Профсоюзное движение России перед лицом современных вызовов: контуры будущего

Автор: Фельдман П.Я., Биктимиров Э.И., Ефимов И.А.

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Обустройство России: вызовы и риски

Статья в выпуске: 2 т.33, 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье осуществляется среднесрочное прогнозирование будущего профсоюзов России с учетом актуальных политических и социально-экономических тенденций. Авторы приходят к выводу, что в обозримой перспективе объединения наемных работников традиционного типа не утратят своего привилегированного положения в системе социального партнерства. Они сохранят приверженность ценностно-идеологической позиции президента РФ и его национально ориентированному курсу на обеспечение суверенитета. Тенденция к централизации системы публичной власти рано или поздно экстраполируется на профсоюзы, заставив их повысить уровень внутренней исполнительской дисциплины и иерархической упорядоченности. Общее число членов профсоюзов будет плавно расти по мере постепенной деприватизации промышленных предприятий, однако проблема низкой мотивации профсоюзного членства не утратит своей актуальности даже в условиях расширения государственного сектора экономики.

Еще

Профсоюзы, неокорпоративизм, гражданское общество, политическая система, государство, социальное партнерство

Короткий адрес: https://sciup.org/170210304

IDR: 170210304   |   DOI: 10.24412/2071-5358-2025-2-127-132

Текст научной статьи Профсоюзное движение России перед лицом современных вызовов: контуры будущего

2024 г.

имеет все шансы войти в историю профсоюзного движения России как рубежный этап его развития. Объединения наем- ных работников переживают период экзистенциальных трансформаций, обусловленных необходимостью адаптации к новым реалиям общественнополитической жизни. На них в полной мере распространяется широко известный принцип дарвинизма, согласно которому выживание является привилегией наиболее приспособленных. Факторы, оказывающие непосредственное влияние на положение отечественных профсоюзов в системе регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений, можно свести к двум основным типам: внешним и внутренним. К первому типу факторов следует отнести объективные экономические и политические реалии, а ко второму – совокупность организационных, административно-управленческих, финансовых, информационных и иных ресурсов, которыми располагают объединения наемных работников. Принимая во внимание указанные параметры, можно сделать среднесрочный прогноз, позволяющий наметить контуры будущего профсоюзов России.

Основополагающим фактором эволюции всех отечественных институтов гражданского общества является постепенная адаптация политической системы РФ к реалиям не военного в строгом смысле этого слова, но и не вполне мирного времени. «Гибридная война» за глобальное доминирование, развязанная коллективным Западом против стран глобального Юга, детерминирует необходимость мобилизации государственных и общественных ресурсов для обеспечения национальной безопасности. В условиях проведения специальной военной операции актуализировалась потребность в поддержании устойчивости государственной системы и сохранении межклассового согласия. На этом фоне закономерным образом ослабло политическое влияние радикальных оппозиционных движений, которые пытались замаскировать свою деструктивную деятельность под представительство и защиту интересов людей труда. Некоторые псевдопрофсоюзы, видевшие своей целью протестную мобилизацию граждан для подрыва социально-политической стабильности, оказались элиминированными из общественной жизни. В свою очередь, крупные объединения наемных работников традиционного типа подтвердили верность принципам неокорпоративизма, тем самым укрепив отношения с органами государственной власти.

Обращаясь к делегатам XIII съезда Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) в октябре 2024 г., В.В. Путин высоко оценил вклад крупнейшего профцентра страны в обеспечение экономического суверенитета РФ. Глава государства назвал отечественное профдвижение «сильным, массовым, имеющим большой вес и авторитет в обществе», а также выразил уверенность в сохранении «не всегда простого, но тем не менее очень важного» диалога между социальными партнерами1. Подобные слова из уст президента для представителей исполнительной и законодательной власти должны были прозвучать как сигнал о необходимости учета интересов конструктивно настроенных профессиональных союзов. Членские организации ФНПР на современном этапе выполняют функции социальных демпферов, способствуя снижению уровня напряженности в отношениях между наемными работниками и работодателями. Они демонстрируют свою приверженность нарождающейся государственной протоидеологии, ключевыми принципами которой являются патриотизм, традиционализм, умеренный экономический этатизм, коллективизм, солидаризм, антиглобализм и антиколониализм. Профсоюзы традиционного типа с пониманием отнеслись к решению В.В. Путина о начале специальной военной операции и незамедлительно включились в процесс оказания всесторонней помощи ее участникам.

