценки деятельности психологов для дальнейшей их аттестации.

Данная система осуществления контроля позволяет держать в поле зрения систему психологического обеспечения в территориально отдаленных органах внутренних дел края, владеть ситуацией в коллективах подразделений и при необходимости влиять на нес.

ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ,ПОСТУПАЮЩИМ НА СЛУЖБУВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Канд. пед. наук, доцент А.Ф. Караваев

Омская академия МВД России

В начале XIX в. во многих странах мира широкое распространение получила так называемая психотехника, в которой проблема профессионального отбора занимала центральное место. Представители психотехники утверждали, что человек и профессия должны подходить друг к другу, как болт и гайка, а потому профессиональный отбор должен охватывать все виды деятельности человека. 11озжс эта теория не имела массового характера, а использовалась только для тех профессий. которые предъявляют особые требования к человеку (например, связанные с воздействием стресс-факторов, информационной перегрузкой, необходимостью работать в условиях изоляции и т.п.).

Дтя массовых профессий более важной, чем отбор, является профессиональная ориентация, помогающая человеку рационально выбрать такую профессию, в которой бы наиболее точно реализовались его способности.

Основой для разработки методов профессионального о гбора служит учение о способностях человека. 11од способностями в психологии понимают комплекс свойств человека, являющихся условием успешного овладения определенными вилами деятельности, совершенствования в них и достижения высоких результатов. Различают способности общие и специальные. Психологические исследования показывают, что способности человека формируются и развиваются в процессе жизни. Но формируются они нс на "голом месте'*. Природной предпосылкой способностей являются задатки, т.с. некоторые прирожденные особенности. 11а основе сходных задатков могут развиться различные способности, и. наоборот, на основе различных задатков могут развиваться сходные способности (И.Н. Шестюк, 1972).

Задатки каждого человека являются в высшей степени специфическими, уникальными, поскольку, как утверждает

Статья