Происхождение скифоидной культуры Маоцингоу (Северный Китай)
Автор: Шульга П.И., Шульга Д.П., Гирченко Е.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XX, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается вопрос о происхождении скифоидной культуры маоцингоу (V-III вв. до н.э.), пока не рассматривавшийся российскими и китайскими исследователями. Между тем, в последние годы получены новые данные, позволяющие обоснованно связывать культуры маоцингоу и юйхуанмяо. Последняя в VI в. до н.э. на 200-300 км продвинулась с востока на запад, к Хуанхэ (Ордосу). Генетическая связь этих культур подтверждает сходство погребального обряда и вещевого комплекса. Согласно недавно опубликованным материалам из могильников у оз. Дайхай, в процессе формирования культуры маоцингоу принимали участие и носители культур шацзин и янлан (VI-IV вв. до н.э.), переселившиеся с востока Ганьсу. Вероятно, перемещение этих племен с востока и юга к излучине Хуанхэ в значительной мере связано с их постепенным вытеснением земледельцами северных царств Китая.
Археология северного китая, хронология, скифоидные культуры юйхуанмяо, маоцингоу, янлан, шацзин
Короткий адрес: https://sciup.org/14522132
IDR: 14522132
Текст научной статьи Происхождение скифоидной культуры Маоцингоу (Северный Китай)
В настоящее время культура маоцингоу – наиболее известное в России этнокультурное образование скифоидного облика (Северный Китай). Впрочем, российские и зарубежные исследователи, как правило, оперируют материалами одного могильника Маоцингоу – первого оперативно опубликованного крупного памятника V–III вв. до н.э. [Тянь Гуанцзинь, Го Су-синь, 1986; Graberkatalog Maoqinggou, 1992]. Из захоронений Маоцингоу получена крупная коллекция инвентаря: оружие, поясная фурнитура, керамика, конское снаряжение и др. Многие изделия имеют аналоги среди материалов с памятников Южной Сибири. Помимо этого, интерес к данному могильнику изначально подогревался предположением о его принадлежности ранним хунну [Полосьмак, 1990; Миняев, 1991; Варенов, 1995, 2004; Ковалев, 2002; Шульга, 2011]. Всего в могильниках культуры маоцингоу на 2007 г. учтено 204 исследованных погребений: 79 – в Маоцингоу, 31 – в Госяньяоцзы, 38 – в Иньню-гоу, 56 – в волости Дяньцзы [У Энь, 2007].
Сравнительно недавно в сокращенном виде опубликованы материалы раскопок в районе оз. Дайхай памятников Сяошуан (1996 г., 15 могил), Синьдяньцзы (1999 г., 56 могил), Синьчжо-уяоцзы (2003 г., 69 могил) [Синьдяньцзы, 2009; Сяошуан, 2009; Синьчжоуяоцзы, 2009]. Все эти могильники, подобно Маоцингоу, расположены на пологих склонах. Погребения ориентированы длинными сторонами в широтном направлении. Захоронения одиночные. Погребенные уложены на спину вытянуто, головой на восток, с отклонением к северу, а в головах или сбоку зафиксированы жертвенники с черепами животных (cм. подобный обряд в Маоцингоу; рис. 2, 2). На основании этого их можно отнести к культуре маоцингоу. Однако некоторые погребения имеют хорошо выраженные черты располагавшихся далеко на юго-западе культур шацзин (боковые подбои с уступом) и янлан (ниши в восточных стенках могил) (рис. 1). Прослеживаются и специфичные черты культуры юйхуанмяо (положение черепов животных в линию сбоку от умершего и др.). Захоронения типа ян-лан сохранили значительную часть особенностей, в т.ч. большое количестве черепов жертвенных животных во входной яме. Но ниша с захоронением человека значительно уменьшилась в длину и скрывала лишь верхнюю часть тела умершего [Синьдяньцзы, 2009, рис. 3]. Наиболее интересные изменения произошли с захоронениями типа шац-зин. Конструкция могилы и положение умершего там остались прежними, но сосуд с поверхности «переместился» во входную яму, а рядом с ним стали помещать черепа животных (рис. 2, 3), что в культуре шацзин не практиковалось. При этом, формы и орнаментация сосудов из таких переходных погребений зачастую подобны встреченным в Маоцингоу. Таким образом, материалы из указанных могильников у оз. Дайхай (ареал культуры маоцингоу) демонстрируют приход в этот район различных групп населения с востока, за 300 км (культура юйхуанмяо, примерно во второй половине VI в. до н.э.), и с юго-запада, за 600–900 км
(культуры янлан и шацзин, предположительно в V–IV в. до н.э.).