На данный момент нет веских оснований рассчитывать на скорую разрядку мировой военно-политической напряженности. Ближайшие десятилетия, по всей вероятности, ознаменуются ужесточением противостояния между Россией и коллективным Западом. Долгосрочный характер будут иметь такие тенденции, как централизация системы публичной власти, реиндустриализация экономики, наделение приоритетным статусом задач, связанных с обеспечением национальной безопасности. Государство окончательно утвердится в качестве ключевого держателя материальных активов и, соответственно, крупнейшего работодателя страны. В этом процессе некоторые авторы не без оснований усматривают признаки масштабной деприватизации [Петросянц 2024]. Подобный сценарий развития событий, с нашей точки зрения, всецело отвечает интересам профессиональных союзов традиционного типа, поскольку он предполагает сохранение их привилегированного положения в системе трипартизма (социального партнерства). Увеличение доли государственной собственности в сфере промышленности может способствовать количественному укреплению российского профдвижения, ведь на сегодняшний день оно сохранило свою массовость преимущественно в публичном секторе экономики.

Парадоксальным образом констатируемый на современном этапе рост среднего уровня оплаты труда россиян является демотивирующим фактором профсоюзного членства. По мере увеличения трудовых доходов в абсолютном выражении увеличиваются и суммы профсоюзных взносов. На практике это нередко приводит к тому, что наемные работники, годами состоявшие в профессиональных союзах, принимают решение о выходе, не желая добровольно отчуждать от себя солидные, с их точки зрения, финансовые средства. Если на заре европейского капитализма коллективная самоорганизация рабочих служила единственным средством борьбы за достойные условия труда, то теперь профсоюзам постоянно приходится доказывать свою нужность. Когда-то именно они явились главными инициаторами правового упорядочения и нормативной регламентации общественно-производственных отношений. Теперь за соблюдением законных прав наемных работников следят контролирующие и надзорные органы государства. Если социально-трудовые конфликты доходят до стадии судебного разбирательства, то в подавляющем большинстве случаев вердикты выносятся в интересах наемных работников. Следовательно, защитная функция профсоюзов теряет былую значимость в глазах трудящихся. Безуспешные попытки компенсировать взносы разного рода культмассовыми мероприятиями, подарками или оказанием адресной материальной помощи лишь искажают представление граждан об истинном предназначении профсоюзов, которое заключается в обеспечении представительства и защиты интересов трудящихся. Как следствие, некоторые отечественные исследователи вынуждены констатировать тенденцию к снижению «уровня заинтересованности и вовлеченности работников в участие в профсоюзах» [Тараненко и др. 2024].

На первый взгляд, решение указанной выше проблемы лежит на поверхности. Многие профлидеры считают целесообразным распространить действие коллективных договоров исключительно на членов профсоюзов (сегодня в России соответствующими благами могут пользоваться все сотрудники, что порождает известный «казус безбилетника»). Однако в случае внесения подобных изменений в Трудовой кодекс РФ профессиональные союзы рискуют потерять привилегированный статус выразителей интересов всех членов трудового коллектива, а их монополия на реализацию представительских функций будет подорвана. Тогда система производственной демократии окажется подверженной эрозии: мощный импульс к развитию получат «карманные» организации-симулякры, всецело подконтрольные работодателям. Они с готовностью будут легитимировать любые непопулярные решения собственников и руководителей предприятий, что ознаменует переход от социального партнерства к социальному соглашательству. Отсутствие необходимости платить организационные взносы в сочетании с применением работодателями методов административного принуждения может привести к массовому перетоку граждан из профессиональных союзов в эти марионеточные структуры. Дабы предотвратить реализацию этого негативного сценария, объединениям наемных работников необходимо интенсифицировать их информационно-агитационную работу и постоянно совершенствовать методы повышения мотивации профсоюзного членства.

