Профессор А.П. Куницын у истоков естественной школы права в России

Бесплатный доступ

Авторы связывают начало распространения в Российском государстве естественно-правовых идей с научно-педагогической деятельностью санкт-петербургского профессора А.П. Куницына. Анализируются его работы, и подчеркивается вклад А.П. Куницына в развитие политико-правовой мысли в России.

А.п. куницын, с. пуфендорф, естественное право, "о правах человека и гражданина"

Короткий адрес: https://sciup.org/142233694

IDR: 142233694

Текст научной статьи Профессор А.П. Куницын у истоков естественной школы права в России

В истории Европы XVII и XVIII вв. были отмечены бурным развитием философской, теологической, правовой, политической, государственной мысли. Социальные потрясения, религиозные войны, появление новых религиозных направлений, развитие искусства, живописи, архитектуры и вместе с тем продолжающиеся гонения на так называемых ведьм и колдунов, непрекращающиеся споры об Истине - все это с новой силой ставило вопрос о личности и ее месте в космологической картине мира. Теоцентрическая модель миропонимания постепенно смещалась в сторону антропоцентрической [15, с. 111]. К этому времени в Европе набирает популярность теория естественных прав человека. Имена Гуго Гроция и С. Пуфендорфа звучали во всех европейских университетах [13, с. 174].

В России естественно-правовые взгляды также нашли своих приверженцев и последователей. Интерес к произведениям С. Пуфендорфа возник в начале XVIII в. не без влияния Петра Великого. По его поручению в 1726 г. в Санкт-Петербурге вышла книга «О должностях человека и гражданина по закону естественному, книги две, сочиненные Самуэлем Пуфендорфом». Редактировал ее архимандрит Троицко-Сергиевского монастыря Гавриил Бужинский, один из «птенцов гнезда Петрова». Петр I требовал, чтобы работа была выполнена «с поспешением ... внятно и хорошим штилем». Книга вышла в свет уже после смерти Императора. Издание открывалось предисловием Гавриила Бужинского «Правдолюбивому российскому читателю» [5, с. 38]. Надо сказать, что книга была издана с благословения Святейшего Синода. Активно переводились на русский язык и другие работы С. Пуфендорфа, в частности,

Kunitsyn. Analyses of his work and highlights the contri-legal thought in Russia.

«The rights of man and citizen».

«Введение в историю европейскую» [9]. Даже был издан школьный учебник по обществознанию, содержание и название которого («О должностях человека и гражданина») были напрямую заимствованы у С. Пуфендорфа.

Получило распространение издание австрийского педагога Иоганна Игнатия Фельбигера, (который служил аббатом в одном из монастырей Августинского ордена, а в 1778 г. был назначен главным директором всех нормальных школ в наследственных землях австрийской короны), «Руководство к честности и правдивости, в малых училищах учащейся славено-сербской юности на чтение определенная книга». Отметим, что в данном руководстве определялся правовой статус различных социальных и профессиональных групп Австро-Венгрии.

В XVIII в. во многом благодаря переводам работ И.И. Фельбигера и С. Пуфендорфа, а также покровительству и интересу императрицы Екатерины II к идеям немецких и французских просветителей, естественно-правовые идеи получили распространение среди преподавателей и студентов российских учебных заведений. Заметим, что естественно-правовые идеи были знакомы и Царскосельским лицеистам, в том числе, и А.С. Пушкину. Как известно, молодежь там воспитывалась в духе политического вольномыслия. Одним из педагогов великого поэта был Александр Петрович Куницын (1783-1840 гг.). А.С. Пушкин в стихотворении, написанном к лицейской годовщине «19 октября 1825 г.», ему посвятил строки:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Именно этому человеку, пожалуй, и принадлежит право называться родоначальником Санкт-Петербургской школы естественного права. А.П. Куницын начал работать в Императорском Царскосельском лицее в 1711 г., вернувшись после учебы в Германии (в университетах Геттингена и Гейдельберга). Произнесенная им на открытии лицея 19 октября 1811 г. речь была проникнута свободолюбивыми идеалами и определяла направление лицейского воспитания: «главным основанием ваших познаний должна быть истинная добродетель ... Приуго-товляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оные, ибо закон, нарушаемый блюстителем оного, не имеет святости в глазах народа» [6, с. 13].