Аналогичная картина прослеживается и по инвентарю. В указанных трех могильниках он характерен для культуры маоцингоу, но там найдено и значительное количество изделий типа шацзин (рис. 2, 4–6 ) и юйхуанмяо [Синьдяньцзы, 2009, рис. 8, 9]. Эти особенности представляют особый интерес для решения проблемы происхождения культуры маоцингоу. Впрочем, первые догадки на этот счет появились уже через десять лет после исследования Маоцингоу, когда завершились раскопки крупнейшего могильника (400 погребений, VII–VI вв. до н.э.) «горных жунов» Юйхуан-мяо [Могильники…, 2007]. На этом памятнике, расположенном примерно в 300 км к востоку от Маоцингоу и в 80 км к северо-востоку от Пекина (где в древности находилась столица царства Янь) зафиксирован аналогичный погребальный обряд (рис. 2, 1, 2 ). Во многом совпадают порядок расположения и состав инвентаря, с той лишь разницей, что в Юйхуанмяо инвентарь имеет более ранние формы, много китайских изделий. Генетическая связь этих могильников подтверждается данными антропологии [Могильники…, 2010, с. 720]. В свою очередь, материалы могильника Юйхуан-мяо восходят к более ранней скифоидной культуре верхнего слоя Сяцзядянь (около IX–VII вв. до н.э.), располагавшейся примерно на 300–350 к северо-востоку (рис. 1, 2, 3 ).
В целом, процесс образования культуры ма-оцингоу выглядит следующим образом. В начале VII в. до н.э. часть населения культуры верхнего слоя Сяцзядянь и кочевые племена из Монголии

Рис. 1. Карта-схема расположения и перемещения скифоидных археологических культур в Северном Китае.
1 – культура плиточных могил; 2 – культура верхнего слоя Сяцзядянь (около IX–VII вв. до н.э.); 3 – культура юйхуанмяо (VII– VI вв. до н.э.); 4 – культура маоцингоу (конец VI–III вв. до н.э.); 5 – культура янлан (VI–III вв. до н.э.); 6 – культура шацзин (VI–IV вв. до н.э.).

Рис. 2 . Погребения могильников Юйхуанмяо ( 1 ), Маоцингоу ( 2 ) и Сяошуан ( 3 ).
1 – могила М52 (по: [Могильники…, 2007]); 2 – могила М43 (по: [Тянь Гуанцзинь, Го Сусинь, 1986]); 3 – могила М13 (по: [Сяошуан, 2009]); 4–6 – изделия, характерные для культуры шацзин, обнаруженные в Маоцингоу (по: [Graberkatalog Maoqinggou…, 1992]).
переместились к северной границе китайского царства Янь, где перемешались и осели. Во второй половине VI в. до н.э. земледельческое население Янь постепенно ассимилировало и вытеснило «варваров» культуры юйхуанмяо, часть которых ушла на 250–300 км западнее, к Ордосу, в район оз. Дай-хай. На этой основе в конце VI – начале V в. до н.э. там сформировалась культура маоцингоу (рис. 1, 4 ). В V–IV вв. до н.э. на эту же территорию с юго-запада пришли группы населения культур янлан и шацзин. Это хорошо фиксируется по характерному погребальному обряду и инвентарю. Все они погребали умерших на тех же кладбищах, что и носители культуры маоцингоу. Очевидно, представители культуры янлан ушли к северу, за Хуанхэ, под давлением китайского земледельческого населения, чему есть многочисленные письменные свидетельства. С первоначального места обитания им пришлось уйти на северо-восток на 700– 800 км (рис. 1, 5 ). Еще больше (не менее 900 км) нужно было пройти представителям культуры шацзин из центральной части Ганьсу (рис. 1, 6 ).