Будущее профессиональных союзов России непосредственным образом детерминируется их местом в системе социального партнерства [Дюжиков

2024]. Полагаем, что отечественная модель неокорпоративизма несет в себе основания для сдержанного профсоюзного оптимизма. Во-первых, у ФНПР получилось добиться включения понятия «социальное партнерство» в Основной закон РФ, благодаря чему институты трипартизма получили конституционный статус. Во-вторых, некоторым крупным общероссийским профсоюзам удалось документально закрепить свое исключительное положение. Так, в Отраслевом соглашении по авиационной промышленности РФ на 2023–2025 гг. содержится норма, согласно которой ПРОФАВИА, входящий в состав ФНПР, наделяется преимущественным правом представлять интересы работников соответствующих организаций. В-третьих, на федеральном уровне сложилась многолетняя успешная практика обсуждения проектов нормативных правовых актов, которые касаются сферы труда и занятости, сторонами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Масштабная экспертно-аналитическая деятельность профсоюзов, осуществляемая на площадке РТК, способствует принятию взаимосогласованных, выверенных и взвешенных решений органами публичной власти. Примечательно, что правительство РФ совместно с профсоюзами и ассоциациями работодателей рекомендовало региональным трехсторонним комиссиям взять на вооружение федеральный опыт. Более того, координаторы этих комиссий в присутствии руководства страны докладывают на заседаниях РТК о состоянии региональных институтов трипартизма. Эффективность функционирования данных институтов могла бы существенно возрасти, если бы в Трудовой кодекс удалось включить положение, предписывающее обязательный порядок присоединения работодателей к региональным и отраслевым трехсторонним соглашениям. Эта давно назревшая мера, на наш взгляд, полностью соответствует идеологическому своеобразию современной России.

Примечательно, что в 2024 г. у Федерации независимых профсоюзов России сменился председатель. Многолетний лидер этой организации М.В. Шмаков перешел на вновь учрежденную должность президента ФНПР, а его пост занял глава РОСПРОФЖЕЛа С.И. Черногаев. Вектор эволюционного развития отечественного профдвижения направлен в сторону централизации, укрепления организационной и финансовой дисциплины, более широкого внедрения цифровых технологий. В основе российской профсоюзной системы лежит принцип демократического централизма, который порой неверно трактуется лидерами на местах как свидетельство отсутствия властной вертикали. Некоторые руководители регионального и локального (корпоративного) уровней являются приверженцами феодального подхода, согласно которому обладание собственными финансовыми и человеческими ресурсами отменяет необходимость учитывать позицию вышестоящих инстанций. Назревает потребность в расширении полномочий коллегиальных органов управления ФНПР в сфере мониторинга и контроля кадровой политики ее членских организаций. Ахиллесова пята профсоюзной системы РФ – это ее тотальная зависимость от уровня компетентности, личной мотивации и социальной ответственности председателей первичных организаций. Среди них менее 4% являются освобожденными профсоюзными работниками, а остальные совмещают эту деятельность с выполнением основных трудовых функций. Однако рядовые члены трудовых коллективов судят об эффективности профсоюзов России главным образом на основании результатов работы руководителей «первичек». Следовательно, необходимо совершенствовать систему рекрутирования и обучения профсоюзных лидеров низового звена.

Таким образом, среднесрочный прогноз будущего российских объединений наемных работников предполагает реализацию следующего базового сценария.

  • 1.    Социальное партнерство останется безальтернативной по своей значимости формой согласования интересов наемных работников, работодателей и государства.

  • 2.    Профессиональные союзы традиционного типа не утратят привилегированного положения в системе трипартистских отношений.

  • 3.    ФНПР и ее членские организации сохранят приверженность ценностноидеологической позиции президента РФ и его национально ориентированному политическому курсу на обеспечение суверенитета.

  • 4.    Несмотря на растущую вероятность постепенного огосударствления ключевых институтов гражданского общества, профсоюзы России останутся юридически независимыми и финансово самодостаточными организациями.

  • 5.    Проблема низкой мотивации профсоюзного членства не утратит своей актуальности даже в условиях неуклонного расширения государственного сектора экономики.

  • 6.    Тенденция к централизации системы публичной власти рано или поздно экстраполируется на профсоюзы, заставив их повысить уровень внутренней исполнительской дисциплины и иерархической упорядоченности.

  • 7.    Охват наемных работников профсоюзным членством будет расти по мере постепенной деприватизации частных активов и повышения уровня занятости на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Сделанный нами прогноз может считаться профсоюзами умеренно оптимистическим.

Статья научная