Прокурорский надзор по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, как гарантия обеспечения их прав
Автор: Хасанов Тимур Равелевич, Салихова Екатерина Игоревна
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Правосудие и правоохранительная деятельность в Евразийском пространстве
Статья в выпуске: 3 (58), 2022 года.
Бесплатный доступ
Настоящая статья посвящена характеристике прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), соблюдением их прав и законных интересов. Анализируются полномочия прокурора по устранению нарушений, допускаемых органами предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Прокурорский надзор, прокурор, несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), права, законные интересы, ювенальная юстиция
Короткий адрес: https://sciup.org/140296709
IDR: 140296709 | DOI: 10.52068/2304-9839_2022_58_3_81
Текст научной статьи Прокурорский надзор по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, как гарантия обеспечения их прав
В отечественной юридической литературе существенное внимание уделяется особенностям правового регулирования отношений с участием несовершеннолетних, а также проблемам реализации их прав в нынешней России [1, 12, 13, 14].
Современный этап развития российского общества, связанный с реформированием всех сфер общественной жизни, органов государственной власти, характеризуется значительной активизацией правотворческих усилий, в том числе и в
процессуально-правовой сфере. Совершенствование уголовно-процессуального законодательства ориентировано на обеспечение оптимальных условий правового регулирования и защиты прав, свободы и законных интересов граждан [2, с. 113].
Вопросы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) являются особо актуальными ввиду нечеткой законодательной регламентации и недостаточной теоретической разработанности проблемы процессуального статуса несовершеннолетнего, а также в условиях продолжающегося роста преступности несовершеннолетних [3, с. 227].
Следует понимать, что указанные участники уголовного судопроизводства в силу возраста, отсутствия необходимого жизненного опыта и знаний, в частности, в юридической сфере, не имеют возможности должным образом воспользоваться предоставленными им законом процессуальными правами. К сожалению, в России до сих пор не сформированы суды, специализирующиеся на рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних [3, с. 234]. Сказанное обуславливает необходимость со стороны законодателя обеспечивать действенными процессуальными гарантиями на всех этапах уголовного судопроизводства должный уровень защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних лиц, преследуемых в уголовном порядке.
Основополагающими для создания эффективной системы правовых средств, гарантирующих охрану прав несовершеннолетних участников уголовного процесса, являются международные принципы, а также свод правил, которые содержатся в документах ООН и прежде всего в Пекинских правилах [4], провозглашающих, что система правосудия в отношении несовершеннолетних должна обеспечивать права и безопасность несовершеннолетних и содействовать их психическому и физическому благополучию.
Исходя из конституционного положения о том, что материнство и детство, а также семья находятся под охраной государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ), государство в лице компетентных органов и должностных лиц, к числу которых, прежде всего, относятся судебные органы, прокурор, органы предварительного расследования, адвокат-защитник, специалисты в области педагогики и психологии, Уполномоченный по правам ребенка и др., обязано осуществлять охрану прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних лиц [5, с. 433]
В свете вышесказанного особую значимость приобретает прокурорский надзор за предва- рительным расследованием преступлений, совершенных несовершеннолетними, одним из основных назначений которого является охрана и соблюдение их прав, обеспеченных закрепленными уголовно-процессуальным законом дополнительными процессуальными гарантиями.
Как отметил председатель Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкин, в 2020 году по сравнению с 2019 годом в России наметился небольшой рост уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. За 11 месяцев 2021 года направлено в суд 7761 подобное уголовное дело, практически половина из них совершена в составе группы, более 200 несовершеннолетних вовлечены в совершение преступлений взрослыми [6].
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за 12 месяцев 2021 года поступило в суд 20 711 уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, из них рассмотрено по существу с вынесением приговора – 12 394 [7].
В структуре подростковой преступности подавляющее большинство составляют общественно опасные деяния, связанные с хищениями – 56,8 %; наркотиками – 11,9 %; угонами автотранспорта – 9,2 %; изнасилованиями и насильственными действия сексуального характера – 3,5 %; убийствами и причинением тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего – 1,6 % [6].