В лицее он преподавал нравственные, политические и юридические науки до 1817 г., затем возглавил кафедру правоведения в Главном Педагогическом институте, незадолго до этого открытом в Санкт-Петербурге. Одновременно он читал лекции и в Санкт-Петербургском университете. Однако в 1821 г. профессор был уволен со службы по причинам, о которых будет сказано ниже и больше в высшие учебные заведения ему вернуться не удалось. Пять лет он трудился как рядовой преподаватель в Пажеском корпусе, а в 1826 г. был принят на службу в штат II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Причиной отстранения от педагогической деятельности стало его двухтомное сочинение под названием «Право естественное». Первая часть этого сочинения вышла в свет в 1818 г., вторая - через 2 года, обе в Санкт-Петербурге. Сейчас этот двухтомник находится в Музее редкой книги Российской Государственной библиотеки. На оборотной стороне переплета второго тома имеется надпись, сделанная рукой известного библиофила XIX в. В.В. Шангина: «По распоряжению прави- тельства книга была сожжена как противоречащая явно истинам христианства и клонящаяся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных». По причине сожжения часть вторая исключительно редка, ее нет даже у известных букинистов Москвы.

Знакомство с содержанием этого сочинения позволяет объяснить данный факт. В первой книге излагаются теоретические вопросы права, а во второй даются практические рекомендации, в том числе, и российскому правительству. Почему же эти рекомендации вызвали столь резкую реакцию, особенно со стороны Святейшего Синода?

На наш взгляд, это впрямую связано с началом распространения в Российском государстве естественно-правовых идей, уже давно получивших к тому времени широкое распространение в Европе. Все дело в том, что А.П. Куницын пытался с позиций естественного права, опираясь на теоретические положения С. Пуфендорфа и других мыслителей, обосновать политическую программу, во многом схожую с рассуждениями идеологов декабристского движения.

По мнению А.П. Куницына, естественные права личности - это вечный принцип, а не что-то, свойственное только ранним этапам истории общества. Они не перечеркиваются ни общественным договором, ни так называемым договором о подданстве, (кстати говоря, термин «договор о подданстве» был введен в обиход С. Пуфендорфом). «Общество не имеет права ограничивать свободу членов своих более, нежели сколько они к тому обязаны по договору или по понятию о цели общей», «каждый член сохраняет все права, которые не были им отчуждены в договоре соединения» [4, с. 8-9] (имеется в виду так называемый общественный договор). «Общество не имеет права употреблять своих членов как простые орудия для достижения своих целей» [4, с. 66]. Таким образом, в работе А.П. Куницына четко декларируется приоритет личного перед социальным (общим), провозглашается принцип правового антропоцентризма.

При всем этом примечательно то, что хотя в словах А.П. Куницына нет ни одного о крепостных крестьянах, все же антикрепостническая направленность его высказываний сравнительно легко угадывается. Он пишет, что «гражданин подчинен властителям только для цели государства, т.е. для обеспечения общей безопасности, во всех прочих случаях он остается свободным и независимым . личная свобода каждого члена государства согласна с подданство» [4, с. 67]. Если личная свобода согласуется с подданством, то, в соответствии с данным утверждением А.П. Куницына, крепостничество, вероятно, никак не согласуется.

Поэтому очевидно, что антикрепостнические идеи А.П. Куницына естественным образом сочета- ются с антисамодержавными, добавляя в философские мысли автора политическое содержание. Он подчеркивает, что «отчинный образ правления (т.е. наследственный - Л.Р., B.C.) противен цели общества, ибо по оному... весь народ делается собственностью властителя» [4, с. 135]. Эта мысль конкретизируется на многих страницах его труда. Автор стремится ограничить самовластие, он пишет, что «должность властителя возлагает на него пищись о безопасности каждого члена общества» [4, с. 67]. Так же «пищись» монарх должен и о священном праве на частную собственность своих подданных [3, с. 78, 81].

