Прогнозирование вопросных ситуаций применения статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции от 03.07.2018 № 186-ФЗ
Автор: Печенкина А.А.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 7 (23), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье приводятся возможные ситуации, порядок разрешения которых прямо не предусмотрен уголовным законом, даётся авторское мнение о выходе из сложившейся проблемной ситуации.
Содержание под стражей зачёт срок отбытия наказания
Короткий адрес: https://sciup.org/140283939
IDR: 140283939
Текст научной статьи Прогнозирование вопросных ситуаций применения статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции от 03.07.2018 № 186-ФЗ
Федеральным законом от 03 июля 2018 года № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» были изменены правила зачета времени содержания под стражей в срок назначенного наказания1.
Законодатель зачет времени содержания под стражей в срок лишения свободы поставил в прямую зависимость от вида исправительного учреждения, определяемого решением суда.
Так, по-прежнему время содержания под стражей будет засчитываться в срок лишения свободы из расчета один день за один, если исправительным учреждением является тюрьма, колония строгого или особо режима. Если же исправительным учреждением является воспитательная колония или колония общего режима, а также колония-поселение, то один день нахождения под стражей будет приравнен полутора и двум дням соответственно в данных учреждениях по отбыванию наказания.
Прежние правила зачета времени содержания под стражей останутся действовать для особо опасных рецидивистов, для осужденных, которым была назначена смертная казнь, заменённая в порядке помилования пожизненным заключением или двадцатью пяти годами лишения свободы, а также для лиц, совершивших преступления террористической направленности.
Аналогичным образом будет производиться зачет для срока нахождения осуждённого в строгих условиях в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторах, помещении камерного типа, когда перечисленное используется в качестве меры взыскания при нарушении установленного порядка отбывания наказания.
Нововведения улучшили положение и лиц, которые осуждены к наказанию в виде содержания в дисциплинарной воинской части, принудительных работ, ареста. Так, в первом случае один день содержания под стражей засчитывается за 1,5 дня, а во втором и в третьем случаях за 2 дня. До поправок зачет происходил из расчета один день за один день соответствующего наказания.
Новые правила не только улучшили положение некоторой части обвиняемых и осужденных, но также и ухудшили положение другой части, но только уже обвиняемых. Так, по вступлении поправок в законную силу срок содержания под домашним арестом в срок отбытия наказания уменьшен в два раза – два дня нахождения под домашним арестом за одни день содержания под стражей или лишения свободы.
Однако, несмотря на то, что разработка данного законопроекта велась на протяжении десятилетия2, вопросов по его применению осталось множество.
Так, при отмененном приговоре только в части, осужденный к отбыванию наказания за совершение преступлений в колонии-поселения со следованием под конвоем или в воспитательной или исправительной колонии общего режима остается в следственном изоляторе на основании постановления суда, вынесенного в порядке ст. 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ)3, для рассмотрения уголовного дела, приговор по которому был отменен.
Однако в данном случае осужденный, одновременно являющийся и подсудимым, содержится в следственном изоляторе не на мере пресечения в виде содержания под стражей, а фактически отбывает назначенное наказание. Законодатель никаким образом не обозначил данный момент.
Аналогичная проблема складывается тогда, когда осуждённый, отбывающий наказание в рассмотренных выше исправительных учреждениях, на основании постановления, вынесенного в порядке ст. 77.1 УИК РФ, этапируется в следственный изолятор и содержится в нём для проведения следственных действий или участия в судебных заседаниях в качестве потерпевшего или свидетеля.
Полагаем, что суду в порядке исполнения приговора для таких осужденных необходимо будет производить зачет не времени содержания под стражей как меры пресечения, а засчитывать в срок отбытия наказания время отбывания наказания по приговору, на основании которого он уже отбывает наказание.
Видится, что вопросы по применению ст. 72 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ)4 могут возникнуть и при рассмотрении представлений уголовно-исполнительных инспекций об отмене условного осуждения и исполнении назначенного приговором суда наказания, о замене ограничения свободы, обязательных, исправительных работ и других, менее применяемых видов наказания, на более строгое наказание – лишение свободы.
Так, удовлетворив представление и определив в соответствии со ст. 58 УК РФ вид исправительного учреждения – колонию-поселение (со следованием под конвоем), колонию общего режима или воспитательную колонию, суд заключает под стражу осужденного, а срок наказания исчисляет с даты вынесения решения5.
Полагаем, чтобы у администрации исправительного учреждения в дальнейшем не возникло вопросов, и она или сам осуждённый вновь не обращались в суд для пересчёта срока наказания с учетом зачета времени, проведенного под стражей с даты вынесения решения, необходимо в резолютивной части решения после заключения под стражу указывать о зачете в срок отбытия наказания времени, проведенного под стражей в качестве меры пресечения, и до дня фактического прибытия осужденного к месту отбывания наказания из расчёта один к полутора дням или один к двум дня в зависимости от назначенного вида исправительного учреждения.
Время, в течение которого производится этапирование осуждённого к месту отбывания наказания, также приравнивается к содержанию в следственном изоляторе, поскольку осуждённый полностью изолирован от общества даже в большей степени, чем в следственном изоляторе.
При рассмотрении ходатайства о заключении под стражу злостно уклоняющегося осужденного к обязательным работам до 30 суток, суд заключает под стражу осужденного на срок не более пересчитанного в дни количества часов оставшейся части неотбытого наказания в виде обязательных работ. Но в данном случае, суд только рассматривает вопрос о мере пресечения, а не предрешает разрешение последующего ходатайства о замене данного вида наказания более строгим и определении вида исправительного учреждения. В связи с этим возникает вопрос, может ли суд в первом случае производить зачет «на будущее» при заключении под стражу данного осужденного. Данный вопрос в настоящее время также остается не разрешённым.
Еще одной проблемой может встать вопрос о зачете времени содержания под стражей (в соответствии с новыми правилами исчисления) осужденным, которые освободились условно-досрочно или им была заменена неотбытая часть наказания более мягким видом наказания. Ведь, исходя из того, что данные правила имеют обратную силу и улучшают положение данных осужденных, то, на наш взгляд, данной категории лиц также подлежит пересчитать неотбытый срок, на который они освободились условно-досрочно, и неотбытую часть наказания, на которое им было заменено лишение свободы.
Тем самым анализируя возможные проблемные ситуации, мы приходим к выводу о необходимости определённых разъяснений по разрешению обозначенных вопросов, в том числе путём постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации или внесения дополнений в действующие.
Список литературы Прогнозирование вопросных ситуаций применения статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции от 03.07.2018 № 186-ФЗ
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.06.2018) // Российская газета. 1996. 18 июня.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // Российская газета. 1997. 16 января.
- Федеральный закон от 03.07.2018 № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2018. 05 июля.
- Коровин А.А. Правовое регулирование и организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций с учетом европейских стандартов и зарубежного опыта исполнения наказаний: Дисс…канд. юрид. наук. Москва, 2012. 277 с.
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/27377/ (дата обращения: 05.07.2018).