На необходимость осуществления действенного прокурорского надзора, направленного на обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних, с учетом, что последние являются одним из основных приоритетов государственной национальной политики, нацеливает Приказ Генпрокуратуры России от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», согласно которому основополагающей задачей является предотвращение нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, причинения им вреда, а также профилактика преступлений среди подростков (п. 1.1). В частности, прокурорам надлежит осуществлять эффективный надзор за исполнением действующего законодательства [8] в ходе досудебного производства как на этапе возбуждения уголовного дела, так и при осуществлении предварительного расследования, который должен носить предупреждающий характер (п. 1.3).
Прокурор обязан надзирать за выполнением особых правил, действующих в рамках уголовно- го судопроизводства, которые выступают в роли дополнительных процессуальных гарантий прав несовершеннолетних. Прежде всего, речь идет о соблюдении органами, осуществляющими производство по уголовному делу, тех процессуальных гарантий, которые обеспечивают права и законные интересы несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) при производстве следственных действий, а именно: существенно сокращенное время производства допроса несовершеннолетнего лица (см. ст. 425 УПК РФ); обязательное участие законных представителей (ст. 426, 428 УПК РФ), участие защитника (ст. 51 УПК РФ), а также педагога или психолога (ч. 4 ст. 425 УПК РФ) при производстве по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и ряд других.
При нарушении указанных процедур доказательства, полученные в ходе их осуществления, должны быть признаны прокурором недопустимыми. В связи с этим следует согласиться с позицией тех авторов [9, с. 37], которые аргументируют необходимость оформления данного решения в виде отдельного письменного процессуального документа (постановления), что позволит участникам судебного разбирательства понять позицию государственного обвинителя, исключившего из обвинения данные доказательства.
В первостепенные обязанности прокурора входит также оперативное применение соответствующих мер реагирования на факты незаконного и необоснованное избрания и применения к несовершеннолетним лицам, преследуемым в уголовном порядке, тех или иных мер процессуального принуждения (см. п. 2.2.12 Приказа Генпрокуратуры России от 13.12.2021 № 744), так как при производстве данных процессуальных действий могут быть существенно не только ограничены, но и нарушены права и законные интересы несовершеннолетнего лица. Одним из наиболее часто допускаемых компетентными органами и должностными лицами нарушений требований уголовно-процессуального закона является избрание и применение мер процессуального принуждения, прежде всего мер пресечения, без надлежащих к тому оснований [10, с. 42].
Так, в случаях необоснованного избрания и продления заключения под стражу несовершеннолетнему лицу прокурор должен обжаловать соответствующее судебное решение в вышестоящие судебные инстанции (в апелляционном, кассационном и надзорном порядке).
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2021 году было удовлетворено 661 ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из которых 94 – по уголовным делам средней тяжести, 1 – небольшой тяжести [7].
Одно из распространенных процессуальных нарушений, допускаемых органами предварительного расследования, заключается в том, что в решении об избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения в отношении несовершеннолетнего лица по уголовно-наказуемым деяниям средней тяжести отсутствует указание на те или иные исключительные обстоятельства, как того требует уголовно-процессуальный закон (см. ч. 2 ст. 108 УПК РФ) [11]. Кроме этого, вопреки правилу, содержащемуся в ч. 2 ст. 423 УПК РФ, должностные лица органов предварительного следствия и дознания при избирании в отношении несовершеннолетнего рассматриваемой меры пресечения не всегда оценивают возможность применения к нему меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым [11].
При установлении случаев незаконного и необоснованного избрания и применения в отношении несовершеннолетних лиц заключения под стражу в качестве меры пресечения прокурор в зависимости от формы расследования должен принять соответствующие меры реагирования, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (см. ст. 37 УПК РФ).
Под пристальным вниманием прокурора также должно находиться соблюдение правила о необходимости выделения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), совершившего уголовно-наказуемое деяние в соучастии со взрослым лицом (ст. 422 УПК РФ). К сожалению, нередко должностные лица, производящие предварительное расследование, вопреки требованию закона не выполняют указанное правило при наличии к тому оснований.
