Прокатно-возвратный механизм советской кинематографии в период «застоя»

Автор: Косинова Марина Ивановна

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: 2016 - год кино

Статья в выпуске: 2 т.10, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается процесс проката в советской кинематографии в 1970-е гг. Это слож- ный, многоступенчатый путь фильма к зрителю, который начинается со сценарной заявки, а за- канчивается тиражированием фильмокопий. В работе описан механизм присуждения категории фильму, система выплаты гонораров («постановочных вознаграждений») советским кинематогра- фистам, в зависимости от категории, а также процесс выплаты «потиражных». Автор анализи- рует работу ГУКК - Главного управления по кинофикации и кинопрокату, специфику его работы в годы «застоя», рассматривает работу прокатных контор и кинотеатров на местах, механизм распределения валового дохода кинотеатров, в период «застоя» их деятельность носила скорее но- минальный характер. Каждый кинематографист знал только свою работу и свою зарплату, общая картина отрасли его не интересовала. Прокатно-возвратные звенья советского кинематографа, по существу, не были для него возвратными и ведомственно были отделены от производства. Согласно пресловутому принципу тематического планирования, у нас чуть ли не в обязательной пропорции должны были сниматься фильмы о руководящей роли партии и ее вождях, о революции, рабочем классе, колхозной деревне и т.д. Советские киностудии в обязательном порядке ежегодно долж- ны были запускать фильмы подобной тематики независимо от того, есть ли у них подходящие, качественные сценарии, достойные постановщики и, главное, потенциальные зрители. На осно- вании изученного материала делается вывод, что в 1970-е годы в центральном штабе советской кинематографии - Госкино СССР - определялось: кто, что, где и когда будет смотреть на экра- нах кинотеатров. В профессиональном сознании каждого члена творческой группы, таким образом, закреплялось не стремление к достижению успеха у зрителей, а готовность добиться признания коллегией Госкино и присуждения фильму высшей категории (что предполагало значительные допол- нительные выплаты и премии). Однако Госкино, орган государственного управления кинематогра- фом, было не самой высшей инстанцией в деле контроля кинопроизводственного процесса. Во главе системы стояла КПСС.

Еще

Прокатно-возвратный механизм, кинопрокат, кинофикация, советское кино, "застой"

Короткий адрес: https://sciup.org/140210356

IDR: 140210356   |   DOI: 10.12737/19460

Список литературы Прокатно-возвратный механизм советской кинематографии в период «застоя»

  • Викторов В. Сегодня думать о дне завтрашнем//Киномеханик. 1979. № 79.
  • Диалог о сегодняшнем кино. С симпозиума во ВНИИ киноискусства. М.: ВНИИ киноискусства, Госкино СССР. 1989. 151 с.
  • Зезина М. Кинопрокат и массовый зритель в годы «оттепели»//История страны. История кино/pед. С. С. Секринский. М.: Знак, 2004. 496 c. С. 389-412.
  • Зоркая Н. История советского кино. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2005. 544 с.
  • Кокарев И. Российский кинематограф между прошлым и будущим. М.: Российский фонд культуры, Русская панорама, 2001. 448 с.
  • Кудрявцев С. Табор уходит… в кассу. Национальные рекордсмены советского кинопроката//Кино-форум. 2007. № 1.
  • Летопись российского кино. 1966-1980. Т. 4/сост. Фомин В.И. М.: Канон+, 2015. 688 с.
  • Медведев А. Только о кино//Искусство кино. 1999. № 11.
  • Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 5/Ред. Л. Аркус. СПб.: Сеанс, 2004. 825 с.
  • Фомин В. Кино и власть. М.: Материк, 1996. 370 с.
Статья научная