Согласно кратким суммарным публикациям, время прихода шацзин и янлан в район оз. Дайхай не вполне ясно, но в их материалах нет достоверно ранних изделий VI в. до н.э. Показательно, что и в Маоцингоу типичные для шацзин трубочки и поясные бляшки (см. рис. 2, 4–6) на начальном этапе отсутствовали. Подчеркнем, что, в отличие от носителей культуры янлан, непосредственно контактировавших с государством Цинь, представители культуры шацзин обитали далеко к западу от китайских земледельцев, поэтому их приход в Дайхай, вероятно, был вызван другими причинами. Если соотнести культуру шацзин с юэчжами, как это делают некоторые китайские исследователи, то их продвижение к северо-востоку в IV–III вв. до н.э. на фоне борьбы с хунну выглядит вполне логичным. По мнению Ян Цзяньхуа, во второй половине IV в. до н.э. территория культуры мао-цингоу вошла в состав государства Чжао. Очевидно, к этому времени относится большинство меридионально ориентированных могил в поздних частях могильников Маоцингоу и Иньнюгоу, где умершие погребены по обряду, характерному для китайцев Центральной равнины. Важно подчеркнуть, что «варвары» и пришельцы до самого конца продолжали погребать умерших на одном кладбище. В III в. до н.э. все эти могильники перестали функционировать.
Список литературы Происхождение скифоидной культуры Маоцингоу (Северный Китай)
- Варенов А.В. Скифские памятники Алтая, Ордоса и происхождение сюннуской культуры//Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. -Барнаул: Изд-во АГУ, 1995. -С. 123-125.
- Варенов А.В. Парадоксы скифских памятников Ордоса и проблема происхождения культуры сюнну//Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Парадоксы археологии. -Новосибирск, 2004. -Вып. 3. -С. 150-163.
- Ковалев А. А. О происхождении хунну//Центральная Азия и Прибайкалье в древности. -Улан-Удэ; Чита: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2002. -С. 103-131.
- Миняев С.С. О дате появления сюнну в Ордосе//Проблемы хронологии в археологии и истории. -Барнаул: Изд-во АГУ, 1991. -С. 108-120.
- Могильники в горах Цзюньдушань: Юйхуанмяо: в 4 т./Тр. Пекин. гор. ин-та культ. наследия. -Пекин: Вэнь У чубаньшэ, 2007. -1660 с., 449 табл. (на кит. яз.).
- Могильники в горах Цзюньдушань: Хулугоу и Силянгуан: в 2 т./Тр. Пекин. гор. ин-та культ. наследия. -Пекин: Вэнь У чубаньшэ, 2010. -850 с., 114 табл. (на кит. яз.).
- Полосьмак Н.В. Некоторые аналогии погребениям в могильнике у деревни Даодуньцзы и проблема происхождения сюннуской культуры//Китай в эпоху древности. -Новосибирск: Наука, 1990. -С. 101-107.
- Синьдяньцзы, 2009. Институт культурного наследия и археологии Внутренней Монголии: отчет о раскопках могильника Синьдяньцзы в уезде Хорингер Внутренней Монголии//Каогу. -2009. -Вып. 3. -С. 3-14 (на кит. яз.).
- Синьчжоуяоцзы, 2009. Институт культурного наследия и археологии Внутренней Монголии: отчет о раскопках могильника Синьчжоуяоцзы в уезде Лянчэн Внутренней Монголии//Каогу. -2009. -Вып. 3. -С. 3-14 (на кит. яз.).
- Сяошуан, 2009. Институт культурного наследия и археологии Внутренней Монголии: отчет о раскопках могильника у городища Сяошуан в уезде Лянчэн Внутренней Монголии//Каогу. -2009. -Вып. 3. -С. 28-39 (на кит. яз.).
- Тянь Гуанцзинь, Го Сусинь. Могильник Маоцингоу//Бронзы ордосского стиля. -Пекин, Вэньу, 1986. -С. 227-315 (на кит. яз.).
- У Энь (Уэньюэсыту). Исследование археологических культур северных степей: с эпохи бронзы до раннего железного века. -Пекин: Кэсюэчубаньшэ, 2007. -386 с. (на кит. яз.).
- Шульга П.И. Об истоках погребального обряда хунну//Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: мат-лы междунар. науч. конф. -Иркутск: Изд-во ИГТУ, 2011. -Вып. 2. -С. 389-398.
- Graberkatalog Maoqinggou//Maoqinggou. Ein eisenzeitliches Graberfeld in der Ordos-Region (Innere Mongolei)/Nach der Veroffentlichung von Tian Guanjin und Guo Suxin beschr. und komm. T.O. Hollmann und G.W. Kossack u. Mitarb. Mainz am Rhein. -1992. -S. 110-119. -(Materialien zur Allgemeine und Vergleichende Archaologie: Bd. 50).