К процессуальным особенностям производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних следует отнести также и право органов предварительного расследования при наличии к тому оснований прекратить уголовное преследование с применением принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ). При этом следует подчеркнуть, что прокурор при согласовании постановления дознавателя о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении принудительной меры воспитательного воздействия должен принять во внимание, что возмож- 83
ность исправления несовершеннолетнего лица, преследуемого в уголовном порядке без применения наказания, должна быть подтверждена процессуальными документами (п. 2.2.15 Приказа Генпрокуратуры России от 13.12.2021 № 744).
В обязанности прокурора входит надзор за исполнением органами дознания и предварительного следствия требований, установленных ст. 421 УПК РФ, которая обязывает при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, помимо обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ, устанавливать его возраст, так как последний является одним из оснований наступления уголовной ответственности, а также условия жизни и воспитания, уровень психического развития, иные личностные особенности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц и иные обстоятельства. Несоблюдение упомянутой нормы прокурор должен принимать во внимание при решении вопроса о возвращении уголовного дела для дополнительного расследования. Невыполнение прокурором своих надзорных полномочий в данном случае нередко приводит к обнаружению подобных нарушений лишь в рамках судебного производства, что существенно сказывается на степени обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в досудебном производстве.
В приказе Генпрокуратуры России от 13.12.2021 № 744 справедливо подчеркивается, что государственное обвинение по уголовным делам о преступлениях, которые совершены лицами, не достигшими совершеннолетия, необходимо своевременно поручать прокурорским работникам, имеющим достаточно большой профессиональный опыт, тем самым создавая действенные условия для качественной подготовки к судебному заседанию (п. 2.3).
Таким образом, прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов, должен обладать необходимым опытом работы и профессиональной квалификацией, соответствующими морально-нравственными качествами, хорошо ориентироваться в специфике производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, проходить систематическую переподготовку не только по вопросам права, но и криминологии, педагогики, подростковой психологии и т. д., что должно обеспечивать с его стороны своевременное и эффективное реагирование на нарушения правоприменительной практики в исследуемой сфере и их предупреждение.
Список литературы Прокурорский надзор по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, как гарантия обеспечения их прав
- Певцова Е.А. Права детей и молодежи: актуальные проблемы правового регулирования отношений с участием молодых лиц: монография. Ярославль, 2013.
- Антонов И.О., Верин А.Ю., Клюкова М.Е., Шагиева Р.В. Трансформация института приостановления производства по уголовному делу в стадии предварительного расследования // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. № 4 (51). С. 113–116.
- Клюкова М.Е., Верин А.Ю. О понятии несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого по УПК РФ // Актуальные проблемы юридической науки: материалы XIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики»: в 5 т. Т. 3. Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2016. С. 227–235.
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml.
- Титаренко В.А., Малин П.М. Прокурорский надзор за законностью уголовного преследования в отношении несовершеннолетних и молодежи // SCIENCE TIME. 2017. № 3 (39). С. 433–436.
- Глава Следственного комитета – о причинах жестоких преступлений подростков // Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/12/28/glava-sledstvennogo-komiteta-oprichinah-zhestokih-prestuplenij-podrostkov.html.
- Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции за 12 месяцев 2021 года // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6120.
- Клюкова М.Е. Субъекты уголовного преследования // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2007. Т. 149. № 6. С. 273–279.
- Исаенко В.Н. Оценка прокурором доказательств в досудебном производстве // Законность. 2014. № 11. С. 34–38.
- Огородов А.Н. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2019.
- Обзор судебной практики применения судами Нижегородской области законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога за четвертый квартал 2014 год // Сайт Нижегородского областного суда [Электронный ресурс]. URL: http://nnoblsud.ru.
- Верин А.Ю. Правовой статус несовершеннолетнего и особенности его реализации: автореф. … канд. юрид. наук. Казань, 2017.
- Нечаева Е.В., Алексеева Т.Г. История развития уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних в России // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 4 (38). С. 132–137.
- Рыбакова О.С. Безопасность ребенка в контексте конституционных ценностей Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 3 (112). С. 103–111.