Производство по применению принудительных мер медицинского характера
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблемам законодательной техники в уголовном праве, раскрывается процессуальный порядок применения принудительных мер медицинского характера. Предпринята попытка исследовать правила конструирования института принудительных мер медицинского характера.
Принудительные меры медицинского характера, лица, страдающие психическим расстройством, суд
Короткий адрес: https://sciup.org/140289745
IDR: 140289745
Текст научной статьи Производство по применению принудительных мер медицинского характера
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Главное место в современном обществе отводится интересам человека, его правам и свободам, находящимся в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами. В случае возникновения противоречия проблемы должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод. Защиту человеческого достоинства, как и жизни, не принято ставить в зависимость от общественной значимости личности, возраста, пола, убеждений и т.п. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве» – провозглашено в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». [1,с. 9]. Употребление в указанной статье Конституции Российской Федерации термина «ничто» означает, что никакие обстоятельства, в том числе отрицательная оценка личности в общепризнанном понимании, психическая болезнь, чрезвычайное положение, война и т.п., - не могут служить основанием для умаления достоинства.
Специфика оказания психиатрической помощи, в том числе и применение принудительных мер медицинского характера, существенно ограничивают права и свободы граждан, затрагиваемые при этом. Поэтому законодатель ставит весь комплекс правовых отношений, связанных с оказанной помощью, под судебный контроль и единое нормативное регулирование.
Кроме того, следует отметить, что по делам о применении принудительных мер медицинского характера суд, соблюдая принцип законности, не изобличает виновного и назначает ему наказание, а решает вопрос о необходимости лечения психически больного, совершившего общественно опасное деяние. Закон не позволяет отступать от установленного порядка судебного заседания, дабы не нарушить права и законные интересы такого лица.
Проводимые преобразования в области уголовного судопроизводства в первую очередь направлены на дальнейшее совершенствование системы прав и законных интересов граждан, включая лиц с психическими расстройствами, не способными самостоятельно осуществлять и отстаивать свои права и законные интересы. Сегодня действующее уголовнопроцессуальное законодательство не регулирует должным образом вопросы, связанные с производством дел по применению принудительных мер медицинского характера. В то же время, любые вносимые в закон изменения требуют в первую очередь глубокой научной разработки.
Законность и обоснованность применения прин ельных мер медицинского характера зависит от профессиональных качеств должностных лиц, среди которых можно назвать профессионализм и высокий уровень правосознания. Кроме того, особенности рассматриваемого производства требуют от сотрудников правоохранительных органов не только хорошего знания законодательных актов, но и представление о судебной психиатрии, патопсихологии и др. науках, где объектом изучения является личность, страдающая психическим расстройством.
Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:
-
а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК, в соответствии невменяемости;
-
б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания.
Принудительные меры медицинского характера к этим лицам только в случаях, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. Приведенные нормы материального права об основаниях применения принудительных мер медицинского характера приоритетны по отношению к уголовно-процессуальным нормам, причем не только потому, что УК «старше» УПК, а потому, что они по природе своей имеют уголовно-правовую, а не уголовно-процессуальную, процедурную природу.
Целями применения принудительных мер медицинского характера является извлечение указанных лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
Специфика дел данной категории заключается, прежде всего, в том, что судом не решается вопрос о виновности-невиновности лица, совершившего общественно опасное деяние, а устанавливаются основания для применения принудительного лечения. Поэтому возрастает значение комплексной психолого-психиатрической экспертизы, поскольку она способна решать задачи, ставящиеся перед экспертами следователем или судом.
Правовой основой судопроизводства по делам о применении принудительных мер медицинского характера служат нормы главы 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) [2, с. 236]. Несомненную пользу при освоении данной темы принесло изучение (через призму действующего УПК РФ) постановления Пленума Верховного Суда «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» [3, 174].
В силу сложности решаемых юридических вопросов по всем делам данной категории, независимо от тяжести совершенного общественно -опасного деяния, от других характеристик деяния и от самого дела, обязательно производство предварительного следствия. В результате судебного разбирательства и в зависимости от установленных обстоятельств, суд выносит следующие решения.
-
1. В случае доказанности факта, что деяние, запрещенное законом, совершено данным лицом в состоянии невменяемости, суд выносит постановление на основании ст. 21 УК РФ об освобождении его от уголовной ответственности и, если есть основания, предусмотренные ст. 97 УК РФ, применяет к нему одну из принудительных мер медицинского характера, указанных в ст. 99 УК РФ.
-
2. В отношении лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, суд выносит постановление на основании ст. 81 УК РФ об освобождении его от наказания и применении принудительной меры медицинского характера.
-
3. Если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера.
-
4. При наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 24-28 УПК РФ, суд выносит определение о прекращении уголовного дела, независимо от наличия и характера заболевания.
-
5. Установив, что психическое расстройство лица, в отношении которого рассматривается уголовного дело, не установлено, или если заболевание этого лица не является препятствием для применения к нему уголовного наказания, суд своим постановлением возвращает уголовное дело прокурору в соответствии со ст. 237 УПК РФ.
Основанием применения данных мер может быть только совершение деяния, представляющего общественную опасность. Нарушение формальных уголовно-правовых запретов, при отсутствии общественной опасности, само по себе не может повлечь применение мер уголовноправового характера. Большинство специалистов сходятся во мнении, что совершение малозначительного деяния, подпадающего под признаки ч. 2 ст. 14 УК РФ, не может служить основанием для применения принудительных мер медицинского характера.
Следовательно, в определении рассматриваемого понятия в качестве основания применения данных мер необходимо указывать на совершение невменяемым общественно опасного деяния.
Подобной точки зрения, например, придерживается П.А. Колмаков, определяющий принудительные меры медицинского характера как особый вид мер государственного принуждения, предусмотренный уголовным законодательством, применяемый судом в определенном уголовно- процессуальном порядке к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости либо делающим невозможным назначение или исполнение наказания, а также к лицам, нуждающимся в лечении от алкоголизма и наркомании и представляющим общественную опасность, вызванную психическим состоянием здоровья и характером этого деяния с целью улучшения их психического состояния, ограждения общества от совершения ими повторных общественно опасных деяний, охраны безопасности личности больного от собственных действий и проведения мер социальной реабилитации [4, с. 431].
На наш взгляд, указанные выше дефиниции являются излишне развернутыми. Это отражает стремление авторов охватить все признаки принудительных мер медицинского характера. Определение, как известно, должно содержать только основные характеристики рассматриваемого института, которые выделяют его среди других правовых институтов и отражают правовую природу принудительных мер медицинского характера.
Список литературы Производство по применению принудительных мер медицинского характера
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 11 апреля 2014 г. // Собр. законодательства. Рос. Федерации. - 02014. - № 30(ч.1). - ст.4202.-ISSN 1570-0670.
- Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 06 июля 2016г. // Собр. законодательства. Рос. Федерации - 2017.- № 18. - гл. 51. - ISSN 1560-0580.
- О практике применения судами принудительных мер медицинского характера: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 № 6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 30.07.2016).
- Колмаков П.А. Понятие и сущность принудительных мер медицинского характера // Уголовное право. - 2014. №3. - С.27.