По мнению А.П. Куницына обычное, т.е. народное право, должно сохраняться в современном ему обществе и ограничивать произвол самодержца [4, с. 74]. В духе своих предшественников по школе естественного права А.П. Куницын допускает со стороны подданных активное сопротивление «дурному» монарху в тех случаях, когда деспотичный правитель злоупотребляет вверенной ему государственной властью, иначе говоря, когда он «употребляет подданных не для цели государства, или в противовес ей» [4, с. 67]. Увлеченный просветительскими идеями крупнейших философов прошлого, а именно Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо [18, с. 178], А.П. Куницын смело говорит об этих мыслителях, приводит примеры из их философских сочинений на занятиях в лицее, в котором он преподавал, воспитанники слушали его с огромным интересом. Свою концепцию Д. Локк обосновывал «исторической логикой перехода людей от естественного (безгосударст-венного) состояния к гражданскому (государственному) состоянию. Формирующееся на основе общественного договора объединение людей, в целях учреждения государственной власти, по Д. Локку, как раз и является гражданским обществом. Формируемое таким образом гражданское общество не может не быть правовым обществом, т.к. люди в гражданском состоянии, в отличие от естественного состояния, не могут обходиться без правовых регуляторов» [10, с. 152].

В своем сочинении он заострил ряд наиболее радикальных и злободневных для того времени тезисов теории естественного права. Но господствовав- шая в Европе в начале XIX в. феодальноабсолютистская реакция отвернулась от идей великого века Просвещения и приняла энергичные меры для пресечения естественно-правовых взглядов. Жертвой этой общеевропейской реакции Священного союза монархов Европы, во главе которого стояла Российская империя, и пал скромный профессор права Царскосельского лицея А.П. Куницын. Однако его усилия не пропали даром и не канули в Лету -впоследствии посеянные им семена постепенно стали давать соответствующие плоды. И через полторы сотни лет концепция возрожденного естественного права вновь стала предметом серьезного и всестороннего научного исследования, пристального изучения и обсуждения среди российских ученых - теоретиков государства и права, но уже на более высоком научно-исследовательском уровне, что является совершенно правомерным явлением в условиях развивающегося гражданского общества и правового государства [1;2;7;8; 12, с. 114; 16; 17; 19].

В заключение несколько слов о последних годах жизни А.П. Куницына. Благодаря своей работоспособности и старательности, а прежде всего, высокому интеллекту и широким знаниям, его работа во II отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии шла успешно, он даже получил несколько должностных повышений по службе. Известно, что в 1840 г., незадолго до смерти, он возглавил Департамент Духовных дел иностранных исповеданий - центральное государственное учреждение, ведавшее делами иностранных и иноверных вероисповеданий на территории Российской Империи, которое играло в то время немаловажную роль в проведении внутренней и внешней политики государства [14, с. 32]. Профессор А.П. Куницын своей деятельностью на научном и педагогическом поприще, несомненно, внес существенный вклад распространении смелых и прогрессивных политикоправовых идей, часть которых была воплощена в будущем. Он посеял идеи естественного права в лучших умах своего времени, способствуя развитию правосознания, интеллектуальной, духовной, культурной сферы жизни [11, с. 161-169] не только Санкт-Петербургского высшего общества, но и всего российского общества в целом.

Список литературы Профессор А.П. Куницын у истоков естественной школы права в России

  • Артамонова Г.К., Горбашев В.В., Ретунская Т.П., Реуф В.М. Право и закон: естественно-правовая теория и юридический позитивизм.Юридическая наука: история и современность. 2012. № 2.
  • EDN: QOZFJZ
  • Кузнецов Э.В. Естественное право как фактор духовного возрождения России.Правоведение. 1992. № 4.
  • EDN: TUBXRJ
  • Куницын А.П. Право естественное. Часть 1. СПб., 1818.
  • Куницын А.П. Право естественное. Часть 2. СПб., 1820.
  • Курзенин Э.Б. Политико-правовое учение Самуэля Пуфендорфа: Дисс. … к.ю.н. - Нижний Новгород, 1999.
  • EDN: NLQHWF
Статья научная